Анна Воропаева
НОД по познавательному развитию в средней группе «Игрушки из бабушкиного сундучка»
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Основным усвоением, обеспечивающим качество и результат воспитания и обучения дошкольников на идеях народной педагогики, является взаимодействие воспитателя, музыкального руководителя, воспитателя по изодеятельности, педагогов по дополнительному образованию, родителей.
Тема: «Игрушки из бабушкиного сундука».
Публикация «НОД по познавательному развитию в средней группе „Игрушки из бабушкиного сундучка“» размещена в разделах
Возраст детей: средняя группа, 4-5 лет.
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция с другими областями: «Развитие речи», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Программное содержание:
Цель: познакомить детей с русскими народными куклами, куклой-оберегом.
Задачи:
Образовательная: расширять и закреплять представления детей о русских народных традициях, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества, обогащать активный словарь детей 5-го года жизни малыми фольклорными формами.
Развивающая : развивать у детей среднего дошкольного возраста интерес к русскому народному быту.
Воспитывающая: воспитывать любовь к своему народу, его творчеству, пробуждать эстетические чувства у детей средней группы детского сада, сделав акцент на красоту и простоту русской народной куклы.
Планируемый результат: дети научатся делать куклу Пеленашку.
Предварительная работа: чтение сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», рассматривание соломы, разучивание стихотворения о кукле.
Оборудование: новая кукла, куклы Полено, Масленица, Пеленашка, сундук, лоскутки ткани.
Структура:
1 часть: 1 минута
2 часть: 2 минуты
3 часть: 3 минуты
4 часть: 13 минут
5 часть: 1 минута
Общее время: 20 минут.
Резервное время: 1-2 минуты.
Демонстрационный материал: куклы Полено, Масленица, Пеленашка.
Раздаточный материал: лоскуты ткани для кукол-пеленашек.
№ Этапы занятия
и время Формы, методы и приемы работы Совместная деятельность педагога и детей Самостоятельная деятельность детей Результат
1 Организационный момент
1 мин Наглядные: рассматривание игрушек
Словесные:
-вопросы,
- ответы,
-художественное слово: чтение стихотворения В. Берестова.
Воспитатель: Ребята, вы видите, сколько у нас в группе игрушек! Вам нравятся наши игрушки?
Предполагаемый ответ детей: да
Воспитатель: Откуда у вас, ребята, появляются игрушки?
Предполагаемый ответ детей: из магазина, в качестве подарков.
Друзей не покупают,
Друзей не продают,
Друзей находят люди,
А также создают.
И только у нас,
В магазине игрушек,
Огромнейший выбор
Друзей и подружек!
В. Берестов
Воспитатель: А вы знаете, из чего сделаны ваши игрушки?
Предполагаемый ответ детей: Из пластмассы, резины, ткани. Ответы детей на вопросы из опыта личной жизни Верные ответы детей на вопросы педагога
2 Мотивационно – ориетировочный
2 мин Наглядные:
Рассматривание куклы, полена, ткани, соломы
Словесные:
-загадывание загадки,
-вопросы,
-ответы,
-рассказ воспитателя
-похвала Воспитатель: хотите угадать, о какой игрушке мы поговорим? Попробуйте отгадать загадку.
Может она сидеть в коляске,
Закрывать умеет глазки.
Волосы льняные, глазки голубые.
И обуты ножки в синие сапожки.
На красавице пальто.
Догадались? Это кто?
Предполагаемый ответ детей: Кукла.
Воспитатель: Современные куклы красивые, но давным-давно куклы были совсем другие. В старину дети могли только мечтать о таких игрушках, как у вас. Их игрушки были просты и неприхотливы. Чаще всего игрушки мастерили сами родители, бабушки и дедушки.
Воспитатель: посмотрите, какие интересные предметы у меня есть.
Что это? (показывает полено, тряпочки и солому)
Предполагаемые ответы детей: полено, солома, тряпочки, материал.
