Галина Луцкая
Игровые технологии в практической деятельности музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
На музыкальных занятиях основополагающим принципом является взаимосвязь речи, музыки и движения. Музыка используется для упорядочения темпа и характера движения ребенка, развитие мелодико-интонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение. Песни, сопровождаемые движениями рук, развивают плавность и выразительность речи, речевого слуха и памяти, координационного тренинга.
Публикация «Игровые технологии в практической деятельности музыкального руководителя» размещена в разделах
Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста. Начиная от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы, и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Дети, имеющие проблемы в речевом развитии, как правило, испытывают трудности в общении. Соответственно отклонения в развитии речи отражаются и на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со сверстниками и взрослыми музыкальная театрализованная деятельность оказывает психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферу ребенка, а также обеспечивает коррекцию коммуникативной сферы.
С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения, чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности. В душе каждого ребёнка таится желание театрализованной игры. Театрализованная игра активизирует мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.
Музыкальные игры также способствуют развитию речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве. Я сейчас вам предлагаю поучаствовать в музыкальном занятии, которое мы с вами проведем.
1. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Путешествие язычка» для разогрева речевого аппарата. Цель: развитие речедвигательного аппарата с помощью артикуляционной гимнастики.
«Жил во рту язычок. Утром просыпался, с боку на бок поворачивался. Захотелось язычку пойти погулять. Сначала язычок решил посмотреть, какая погода на улице. Постучал он в одну щечку – нет там окошка. Постучал в другую – тоже нет окошка. А тут губки раскрылись, улыбнулись, и язычок выглянул в окошко. Он посмотрел сначала в одну сторону, затем в другую. Хорошая погода, можно идти гулять. Поскакал язычок по лесенке (язык «перешагивает» через зубы и прячется обратно в рот, пересчитал все дощечки (Язык гладит сначала верхние, затем нижние зубы) сел в поезд и поехал в лес (чу-чу)».
А сейчас я предлагаю поделиться на две команды. Перед вами лежат картинки с артикуляционной гимнастикой. Вспомните, как называются упражнения и придумайте небольшую артикуляцонную сказку с этими упражнениями. Например, по теме:
«Транспорт»
Язычку на день рождения подарили велосипед. У него было два больших колеса (облизать губы и под губами) ; блестящая рама (широко улыбнуться и показать зубы). Язычок стоял перед велосипедом и никак не мог нарадоваться (улыбка). Он осматривал его, то с одной стороны, то с другой (часики), то сверху, то снизу (качели). После этого язычок решил покататься. На улице ярко светило солнышко, и время от времени язычок закрывал то один глазок, то другой (подмигивание). Дорога была длинной и широкой (тянуть широкий язык к подбородку). Язычок проезжал мимо глубокого пруда (чашечка), мимо стройных берез (грибок). Дорога поворачивала то вправо, то влево (часики). Язычок быстро крутил педали (вращать языком по губам). Скоро наступил вечер. Язычку было пора домой, он очень устал и не заметил, как сначала закрылся один глазок, потом другой и он уснул.
Можно предложить следующие темы: «Одежда», «Весна», «Животные», «Посуда» и т. д
2. Одной из характеристик речи является темп, умение разговаривать в разном темпе с разной протяжностью, высотой и громкостью сейчас я вам предлагаю игру «Здравствуйте, ладошки»
Цель: развитие темпа речи.
3. Еще одна характеристика речи – это звукоподражание, то есть умение воссоздать его в памяти и воспроизвести с определенной протяжностью, громкостью и темпом. Игра «У меня есть друзья»
Цель: учить детей звукоподражанию, на основе припоминания
Со мной здоровался петух:
-Ку-ка-ре-ку! – пропел он вслух.
Услышал я от кур
- Ко-ко,
- Мурлыка кот мурлыкнул:
-Мурр…
И пес Барбос меня узнав,
Пролаял вежливо:
-Гав-гав!
И протянул теленок
-Мууууу… .-
Мол, здравствуй, скучно одному.
И воробей на ветке вмиг
Чирикнул
-Жив я, чик-чирик.
«Как хорошо, - подумал я,
Что у меня кругом друзья».
В. Медведева
4. Возраст детей от 4 до 5 лет наиболее сензетивен для развития творческих способностей, умение выразить свое понимание сюжета игры и характера персонажа, эмоциональность и выразительность исполнения (в движении, в речи, пластике, мимике и т. д). Предлагаю разыграть сказку «Теремок» с позиции детей.
• Это звукоподражание персонажам сказки (мышь, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь)
• Подбор музыкальных инструментов по тембру подходящему выбранному персонажу: пытаться извлечь звук в соответствии с характером персонажа (заяц – быстро, отрывисто и т. д.)
