Стружинская Людмила
Игровые технологии в развитии музыкальной одаренности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МАУ ДО МЭЦ (Межшкольный эстетический центр)
Педагог Стружинская Л. Н.
Игровые технологии в развитии музыкальной одаренности детей дошкольного возраста
«Для одаренных детей музыка является способом и методом восприятия мира, а фортепианная игра – непосредственным выражением их внутреннего мира»
Самарий Савшинский
Публикация «Игровые технологии в развитии музыкальной одаренности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одаренные дети встречались в моей музыкальной практике довольно часто, но всегда были и оставались исключительным явлением. Одаренный ребенок уже с первого урока хочет играть музыку, которая звучит в нем, в его душе. Сразу начинать учить его нотной грамоте и всем пианистическим премудростям было бы ошибкой. Такого малыша, по моему опыту, следует научить слышать музыкальные интонации и затем, играючи осваивать с ним первые приспособления к фортепианной игре: ориентацию в звуковысотном пространстве, сущность тональности, первые игровые движения, закономерности аппликатуры, отыскивание на фортепиано аналог звуковому представлению, сопоставление прозвучавшего на инструменте с желаемым. У одаренного ребенка следует сразу воспитывать качества, отличающие подлинного музыканта, умеющего передавать на фортепиано смысл музыки, от исполнителя способного без ошибок сыграть выученную по нотам чужую музыку.
С первых шагов я стараюсь добиваться с ребенком выразительно-интонированного произношения звуков. Это и формирует слух – мелодический, гармонический, ритмический, динамический, тембровый и артикуляционный. Когда слух малыша настроен на восприятие конкретных понятий и ощущений, ребенок может слышать и различать исполняемые мною интонации знакомых песен и подбирать их на фортепиано. Как только ребенка можно будет посадить за инструмент, сразу начинаю подбирать с ним песенки, которые он уже выучил со мной, напевая их со словами. Текст и мелодии песенок можно придумать вместе с ребенком. Некоторые дети просто настаивают, чтобы в тексте упоминались его мама и папа. Рассказывалось о том, как он сними проводит свободное время, гуляет и общается. Такие песенки ребенок поет с большим удовольствием. Чем больше песенок будет знать ребенок, тем лучше. Итак, учащийся уже подбирает самостоятельно. Теперь переходим к передаче звуковых интонаций. Я играю знакомый мотив песенки по-разному, подчеркивая то одну интонацию, то другую, а малыш улавливает изменение и повторяет его. Это может и не удаваться ему с первого раза. Таким образом, можно добиться различия основных выразительных штрихов и оттенков: legato, non legato, staccato, forte и piano, crescendo и diminuendo. Обыгрываем песенки с эффектом эхо, ночь и день, катится и скачет, весело и грустно, мама и папа, высокий и низкий, добрый и злой. Вариантов очень много. Во всех случаях пытаюсь научить ребенка не просто подбирать по слуху, а слышать то, что прозвучало под пальцами и как прозвучало.
Для того, чтобы обучение проходило эффективно с ребенком нужно наладить контакт. Значение доверительного отношения между педагогом и маленьким учеником имеет огромное значение. Идти на урок ребенок должен с удовольствием. Каждое посещение музыкального занятия должно оставлять радость в душе малыша. И в этом случае мне помогают различные игры. Всем известно, что через игру дети познают мир, выражают свое отношение к происходящему в жизни, учатся общению и получают новые умения и навыки. В обучении детей я постоянно использую игровые технологии. Именно они помогают мне развивать музыкальную одаренность в моих маленьких учениках. Из опыта замечу, что педагог должен избегать однообразия в преподавании своей дисциплины. Ему следует исключить постоянные назидания и скучные повторения. Обучение игре на фортепиано требует совершенствования навыков. Как разнообразить урок, придать ему яркую эмоциональную окраску? Через интересную творческую игру, с помощью воображения, маленький пианист, как я уже отмечала, может развить интонационный слух, проявить творческие способности и даже улучшить свои пианистические навыки. Как правило, молодой педагог торопился перейти к более сложным задачам. Он отказывается от игры с ребенком, как от пустой траты времени, не успевая сформировать у учащегося положительную мотивацию к обучению, которая будет служить ему стимулом долгие годы.
С первых уроков я использую в работе увлекательные игровые элементы, которые вызывают интерес у малыша. Это игры подвижные и спокойные, ролевые, развивающие, воспитывающие и обучающие. Для достижения различных целей занятий использую в работе стихи, сказки, песни, танцевальные движения, загадки, игрушки, творческие задания, интересные книги, рисунки самих учеников, различные предметы, современные гаджеты с компьютерными играми. Применяю наглядные пособия: ребусы в картинках, красочные иллюстрации, ритмические карточки, разноцветные кружочки и т. д. Такие игровые занятия развивают внимание, память и мышление, помогая ребенку незаметно погружаться в учебно-воспитательный процесс, используя все каналы восприятия: слуховую, зрительную, двигательную и осязательную память. Они вызывают яркую эмоциональную реакцию ребенка. Во время игры мне необходимо наблюдать за воспитанником, определяя уровень развития его способностей и интереса к творчеству. Итак, контакт налажен. Теперь можно переходить к играм, развивающим непосредственно музыкальные способности. Укреплять музыкальную память, оттачивать интонационный и звуковысотный слух, совершенствовать ритмическое чувство и пианистический аппарат.
