Ирина Скакунова
Конспект занятия по познавательному развитию «Чай из бабушкиного самовара» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад им. Ю. А. Гагарина»
Конспект образовательной деятельности
по познавательному развитию
тема:
«Чай из бабушкиного самовара»
Составила и провела:
воспитатель Скакунова Ирина Валерьевна
г. Гагарин
2016г.
Цель:
развитие нравственных чувств на основе изучения культуры родного края.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Чай из бабушкиного самовара“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Самовар
- Средняя группа
- Чай, чайные листья
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
• познакомить детей с бытом предков, со сложившимися традициями, с одеждой крестьян;
• учить находить в изображенных старинных предметах аналоги, формировать представление о жизни и быте крестьян;
• воспитывать интерес к национальной культуре.
Предварительная работа: посещение музея «Чайная изба».
Материал: самовар, угощенье, альбом, иллюстрации, дидактическая игра «Каждой вещи – свое место»
Словарная работа: горница, занавески, самовар, лучина, сарафан, душегрейка.
Ход.
Воспитатель (одет в русский сарафан) : Когда я была маленькой, то любила приезжать в гости к своей бабушке. В горнице светло, пахнет мятой. На полу – домотканые дорожки. На окнах кружевные занавески.
- Зимой, когда на улице трещат морозы, забирались мы с бабушкой на печь, устраивались поудобнее и начинала бабушка сказки сказывать. А знала она их много и о добрых людях, о волшебных животных и птицах. Так я и засыпала под бабушкину сказку.
- Бабушка вставала рано, ей надо было топить печь. Просыпалась я от потрескивания березовых дров. В горнице пахло блинами, они возвышались горкой в центре стола, уже пыхтел самовар.
Воспитатель приглашает детей пить чай. На столе самовар, маленький
Дети усаживаются за стол. Воспитатель занимает место у самовара.
Воспитатель: Я буду хозяйкой, а чай всегда разливает хозяйка дома. (Воспитатель разливает чай, предлагает конфеты, пряники).
Воспитатель: Бабушкин самовар был большой, блестящий, медный. Стоял он на самом видном месте.
- Знаете, как он грел воду? (предположения детей)
Воспитатель: Вы пейте чай, а я вам расскажу.
«Чтобы приготовить чай, бабушка просила дедушку «раздуть» самовар. Дедушка наливал в самовар воду, доставал лучину, брал из печи горячие угли, засыпал их в трубу, которая находилась в центре самовара, и начинал раздувать угольки через специальное отверстие внизу трубы. Сухая лучинка быстро загоралась, и вода закипала.
Как только вода закипала, бабушка заваривала ароматные травки, которые собирала летом: мяту, зверобой, липовый цвет и др. Приятный запах разносился по всей горнице. Ох, и вкусный же был чай у бабушки! Пили мы его с сахаром или вареньем.
Вечером, когда все дела сделаны, хорошо всей семьей посидеть у самовара. Бабушка меня учила : если не хочешь больше пить, переверни чашечку, вверх дном. Таков был обычай».
Хоровод «Заинька»
Воспитатель предлагает рассмотреть бабушкин альбом.
Воспитатель: Бывало, сядем с ней рядышком, возьмем альбом, и бабушка, перебирая фотографии, рассказывает о своей жизни, о подругах, о нарядах, праздниках.
- В праздники надевали самые богатые торжественные одежды. (Дети вместе с воспитателем рассматривают одежду).
- Рубаха украшалась особым узором. Поверх рубахи надет праздничный сарафан с красивыми узорами по подолу, а сверху одевалась пышная душегрейка.
Воспитатель: Посмотрите на головной убор, кто знает, как он называется? (Ответы детей).
- Это – сорока. Он вышивался бисером и золотой нитью.
Воспитатель: А в будничные дни одежда была простой, скромной. Но и повседневную рубаху, украшали узором. В долгие зимние вечера женщины собирались у кого-либо в избе, пели и вышивали.
У меня до сих пор сохранились некоторые бабушкины вещи. Например, вот эта рубаха и сарафан.
Вместе с воспитателем дети рассматривают сарафан.
Занятие заканчивается дидактической игрой «Каждой вещи - свое место»
Дидактическая игра «Каждой вещи – свое место»
Цель:
• учить находить в изображениях старинных предметов аналоги современных;
• формировать представления о жизни и быте крестьян;
• развивать интерес к познанию нашей истории.