Папки-передвижки

Игры по формированию целостной картины мира и расширению кругозора детей дошкольного возраста

Светлана Аммосова
Игры по формированию целостной картины мира и расширению кругозора детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка по инновационной технологии «Ситуация»

для формирования целостной картины мира детей дошкольного возраста.

«Играем, учимся, развиваемся!»

ПРЕДИСЛОВИЕ

Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Дети играя, познают целостную картину мира. Поэтому занятия, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия».

Публикация «Игры по формированию целостной картины мира и расширению кругозора детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В пособии разработаны игры, в ходе которых осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общения в парах, группах, а так же с окружающим миром, живой и неживой природой. При этом дети не замечают, что идет обучение, - они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками и т. д. Вся система организаций занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. Насыщенность учебного материала игровыми заданиями и определила название пособия— “Учимся, играем, развиваемся!»

Большое внимание уделяется развитию вариативного мышления, воображение и творческих способностей детей. При этом уровень трудности заданий постепенно возрастает. Дети не просто исследуют различные объекты окружающего мира, но и решают различные варианты задач, которые требуют от них догадки, смекалки и наблюдательности.

Успешное самостоятельное преодоление препятствий помогает детям пережить радость победы, формирует у них желание и умение преодолевать трудности.

Автор Аммосова С. Д., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №28 «Кэнчээри» с. Танда» Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия) РФ

Игры с детьми по формированию целостной картины мира и расширению кругозора

«Мамины помощники»

(для детей 3-5 лет)

Дидактические задачи:

1. Тренировать мыслительную операцию, развивать воображение, речь.

2. Обогащать словарный запас.

3. Вызвать чувство гордости и радости за дела и поступки родного человека, чувство благодарности за заботу.

Ситуация: Ты нечаянно разбил (а) мамину любимую чашку. Твои действия?

Ход игры:

-Мы все помощники мамы. Давайте все дружно мыть посуду. Что вам нужно для этого? (рассказ детей : мы используем тряпку, вода должна быть теплая, мыло для посуды, сушилка и т. д.)

Воспитатель незаметно кладет на стол пазл (разбитая чашка).

-Ой-ой-ой! Мы нечаянно разбили мамину любимую чашку. Что делать? (детям дано задание собрать пазл «Чашка»)

-Как нам искупить свою вину? Какие действия нужно делать, чтобы не огорчать маму? (ответ детей; ласковые слова, просить прощение, поцеловать маму и т. д.)

«Новогодние подарки»

(для детей 3-5 лет)

Дидактические задачи:

1. Учить делить предметы по их свойствам

2. Тренировать мыслительную операцию

Ход игры:

-Как вы думаете какой праздник самый лучший? (воспитатель на руке держит елочную игрушку). Что у деда Мороза в мешке? (подарки)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть коробку с конфетами от деда Мороза.

-Поможем деду Морозу упаковать подарки.

-Эти конфеты для Ани и Саши. Но как бы нам сделать, что бы Ане и Саше достались похожие конфеты (изображение две равных мешочка, конфеты с однотонными цветами; 2 красных, 2 желтых, 2 синих, 3 зеленых).

После того как дети разложили конфеты по мешочкам на столе осталась одна конфета.

-Кому дать эту конфету? Если положу в мешочек Саши? (нельзя) Почему?

-А в мешочках должны быть равные по количеству конфеты.

(дети должны поделить пополам 9 штук конфет).

Чтобы сравнить равность конфет в мешочках выложим конфеты в параллельную полоску. Задачу с девятой конфетой решают дети сами

“В гостях у Федоры»

(для детей 3-5 лет)

Дидактические задачи:

1. Познакомить детей с берестяными и деревянными посудами.

2. Воспитывать уважительное отношение к труду других людей

3. Развивать мыслительную операцию

Подготовительная работа:

Дети посетили историко-краеведческий музей им. И. П. Готовцева, там они ознакомились со старинными посудами. Особо отмечали красоту необычных узоров старинной якутской деревянной посуды «кытыйа».

Ход игры:

-Мы в гостях у бабушки Федоры. Она для нас приготовила вкусные оладьи с вареньем. Приятного аппетита!