• Передать образ персонажа (голосом, жестом, мимикой, движением, позой)
Воспитатели ставят сказку, подбирая для детей элементы костюма, маски, нужный музыкальный инструмент.
Теремок (музыкально-театральная сказка)
• Музыкальный руководитель поет :
Стоит в поле теремок, теремок
Он не низок, не высок, не высок,
Он не узок не широк, не широк,
Очень ладный теремок, теремок.
• По лесу Мышка бежала, мышка песню напевала:
Мышка поет: Я маленькая Мышка, я совсем малышка,
Я по лесу гуляла, цветочки собирала,
Пи-пи-пи, тру-ля-ля, песенки пою всегда – 2 раза
• Мышка по лесу гуляла, Теремочек увидала:
Стук… - Кто, кто в Теремочке живет, кто, кто в невысоком живет?
• Никто не отвечает, зашла Мышка в Теремок и стала в нем жить.
Мимо Лягушка бежала, Лягушка песню напевала:
Лягушка поет: Я Лягушка-квакушка, зелёненькое брюшко.
По болотам я скачу, прыгнуть выше всех хочу.
Ква-ква-ква, тру-ля-ля, всем на свете нравлюсь я – 2 раза
• Лягушка по лесу гуляла, Теремочек увидала:
Стук… - Кто, кто в Теремочке живет, кто, кто в невысоком живет?
- Я, Мышка-Норушка, а ты кто?
- А я Лягушка-Квакушка, пусти меня к себе жить.
- Заходи!
• И стали они вдвоем жить.
Мимо Зайка бежал, Зайка песню напевал
Зайка поет: А я Заинька-попрыгаинька, ушки длинные, ножки быстрые
А я по лесу скакал, на полянку прискакал – 2 раза
• Зайка по лесу гулял, Теремочек увидал:
Стук… - Кто, кто в Теремочке живет, кто, кто в невысоком живет?
- Я, Мышка-норушка, я, Лягушка-квакушка, а ты кто?
- А я Зайчик-попрыгайчик, пустите меня к себе жить.
- Заходи!
• И стали они втроем жить
Мимо Лисонька бежала, Лиса песню напевала:
Лиса поет: Уж, я Лисонька-лиса, всего леса я краса,
Нет в лесу меня милей и умнее, и хитрей,
Ах, ах, я такая рыжая сестричка,
Кто в лесу меня не знает Лисоньку-лисичку?
• Лиса по лесу гуляла, Теремочек увидала
Стук… - Кто, кто в Теремочке живет, кто, кто в невысоком живет?
- Я, Мышка-норушка, я, Лягушка-квакушка, я, Зайчик-попрыгайчик, а ты кто?
- А я Лисичка-сестричка, пустите меня к себе жить.
- Заходи!
• И стали они вчетвером жить
Мимо Волк бежал, Волк песню напевал:
Волк поет: Я Волк, Волк, Волк, я зубами щелк
Очень сильный, говорят, защитить могу зверят
Э-хе-хе, да-да-да, разбегайтесь кто-куда – 2 раза
• Волк по лесу гулял, Теремочек увидал
Стук… - Кто, кто в Теремочке живет, кто, кто в невысоком живет?
- Я, Мышка-норушка, я, Лягушка-квакушка, я, Зайчик-попрыгайчик, я, Лисичка-сестричка, а ты кто?
- А я Волк-зубами щелк, пустите меня к себе жить.
- Заходи!
• И стали они впятером жить
Шел по лесу Медведь, Мишка любит громко петь.
Медведь поет: А я Мишка-медведь, люблю песни я петь.
Всех мудрее и сильней. Главный я среди зверей.
Ой, да ай, Мишке подпевай – 2 раза
• Мишка по лесу гулял, Теремочек увидал
Стук… -Кто, кто в Теремочке живет, кто, кто в невысоком живет?
- Я, Мышка-норушка, я, Лягушка-квакушка, я, Зайчик-попрыгайчик, я Лисичка-сестричка, я, Волк-зубами щелк, а ты кто?
- А я Мишка-всех ловишка.
Все звери разбежались. Стал медведь их ловить, да никого не поймал. Где ему, такому косолапому!
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Музыкальная театрализованная игра - эффективное средство развития личности ребенка, помогает формировать связную речь, обогащать словарный запас, развивать умение общаться, развивает пальчиковую моторику у детей с нарушениями речи.
2. Игра играет особую роль в психическом развитии (развивает внимание, память). Является действенным средством профилактики застенчивости, замкнутости, профилактики агрессии, страхов у детей с отклонением в развитии.