Анна Афанасьева
Собрание бабушек и дедушек «Роль старшего поколения в воспитании ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Собрание бабушек и дедушек
«Роль старшего поколения в воспитании ребёнка»
Форма проведения: «Голубой огонёк».
Ход встречи
1-ая ведущая. Здравствуйте, дорогие гости! Мы пригласили вас на нашу встречу, чтобы вы сегодня отдохнули, отвлеклись от повседневных забот и пообщались. Скажите, пожалуйста, а как вы обычно отдыхаете дома? (Ответы.)
Публикация «Собрание бабушек и дедушек „Роль старшего поколения в воспитании ребёнка“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
2-ая ведущая. Как интересно вы умеете отдыхать! Недавно проведённый в нашей стране блиц-опрос показал, что самым доступным и любимым отдыхом у нас по-прежнему является «телевизор+диван».
3-я ведущая. А что в этом отдыхе плохого? Это же так здорово – сесть перед экраном вот с такой коробкой конфет и чашкой чая!
1-ая ведущая. Ну, вы размечтались! Разве в детском саду такое возможно?
2-ая ведущая. А почему бы и нет? У нас всё есть: и чай, и конфеты, и большой телевизор!
3-я ведущая. Уважаемые телезрители! В начале нашего «Голубого огонька» предлагаем вам посмотреть видеоклип, снятый недавно корреспондентами городского телеканала в северной глубинке…
Песня «Родимый дом» (на фоне фото - слайдов)
2-ая ведущая. Дорогие телезрители, вас приветствует городской телеканал с программой «Новости города». На связи наш корреспондент Афанасьева А. Б., которая проводит интервью «Роль старшего поколения в воспитании ребёнка».
Интервью (с микрофоном)
1. Как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребёнка – семье или детскому саду?
2. В старину хозяином в доме считался отец. Кто, по вашему мнению, должен быть хозяином в современном доме?
3. В чём вы видите ценность участия бабушек и дедушек в семейном воспитании?
4. Отчего, на ваш взгляд, возникают разногласия между старшим поколением и родителями ребёнка?
5. Можно ли, в тайне от родителей, разрешить ребёнку то, что они ему запретили?
6. Нужно ли защищать внука, если родители его наказали?
7. Как часто вы говорите внукам слово «нельзя»?
8. Стоит ли рассказывать детям о плохих поступках их родителей в детстве?
9. Что лучше: читать или рассказывать детям сказки?
10. Можно ли рассказывать страшные истории или сказки на ночь?
11. О чём можно спросить ребёнка, пришедшего из детского сада?
1-ая ведущая. Разобраться в верности ваших суждений поможет программа «Глаза в глаза» на канале «Культура», которую ведёт педагог-психолог.
Консультация педагога-психолога «Роль старшего поколения в воспитании ребенка»
Семья для ребёнка – это пространство, в котором закладывается отношение к миру людей. Например, судя по устоявшимся традициям полинезийцев, – между детьми и «старшими родителями» издавна существует прочная душевная связь. В Новое время, с началом новой индустриальной эпохи, «большая семья», постепенно вытеснилась «малой». Но и в «малой» семье родители родителей принимали деятельное участие в воспитании нового поколения.
Как определить потенциал старости в современном мире?
Потенциал старости растёт : старшее поколение играет огромную роль в передаче юным культурных, религиозных, этических норм и ценностей.
Внуки также являются мотивацией для развития бабушек и дедушек. Это своего рода «внукоторапия» : занимаясь с ребёнком, бабушка и дедушка могут заново открыть для себя мир - с новыми эмоциями, опять яркий и неизведанный.
Ребёнок и бабушка рождаются практически одновременно и наступают метаморфозы: свекровь и тёща преобразуются в помогающих бабушек, тесть и свекор – в достаточно сносных дедушек.
Из-за внуков взрослому поколению приходится овладевать новыми компьютерными технологиями, узнавать о новых увлечениях внуков и жить их интересами, привлекая тем самым к себе.
Есть ли отличие между родительской и бабушко-дедушкиной семейной педагогикой?
Конечно, есть, и связано оно с природой, сущностью, психологией просто родителей и дважды, а то и трижды родителей.