-Вот мы покушали. Что мы забыли сказать бабушке Федоре? (хотели поблагодарить бабушке, но она пошла в поле пасти коров)

-Как нам отблагодарить? Можно ли отблагодарить хорошим делом? Как? (дети решили убрать посуду со стола и все положить в сундучок как велела бабушка Федора)

-Кытыйа оказалось три штуки, а сундучок только один. Как переместить в один сундучок все три кытыйа? (детям самостоятельно предстоит собрать все три кытыйа в один сундучок)

«Моя деревня»

(для детей 4-5 лет)

Дидактические задачи:

1. Продолжение знакомить детей с достопримечательностями родной деревни

2. Развивать пространственное мышление

Материал: настольная игра «Прогулка по Танде», предметы означающие социумы (учреждения, кубик с цифрами 1, 2, 3, цветные фишки

Ход игры:

Педагог привлекает детей новой настольной игре «Прогулка по Танде». По карте своей деревни Танда дети делают ход с помощью кубика и фишек разного цвета. По дороге останавливаются у здания, и определяют, по месту нахождения учреждение, где остановились. Если это школа, дети находят среди картин принадлежности для школы. Если около больницы, приложат медицинские инструменты и т. д.

Для закрепления играем игру «Куда попали мы?». Воспитатель показывает предметы, дети называют учреждения: шприц-больница, глобус-школа и т. д.

«Дружба крепкая»

(для детей 5-7 лет)

Дидактические задачи:

1. Расширить знания детей о животных жарких стран.

2. Обогащать словарный запас.

3. Воспитывать нравственное отношение к окружающим.

Предварительная работа: просмотр фильмов, картин о джунгли. Знакомство о летающих аппаратах (воздушный шар).

Ход игры:

На большом экране пейзаж джунгли, звуки тропического леса.

-Мы на воздушном шаре прилетели в джунгли. Высокие пальмы с бананами, мартышки веселые, пестрый попугай…

Далее игра «Угости обезьяну бананами»; дети по веревке с помощью палки продвигают бананы в сторону обезьянки.

Внимание! (на экран)

-Перед старшей мартышкой лежат много банана, он очень весело улыбается, остальные обезьянки погрустили. Почему? (им не досталось банана) Что сделать, чтобы всем мартышкам было весело? ( решение ситуации: вежливо попросить, чтобы старшая мартышка поделилась бананами.). Делаем итог.

-За хороший поступок старшая мартышка хочет угостить Ваню (Аню) конфетами (Ване достается вся упаковка конфет. Далее действие детей.). Итог

«Букашкина страна»

(для детей 5-7 лет)

Дидактические задачи:

1. Формирование знаний детей о насекомых

2. Развивать умение сравнивать свойственные признаки

3. Воспитание доброго отношения к живой природе.

Материалы: вырезанные из картона силуэты красного и зеленого жука, табло с изображением листочков красного и зеленого цвета, игрушка волчок со стрелкой, круглое табло с картинками насекомых, аудиозапись «голоса птиц», медиа-слайд «Две букашки»

Ход игры:

Давайте поиграем! Игра «Назови меня». Дети разрешите мне крутить барабан. (дети говорят название насекомых)

На лесной поляне встретились два жука. Посмотрели друг на друга и удивились:

-Ты почему весь такой зеленый?

-Что бы птицы не клевали.

-Птицы все равно нас съедят.

Воспитатель:

-Бедные букашки, как бы им помочь? (версии детей : спрятать надо)

-Где? Как? (табло с красными и зелеными листьями) Куда их спрятать?

-Под листик не спрятаться, листья нарисованные. ( дети сами должны найти ответ: красный на красный, зеленый на зеленый)

Пролетает птица и не замечает букашек. Дети рады, что помогли букашкам.

-Почему птица не увидела букашек? (закрепление)

«Садовники»

(для детей 5-7

Дидактические задачи:

1. Учить ребенка ориентироваться в пространстве, запоминать название цветов

2. Обогащать знание о свойствах предмета.

3. Воспитывать чувство взаимопомощи

Материал: макет сада, лопаточка.

Ход игры:

-Ребята, мой друг Садовник потерял лопаточку и просит помочь найти ее. Поможем?