Переходя к игре на инструменте, необходимо научить ребенка правильной посадке за инструментом. Важно освободить все его тело и пианистический аппарат от зажатий. Педагогу чаще стоит обращать внимание на прямую спину учащегося, слегка прогнутую в пояснице, развернутые плечи и свободно свисающие руки, опирающиеся подушечками пальцев на клавиатуру. Однако, маленькому ребенку трудно следить за посадкой. Он занят исполнением мотива песенки. Для расслабления рук и плечевого пояса мне помогает сказочка «Птичка заболела». Ребенок живо воспринимает все драматические события сказки. Легко перевоплощается в потерявшую способность летать птичку, и учится «лететь» вместе с ней, правильно вынося руку на инструмент и погружая ее в клавиши. Дальше мы с малышом учимся правильно сидеть. В этом случае отлично помогает мой рассказ «Про непослушного рыбака». Малыш сразу понимает, что на рыбалке, как и во время занятия, нельзя шуметь, шалить и даже разговаривать, иначе спугнешь рыбку. Рыбка видит отражение рыбака в воде и не подплывает, если тот сидит сгорбившись. Деткам очень нравится эта игра. Своей гибкой рукой, как удочкой, рыбак «ловит рыбок», извлекая звуки на клавиатуре. Звуки можно называть, можно просто считать пойманных рыбок, можно играть знакомые мелодии, интервалы и аккорды. В конце игры маленький «рыбак» получает в награду свой улов – бумажных рыбок, на которым написано: «За прилежание», «За внимание», «За чувство ритма», «За знание клавиш», «За умение слушать себя», «За правильную посадку» и т. д. Пойманных рыбок малыш вешает с помощью прищепок на веревочку просушиться. Тут мы переходим к расслабляющим и силовым упражнениям без инструмента. Здоровье сберегающие технологии помогают малышу отдохнуть и подвигаться. Если ребенок устал выполнять какое-то задание или он потерял настроение мне помогает игра в «Музыкальный трамвайчик». По средине класса ставлю один за одним 3 стула. На стулья учащийся рассаживает пассажиров – игрушки и, затем, выдает каждому по билетику. На билетике написано задание. Затем мы с ребенком, как контролеры, проверяем наличие билетика и предлагаем нашим пассажирам его выполнить. Пассажиры затрудняются и малышу приходится им помогать: отгадывать загадки, петь песенки, хлопать в ладоши ритмические задания, угадывать на слух звуки и интервалы и т. д. Выбираю задания по ситуации и состоянию ребенка. В перерыве между выполнением заданий беру на себя роль водителя: объявляю остановки, даю сигнал к отправлению трамвайчика и исполняю веселую музыку, пока он движется до следующей остановки. Дети всегда в восторге.
Еще одна очень полезная игра с наглядным материалом – разноцветными кружочками двух размеров. Использовать ее в работе можно с момента знакомства ребенка с музыкальными звуками. Закрывая от малыша клавиатуру, я играю нужные мне мотивы, интервалы или аккорды, а учащийся, предварительно пропев голосом эти звуки, выкладывает их, используя маленькие и большие кружочки в зависимости от долготы звуков, наглядно воспринимая их относительную звуковысотность. Учащийся на слух определяет движутся ли звуки подряд вверх, вниз, поступенно или скачками, подкрепляя свои выводы зрительными образами. Однако, задачи для ребенка усложняются постепенно.
В работе с одаренными детьми я уделяю до нотному периоду продолжительное время. Сейчас уже не для кого не секрет, что формула «глаз – клавиша – слух» ошибочна. Первичным на самом деле всегда должно быть правило: от слуха к пальцам. С чего начинать приучать ребенка слушать свою игру? Поиграем в «Оперный спектакль». Смысл игры очень прост: слово - это интонация. Конечно, здесь нужна творческая работа педагога, тогда успех гарантирован.