Воспитатель: вы знаете,что это необычные предметы, они умеют превращаться. Как вы думаете, что из них можно сделать?
Предполагаемый ответ детей: платье сшить, накормить козу, корову…
Воспитатель: а хотите узнать, что из этих предметов делали наши бабушки и дедушки?
А где мы сможем посмотреть старинные вещи?
Предполагаемый ответ детей: у бабушки, в музее, в книжках.
А может быть мы отправимся в наш музей «Русская изба», где много интересного и необычного. Рассматривают новую куклу, отвечают на вопросы, отгадывают загадку
Верные ответы детей на вопросы, загадку воспитателя
3 Поисковый
3 мин Наглядные:
Сундук, полено,
рассматривание игрушки Полено Воспитатель : (В избе их встречает хозяйка в русском костюме).
- Здравствуйте девчонки- веселушки, озорные хохотушки!
- Здравствуйте ребята-молодцы, озорные удальцы!
- Добро пожаловать ко мне в избу, посидим, поглядим, послушаем, да интересно поиграем. В нашем детском саду мастера живут, своим трудом, любовью, радость нам несут. Посмотрите, сундук стоит.
Я уверена, много тайн он хранит,
К сундуку я сейчас подойду,
Может, что-нибудь в нем найду.
Воспитатель: Как вы думаете, что в нем лежит?
Этот сундук достался мне от моей бабушки, она в нём хранила свои игрушки, когда была маленькая. Хотите посмотреть, что в нем?
Располагаются в мини-музее как им удобно,
отвечают на вопросы Приняли ситуацию, правильно отвечают на вопросы
Наглядные: показ кукол Полено, масленицы, Пеленашку,
Словесные:
-вопросы, ответы детей, художественное слово, потешка, рассказ ребенка, рассказ воспитателя
Игровые: подвижная игра с куклой,
мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, вариативность Воспитатель достаёт из сундука полено.
Воспитатель: Посмотрите, что у меня в руках? Какое оно? Потрогайте.
Предполагаемый ответ детей: полено, дерево,
Шершавое, тяжелое.
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли с ним играть?
Предполагаемый ответ детей: нет.
Воспитатель: А что можно сделать с поленом, чтобы с ним захотелось поиграть?
Предполагаемый ответ детей: игрушку сделать из него.
Воспитатель: А вот посмотрите, что из полена сделала Варя с мамой. (Воспитатель достаёт из сундука куклу поленницу).
- Варя, расскажи ребятам про эту куклу.
Варя:
- В старину на Руси кукол делали для разных случаев, таких кукол не купишь в магазине, они сделаны своими руками, а главное, с большой любовью.
Это обыкновенная кукла Полено, с такими куклами играли дети. Они делались из обыкновенного полена, на котором завязывались платок и тряпица вместо платья – игрушка готова.
Воспитатель: А вы знаете стихотворение про куклу?
Женя: Кукла просто загляденье,
Детям всем на удивленье!
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить,
Вам придётся не лениться
И старанье приложить!
Воспитатель: Как вы думаете, а какая наша кукла?
Предполагаемые ответы детей: маленькая, веселая.
Воспитатель: Да, наша кукла Полено весёлая, озорная и очень хочет с вами поиграть.
Встанем все по кругу, по кругу, по кругу,
Приветствуя друг друга, друг друга, друг друга.
Воспитатель: : С куклой ты попрыгаешь?
Дети: Прыгаю, прыгаю!
Воспитатель А ты ножками подрыгаешь?
Дети: Подрыгаю, подрыгаю!
Воспитатель: А ты ручками похлопаешь?
Дети: Похлопаю, похлопаю!
Воспитатель А ты ножками потопаешь?
Дети: Потопаю, потопаю!
Воспитатель Руками помашем?
Дети: : А потом попляшем?
Дети: Попляшем, попляшем
Воспитатель: Спасибо Варе и её маме за такую замечательную куклу, она остаётся жить у нас в музее.
Воспитатель: В сундуке ещё сюрприз нас ждёт. (Достаёт из сундука куклу Масленицу из соломы). Посмотрите, ребята, а из чего сделана эта кукла?
Предполагаемые ответы детей: из травы, соломы.
Воспитатель: Правильно, эта кукла сделана из соломы и называется она Масленица.
Дорогая наша гостья Масленица,
Авдотья Изотьевна!
Дуня белая, Дуня румяная!
Коса длинная трёхаршинная,
Лента алая.
Воспитатель: Такую куклу делали в старину из соломы, только большую на праздник Масленицы.
Воспитатель: Ребята, расскажите, во что она одета?
Предполагаемые ответы детей: в сарафан.
платочек, косынка
Воспитатель: В старину было принято, чтобы голова была покрыта. Поэтому на голове у неё платочек.
Воспитатель: Вам понравилась эта кукла?
Предполагаемые ответы детей: да
Воспитатель: Ребята, Масленица остаётся жить у нас в мини-музее и мы с вами сможем ещё с ней поиграть.
- Девочка - клубничка
Румяное личико.
Щечки что яблочки,
Губки как ягодки.
Носик -курносик
Пуговкой.
Глазки серенькие, зубки беленькие. (Достаёт тряпичную куклу Пеленашку). А из чего сделана эта кукла?
Предполагаемые ответы детей: из тряпочек., на головке платочек, завернута в пеленку, перевязана ленточкой.
Воспитатель: Ребята, это тряпичная кукла и называется она Пеленашка. Тряпичная кукла игрушка не простая, а заветная, это оберег.
Воспитатель: А вы знаете, что такое оберег?
Предполагаемые ответы детей: нет.
Воспитатель: Оберег – это предмет, который оберегает человека от несчастья, защищает от болезни, охраняет дом.
Воспитатель: Пеленашка – это самая первая кукла, которая раньше была у деток, мамы делали их для своих деток, когда те ещё в колыбельке качались. Потом детки подрастали и учились сами делать такую куколку.
Воспитатель: Ребята, вам понравилась эта кукла?
Предполагаемые ответы детей: да
Воспитатель: Аня, а ты хотела бы, чтобы у тебя такая была?
Предполагаемые ответы детей: да.
Воспитатель: Ребята, а может быть мы тоже сделаем себе таких кукол?
Предполагаемые ответы детей: хотим
Воспитатель: Кукол мастерить хотите? Что ж внимательно смотрите!
Воспитатель: Все необходимые материалы, для изготовления таких кукол у вас уже лежат на столе. Выберите себе лоскутки для платочка. Делаем вместе со мной.
1. Белую ткань складываем пополам и плотно сворачиваем снизу вверх.
2. Складываем ткань для платочка куклы по диагонали, на уголок.
3. На головку куклы Пеленашки повязываем платочек, концы заводим за спинку крест-накрест, не завязывая узла.
4. Кладем куклу поверх пеленки, предварительно немного отогнув ее верхний край.
5. Куклу Пеленашку обвиваем (узкой длинной полоской ткани, веревочкой, лентой или резиночкой). Начинаем заводя за голову, затем перекрещиваем впереди и перетягиваем оба конца внизу.
- Кукла Пеленашка готова! 4 Практический 13 мин
5 Рефлексивно-оценочный
1 мин Наглядный: рассматривание изготовленных кукол
Словесные:
вопросы, ответы детей
похвала,
«резюме» Воспитатель: посмотрите, какие красавицы у нас получились! Вам понравилось делать куклу?
Предполагаемые ответы детей: да
Воспитатель: теперь у вас будет новая игрушка, которую вы сделали своими руками.
Воспитатель: Я рада, что вам понравилось делать куклу. А какая кукла вам больше понравилась или запомнилась? Чему же мы с вами сегодня научились?
Подведение итогов воспитателем: Ребята, мы хорошо поработали, давайте скажем каждому из нас спасибо. Спасибо вам за работу! Рассматривание своих кукол, ответы на вопросы Дети сделали куклу