Садовник: Я помню с лопатой работал возле сирени

Затем остановился около роз

Разрыхлил почву ромашек

Выровнял грунт подсолнухам

-Значит нам надо составить план, где искать. План—это материал который поможет нам найти лопатку. (Дети сами составляют план, вспомогательным материалов послужит слова Садовника)

-Цветов и кустарников много в саду, но Садовник работал лопатой только к конкретных местах…

По составленному плану дети начинают искать лопату; сирень—роза—ромашка—подсолнухи.

УРА! (дети находят лопаточку под грунтом подсолнухов)

Для закрепления играем с детьми игру «Букет цветов». У детей на руках по одному цветку из разных видов. Воспитатель зовет детей по имени цветка. Ребенок прибегает и садится в воображаемую вазу с водой.

Методические рекомендации:

-Игры можно проводить как и на занятиях, так и в режимных моментах, например, во время ежедневных прогулках с детьми;

-Материалы можно заменить игрушками заместителями;

-Провести подготовительную работу (беседы, просмотр картинок, фильмов и т. д.);

-Для развития воображения ребенка следует использовать ТСО, сюрпризные моменты для эффективного включения ребенка в игровую ситуацию;

-Следует обратить внимание на связность изучаемого материала с жизненным опытом ребенка, его возрастными особенностями и уже имеющими у него знаниями;

-Во время игр учитывается осуществление детьми выбора вариантов, например, игрушек, партнера и т. д. ;

-Эксперименты можно повторить в других условиях, с другими материалами, оборудованиями, партнерами;

-Не в коем случае не стоит торопить или остановить малыша—каждый ребенок должен работать в своем темпе;

-Не следует настаивать на том, чтобы ребенок сделал все задания за один раз. Но уже начатое надо довести до конца, мотивируя это значимым для ребенка образом;

-Дать детям возможность самостоятельно управлять деятельностями, взять на себя ответственность, руководить, действовать;

-Задание следует усложнять в соответствии возрасту ребенка;

Удачи!

Публикации по теме:

Конспект занятия по формированию целостной картины мира. Рассматривание картины «Кошка с котятами» (вторая младшая группа) Конспект НОД, включающей восприятие детьми произведений искусства. Рассматривание картины «Кошка с котятами». 1. Кто изображен на картинке?.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Муравьи» Цель: формирование целостной картины мира. Задачи: - воспитывать чувство коллективизма, желание помочь другу в трудной ситуации; - развивать.

Конспект НОД детей в младшей группе по формированию целостной картины мира «Домашние животные» Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Игра». Цель: Развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира «В мире цветов» для детей младшего дошкольного возраста Тема: «В мире цветов» Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, опытно-экспериментальная, коммуникативная,.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Кроватка для кукол» в группе среднего дошкольного возраста. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ Ф. К. САЛМАНОВА КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности по.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира, расширению кругозора в подготовительной к школе группе. Проект на тему: «Азбука дорожной безопасности» Воспитатель МКДОУ «Детский сад № 30» Жукова Ольга Юрьевна Проблема: Для чего необходимо.

Конспект занятия в средней группе формирование целостной картины мира расширение кругозора «Волшебная вода» в средней группе Тема: «Волшебная вода» (занятие в средней группе) Цель: Познакомить детей с основными свойствами воды. Задачи: • Уточнить знания детей.

«Весна. Весенние признаки». НОД по формированию целостной картины мира с детьми младшего дошкольного возраста Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, художественная, оздоровительная, трудовая. Интеграция познавательных областей: «Познание»,.

ООД по формированию целостной картины мира «Путешествие в лес» для детей старшей группы ООД по формированию целостной картины мира «Путешествие в лес» для детей старшей группы Задачи: Формировать умение ориентироваться в растительном.

Конспект ООД по формированию целостной картины мира для детей 4–5 лет «Перелетные и зимующие птицы» Белкова Ирина Павловна, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад с. Бакчара» Цели занятия: • углубить и расширить знания.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игры по формированию целостной картины мира и расширению кругозора детей дошкольного возраста
Опубликовано: 26 апреля 2018 в 10:16
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры по формированию целостной картины мира и расширению кругозора детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Аммосова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД