СВЕТЛАНА МАКСИМОВА
Игровые технологии в учебном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
«Игры помогают не только проявлять способности, но и совершенствовать их», - писал К. Д. Ушинский. Каким же образом совершенствовать и развить способности школьников на уроках русского языка? Еще с древности, игру, как метод обучения, люди использовали для передачи опыта старших поколений младшим. На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является обеспечение доступности образования для всех детей, создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни. Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания. В наше время, в век информационных технологии, во всем мире расширяется предметно-информационная среда. Учащиеся сталкиваются с огромным объемом информации, обрушившимся с радио, телевидения, компьютерных сетей. Поэтому развитие самостоятельной оценки и отбор получаемой информации становится актуальной задачей школы. У учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые, по его мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса. Одной из форм обучения, развивающей такие умения, является дидактическая игра, которая способствует практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. В современной школе игровая деятельность используется как в качестве самостоятельных технологий для освоения темы и раздела учебного предмета, так и в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля, а также как технологии внеклассной работы. Чем же отличается педагогическая игра от игр вообще? - Чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью. Дети любят различные игры - упражнения - кроссворды, ребусы, викторины. Они способствуют закреплению знаний, развивают умение применять учебный материал на практике. Очень эффективны и увлекательны игры-путешествия в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. А игры-соревнования, где учащиеся соревнуются, разделившись на команды, включают все виды дидактических игр. Игровые формы обучения могут быть использованы как элемент урока, при этом они должны быть подобраны по тематическому принципу для каждого раздела школьного курса. Игры могут стать удобной формой актуализации знаний (в начале урока или перед началом изучения повой темы); «разминки», необходимой по ходу урока; контроля в конце учебного занятия. В игровой форме может пройти и целый урок (урокиконференции, уроки-аукционы, уроки-диспуты, уроки-путешествия, уроки- КВНы, и т. д.) Дидактические игры, при правильном их использовании, грамотном включении в учебный процесс, могут стать эффективным средством активизации деятельности учащихся на уроках русского языка.