Если первые родители ещё слабо осознают залог своего бессмертия и своего продолжения в своих детях, то для старшего поколения их «кровинушки» - это бесспорное и очевидное наследие!
Бабушки и дедушки хотят наложить на своих возлюбленных потомков прочное, устремлённое в далёкое будущее, передаваемое из рода в род, душевное тепло– укрепить во внуках лучшее, о чём мечталось, лучшее, что удалось накопить, надёжно- спасительное и прочное – ЛЮБОВЬ!
Отсюда все «+» и «-» бабушко-дедушкиного воспитания. Чаще всего это всепрощение, иногда мудрое, реже чрезмерное, вызванное желанием компенсировать родительскую занятость, а зачастую - бездушие.
Но, именно первые уроки бабушко-дедушкиного общения самые важные и незаменимые.
Мощный заряд любви облегчает принятие мира и даёт осознание защищённости, а значит, оптимистический потенциал ребёнка активизирован.
Конечно, не желательны любые крайности: есть примеры как слишком жестоких, жестокосердных прародителей, и слишком балующих своих внуков. В этих случаях потомки нередко не испытывают благодарности к старшему поколению и остаются обделёнными ценнейшим опытом.
К сожалению, между двумя поколениями родителей иногда идёт война из-за любви детей. Следует помнить, что в центре этих «баталий» находятся те, ради которых мы существуем. Следовательно, необходимость взаимного признания, понимания между всеми участниками семейного воспитания жизненно важна.
Вот фрагмент из очень длинного списка тех, кому признателен весь мир:
• Михаил Юрьевич Лермонтов воспитывался у бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, получил превосходное образование.
• Дед русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова мечтал о внуке и принял активное участие в воспитании своего потомка.
• В возрасте 75 лет великий французский поэт Виктор Гюго издал поэтический сборник «Искусство быть дедом», на создание которого его вдохновили внуки Жорж и Анна.
• Бабушка нашего химика Николая Дмитриевича Зелинского – Мария Петровна Васильева, на попечение которой остался мальчик после смерти родителей, старалась закалять его. Он вырос крепким и здоровым, дожил до 92 лет. На свою первую лекцию он пришёл вместе с бабушкой.
• Бабушка Максима Горького – Акулина Ивановна Каширина приобщила внука к народным песням, сказкам, заменив ему мать.
Этим примерам нет конца, и среди наших воспитанников есть дети, чьи отважные бабушки и дедушки принимают и безгранично любят своих внуков, несмотря на сложившиеся жизненные ситуации.
1-ая ведущая. Канал «Ретро» приглашает вас на программу «Сказка за сказкой». Кто как не бабушка, кто как не дедушка знает множество сказок! И ребёнок из ваших уст воспринимает сказку по-особому…
Инсценировка сказки «Жадная ворона» - силами бабушек и дедушек
Чаепитие. (Слайд-шоу «Цветы», музыкальное сопровождение.)
2-ая ведущая. Ведущая программы «Знаем русский» на канале «Мир» предлагаем вам поделиться своими знаниями о русских пословицах.
Словесная игра «Продолжи пословицу»
1. Добрая семья прибавит… (разума - ума).
2. Дружная семья гору… (сдвинет).
3. Вся семья вместе -… (так и душа на месте).
4. Добрые детки – дому венец,
А плохие детки - … (дому конец).
5. Поверьте нестареющей примете :
Век плачут… (избалованные дети).
6. Бабушка – вторая… (мать).
7. Верная указка не кулак, а … (ласка).
8. Ласковое слово и буйную голову… (смирит).
9. Воспитывай лаской, а не… (таской).
10. Один добрый пример лучше… (ста слов).
11. Как аукнется, так и … (откликнется).
Словесная игра «Замени фразу на пословицу» (одна пословица – на стол для подгруппы)
Учись всю жизнь. (Век живи, век учись).
Беречь время. (Делу – время, а потехе - час).
Не болтай. (Держи язык за зубами).
Будь гостеприимным. (Гостю щей не жалей, а погуще налей; гостю почёт, а хозяину честь).
