Жанна Степанова
Игрушка и её роль в воспитании слепого ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Игрушка и её роль в воспитании слепого ребёнка.
Игровая деятельность многообразна, и внутри каждого её вида изо дня в день ребенок развивается психически и физически, идет процесс формирования его личности.
Для слепого ребенка игрушка приобретает особое значение. Глубокое нарушение зрения ограничивает возможность познавать окружающее пространство и действовать в нём. При определённых условиях игрушка может помочь слепому ребёнку увереннее входить в мир реальных вещей и отношений.
Публикация «Игрушка и её роль в воспитании слепого ребёнка» размещена в разделах
Игра с игрушками, подобранными с учетом потенциальных возможностей ребёнка, способствует его психическому развитию, помогает формированию коллективной деятельности детей, учит ориентироваться в пространстве.
Очень важно научить слепого ребёнка играть с игрушкой. Этому предшествует подготовительная работа, в процессе которой его знакомят, если это возможно, с окружающими реальными предметами и их назначением, а затем сравнивают их с соответствующими игрушками.
С первого месяца жизни дети сталкиваются с игрушкой, которая становится их неизменной спутницей на долгие годы. Посредством игрушки ребенок лучше узнаёт окружающие предметы, знакомится с их назначением, принципом действия. Игрушка способствует развитию и реализации потребности ребёнка в общении.
Игрушки подразделяются на виды, такие как:
1. Моторно-спортивные и тренировочные игрушки
2. Сюжетно-образные
3. Технические игрушки
4. Музыкальные
5. Театральные
6. Игры-забавы и
7. Настольные игры.
Моторно-спортивные и тренировочные игрушки способствуют развитию мелкой моторики, умению ребёнка ориентироваться в пространстве, развитию внимания, выдержки, организованности. К таким игрушкам относятся мяч. прыгалки, обруч, кегли, а также игрушки, способствующие развитию мелкой моторики (это мозаика, бирюльки и. т. д)
Сюжетно- образные игрушки предназначены для творческих, сюжетно-ролевых игр. Это мягкие игрушки, куклы, а также транспортные игрушки, знакомящие с внешним видом автомобиля.
Технические игрушки с механическим управлением : экскаваторы, автомобили, поезда, модели летательных аппаратов, игрушечные фотоаппараты и т. д. Эти игрушки демонстрируют физические законы и производственные процессы. Внимание ребенка. Играющего с технической игрушкой, направлено на управление ею.
К этому же виду относятся игрушки, предназначенные для конструирования- строительные наборы, конструкторы и т. д.
Музыкальные игрушки- это примитивные музыкальные инструменты, поющие птицы, музыкальные волчки и т. д., развивающие музыкальный слух ребёнка.
Театральные игрушки –это куклы би-ба-бо, марионетки, теневой театр и т. д.
Игры-забавы это клюющие цыплята, утка, которая несёт яйца,
прыгающий зайчик, кувыркающийся паяц на лесенке и т. д. Такие игрушки вызывают у детей радостное настроение.
Настольные игры с дидактическими задачами и правилами- это лото, пирамидки и т. д. Игрушки этого вида развивают сообразительность, внимание, помогают ребёнку ориентироваться в форме, цвете, величине предмета.
Психическое развитие слепого ребёнка имеет свои специфические особенности. Поэтому не всегда в его воспитании могут использоваться игрушки, предназначенные для зрячих детей. В то же время, дети, лишенные зрения, развиваются по тем же основным законам, что и зрячие. Для их полноценного развития необходимо развитие игровой деятельности.
Игровая деятельность способствует исчезновению навязчивых движений у слепого ребенка.
Игрушка для слепого ребенка является одним из средств познания окружающего мира. Поэтому для того. Чтобы избежать создания у него искаженного представления о том или ином предмете, игрушка должна отражать реальную форму и пропорции этого предмета, его типичные признаки. Существенные детали игрушки должны быть хорошо осязаемы.
Для слепого ребёнка большое значение имеет величина игрушки. Слишком большие и маленькие игрушки не соответствуют его осязательным способностям. Для них оптимальны игрушки средней величины (9-30 см).
Материал, из которого изготавливаются игрушки должен быть приятен для осязания и сходен с материалом натуральных предметов.
Учитывая, что у некоторых слепых детей есть цветоразличие, игрушки должны быть ярко окрашены.
Развитие слуха занимает большое место в воспитании слепого ребёнка. Поэтому для его игры предпочтительнее игрушки со звуковыми эффектами.
Необходимо, чтобы игрушка способствовала развитию игровой деятельности и воображению ребёнка. Этим задачам в первую очередь, отвечают игрушки- образы, такие как куклы.
Кукла должна быть среднего размера (20-30 см). наиболее соответствуют требованиям осязательного восприятия куклы, изготовленные из мягкой пластмассы. У куклы должны быть выразительные глаза и рот. Желательно, чтобы глаза у куклы были вставленными, с приклеенными ресницами и чтобы они закрывались. Нос, уши,брови куклы должны быть четкими, удобными для осязания. Голова, руки и ноги обязательно должны быть подвижными. Кукла должна иметь простую, легко снимающуюся одежду, застежка может быть на кнопках или пуговицах. Хорошо, если на ногах у куклы носки или тапочки.
Первый год жизни ребёнка характеризуется активной ориентировочной деятельностью: ребёнок тянется к предмету, хватает, удерживает, бросает его. В это время кукла не выступает в функции человека- она предмет действия. Целесообразно купить фигурку из мягкого материала. Небольшие, с неподвижными руками и ногами фигурки людей удобны для игры.
На втором году жизни, играя, ребенок продолжает манипулировать куклой, как любым предметом. Однако уже может и самостоятельно действовать с ней по показу взрослых. Он часто завертывает и развертывает куклу, баюкает её. В этот период, помимо фигурок удобны простые резиновые куклы средних размеров (30-40 см).
Постепенно кукла в руках ребёнка «оживает» и в игре начинает применяться по назначению- выступает в функции человека. Ребёнок наделяет её жизнью. К трем годам всё больше места в жизни детей занимают сюжетно-ролевые игры, в которых они сами выбирают роли, сами придумывают сюжет. Содержание игр несложное, это повторение действий взрослых по обслуживанию малыша. Преобладают бытовые игры. В которых ребёнок куклу баюкает, катает, кормит, одевает и раздевает. Его интересует одетая кукла с подвижными руками и ногами. Удобнее куклы ростом 25-35 см.
Детей 5-7 лет интересуют сюжеты, отображающие разные события: путешествия, театр. стройку.
Разнообразная тематика игр. активность и более высокий объём сведений требуют и различных по содержанию и оформлению кукол средних размеров (35-45 см). нужны им куклы и больших размеров. Удобные для катания в колясках, для хороводных игр.
Детям старшего дошкольного возраста нужны комплекты кукол- семья, моряки, летчики (10-12 см).
Некоторые ошибочно считают, что мальчики совсем не играют и даже не должны играть с куклой. Своеобразный, с возрастом иной характер игр мальчиков побуждает родителей выбирать им «мальчишеские куклы». Так, футболист импонирует интересам мальчиков. В играх он спортсмен, космонавт, турист. Куклы нужны мальчикам не только в роли детей, но и в качестве пассажиров разных видов транспорта, шоферов, машинистов и т. д.
Именно в играх с куклами воспитываются чисто человеческие и глубоко социальные эмоции, внимание к людям.