Для квинтового хода снизу вверх можно предложить, например, такую подтекстовку: «При-ди!», - а для того же хода сверху вниз: «Уй-ди!». Интонация чистой квинты скоро легко запомнится учащимся, затем он без труда подберет ее на инструменте. Для мажорного трезвучия снизу вверх: «По-дой-ди!», для минорного трезвучия сверху вниз: «У-хо-ди!». Для пятипальцевого упражнения в мажоре сверху вниз: «По-дой-ди ко мне!», - для такого же упражнения в миноре сверху вниз: «У–хо-ди ско–рей!». Пятипальцевая последовательность вверх в мажорном ладу: «Вот и-ду я вверх», а в минорном ладу: «Тя-же-ло и-ду!». Для мажорной гаммы вверх: «Я в шко-лу с ра-до-стью и-ду!» вниз: «До-мой пя-тер-ку я не-су!». В миноре: «Мне стыд-но на у-рок ид-ти!», вниз: «Бо-юсь я двой-ку при-нес-ти!». Напевая, а затем исполняя эти интонации, скоро можно подойти к пению народных песенок и подбору их на инструменте. Пение у детей должно быть эмоционально окрашено. На инструменте все эти упражнения должны проделываться с максимальным вниманием к ощущению звука подушечками пальцев. Ребенок должен чувствовать «поющую» подушечку пальца. Ощущение свободы в руке педагог может проверить вертикальными движениями в запястье. Свободу в локте – «вытряхиванием» и «качанием» локтевого сустава. Свободу плечевого пояса – падением расслабленных рук от плеча.
Для работы над рядом упражнений можно поиграть в игру «В цирке» Дети любят изящных лошадок, которые легко поднимают ножки и скачут. Ребенок хорошо подражает им пальчиками. А через какое-то время работу над теми же упражнениями можно усложнить назвать «Посещение дельфинариума», а затем, еще усложнив - "Отправляемся в путешествие". Через время – «В гостях у бабочек», "А у нас во дворе" и т. д., чтобы ребенку не наскучило однообразие. Малышу очень нравится рисовать природу и животных. Если рисунок не получается, он может вырезать картинки и наклеивать их в альбоме. Вместе с родителями маленький ученик пусть сочиняет стихи или рифмующиеся строчки. Творчество ребенка играет огромную роль в развитии положительной мотивации к обучению. Например: игра "А у нас во дворе" напомнит ребенку про знакомых людей, живущих по соседству. Вызовет смех и подъем настроения. Например: исполнение non legato очень похоже на то, как уставшая бабушка тяжело садится на скамейку. Ученик играет non legato и говорить "Ох!". Действие игры продолжается. Собачка подбежала и вдруг залаяла. Бабушка испугалась и подпрыгнула от неожиданности на скамейке - ребенок играет staccato и говорит "Ой!" На собачку загляделся идущий с мамой мальчик. Мама тянет зазевавшегося малыша за ручку и говорит: "Пойдем домой". Учащийся поет или проговаривает эти слова, пользуясь приемом legato на двух звуках. А вот девочка поливает цветы на клумбе и приговаривает: "Раз-цве-тай!" - legato на трёх звуках, "Раз-цве-тай ско-рей! - legato на пяти звуках. Важно разбудить фантазию ребенка, активизировать его память, и он сумеет воплотить увиденное в звуке, освободив мышление от выполнения необычных для него движений. Только после того, как ученик почувствовал свободу игрового аппарата можно перейти к исполнению более трудных упражнений и гамм, этюдов и пьес в быстром темпе. Теперь нужна быстрота и точность пальцевых движений, а также движений запястья. В работе с детьми, а особенно с одаренными, после освобождения пианистического аппарата следует сразу добиваться быстрых темпов и выразительного исполнения. Хорошо улучшает технические навыки работа над подготовительными упражнениями – это арпеджио, аккорды, исполнение гамм по тетрахордам и целиком в одну и две октавы, игру на staccato различными способами и интервалами (терциями, квинтами). Отмечу, что все эти упражнения маленький пианист исполняет, еще не зная нотной грамоты. Нотный текст его не отвлекает, и учащийся может целиком сосредоточиться на правильном выполнении пианистических движений. Выполнение упражнений должно радовать учащегося. От общения с музыкой любой ребенок должен стать счастливым, какими бы способностями он не обладал. Эти же игровые приемы могут быть использованы и в работе с менее способными в музыкальном отношении детьми. Все зависит от трудности поставленных перед учащимися задач.
Применение игровых технологий в педагогической деятельности обязательно и эффективно, но нужно соблюдать чувство меры, иначе игра может утомить. Моменты двигательной активности следует чередовать с отдыхом или более спокойной деятельностью учащегося.
Список литературы:
1. Н. Непомнящая Игра и творчество как формы жизни личности //Развитие личности. -2001.-№1.
2. А. Алексеев Методика обучения игре на фортепиано. - М. : Изд. Музыка, 1961 г.
3. А. Шмидт-Шкловская О воспитании пианистических навыков
М. : Изд. Классика- XXI - 2003 г.
4. Е. Либерман Работа над техникой - М. : Изд. Классика- XXI – 2003 г.
5. В. Ражников Диалоги о музыкальной педагогике М. : Изд. Классика- XXI - 2004 г.