Не торопись, делай всё аккуратно. (Делано наспех - сделано на смех; поспешишь – людей насмешишь).
1-ая ведущая. Нашу программу продолжают частушки, которые исполняют самые смелые бабушки.
Частушки – исполняют участники встречи
Говорю внучку: испей
Молочка топленого.
- Сводишь завтра на хоккей,
Выпью хоть соленого.
С внучкой вместе танцевали
И чечетку отбивали,
Так развесилилися -
Люстра повалилася.
3-ая ведущая. Музыкальную тему продолжает программа «Спокойной ночи, малыши!». Скажите, пожалуйста, дорогие бабушки, поёте ли вы своим внукам колыбельные песни? (Ответы.) Мы приготовили для вас тексты колыбельных песен. Надеемся, что они вам пригодятся. Предлагаем вам послушать колыбельную в исполнении Натальи Николаевны.
Колыбельная (из к/ф «Долгая дорога в дюнах») –
3-ая ведущая. Колыбельная, которая звучит в передаче «Спокойной ночи, малыши!», известна всем – и взрослым, и детям. Давайте споем ее все вместе.
Колыбельная из программы «Спокойной ночи, малыши!» - коллективное исполнение.
2-ая ведущая. Внимание! Внимание! На канале «Ретро» с минуты на минуту начнется программа «Брейн - ринг».
1-я ведущая. Мы предлагаем вам для решения педагогические ситуации.
Я буду зачитывать ситуации, которые могут произойти с вашей семьёй. После обсуждения за своим столом по готовности ответа вы звоните в колокольчик. За самый быстрый ответ команда получает фишку.
Программа «Брейн - ринг».
Педагогические ситуации:
1. В магазине ваш внук увидел какую-то игрушку, и она ему тут же срочно потребовалась. Вы отказались выполнить его желание. Ребенок упал на пол в истерике: «Хочу игрушку-у-у!».
Ваши действия?
2. Дедушка ведет внучку из садика. Внучка постоянно напевает новую песенку, которую разучивали на музыкальном занятии. Дедушка грубо обрывает ее : «Какая дурацкая песня! Что ты ее без конца поешь?» Внучка обижается и замолкает.
Правильно ли повел себя дедушка? Как можно исправить эту ситуацию?
3. Ребенок вместе с дедушкой нагулялся на улице и вернулся домой. Бабушка кричит им : «Куда претесь? Я только что вымыла пол! А ну, марш отряхиваться!»
Как поступили бы вы в этой ситуации?
4. Ситуация, предложенная участниками встречи.
Подведение итогов игры (победителям вручаются презенты)
Заключение
2-ая ведущая. Теплые варежки согревают руки.
Теплые слова согревают душу.
Теплые чувства согревают сердце.
3-ая ведущая
• Ребёнок должен чувствовать спокойствие, видеть примеры добрых отношений.
• Не вводите ничего, внушающего страх: ни рассказов, ни намёков на наказания, лишь доверие и снисхождение.
• Оберегайте ребёнка от грубых слов, поощряйте в ласковых и нежных.
• Любите ребёнка любым : красивым и некрасивым, удачливым и не очень, здоровым и больным.
• Не унижайте, не делайте за ребёнка : помогите ему сделать самому.
• Любовь и преданность внукам не превращайте в услужливость.
1-я ведущая. Берегите друг друга,
Добротой согревайте!
Берегите друг друга,
Обижать не давайте!
Берегите друг друга,
Суету позабудьте
И в минуты досуга
Рядом вместе побудьте!
О. Высотская
Обратная связь (отзывы)
Литература:
1. Осипова Л. Е. Родительские собрания в саду. Старшая группа. - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
2. Осипова Л. Е. Родительские собрания в саду. Подготовительная группа. - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2010.
3. Радынова О. П. Баюшки-баю: Слушаем и поем колыбельные песни. – М. : ВЛАДОС, 1995.
4. Куличкина С. В. Родительские собрания (Материал в помощь координаторам работы с семьёй, психологам, воспитателям, Ярославль, 1998.
5. Бим-Бад Б. М. Родители родителей их дети и дети детей. Семья и школа. -2006.-№10.-с. 22-23