елена ершова
Организация проектной деятельности музыкального руководителя и учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Организация проектной деятельности музыкального руководителя и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи
(Музыкальный руководитель Ершова Елена Ивановна, учитель-логопед Шилыковская Ирина Константиновна, МБДОУ детский сад комбинированного вида №6 «Сказка», г. о. Химки, Московская область)
Публикация «Организация проектной деятельности музыкального руководителя и учителя-логопеда» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Музыкальная деятельность помогает исправить ряд речевых недостатков и способствует развитию речи в целом.
Слушание музыки обогащает словарный запас детей, формирует связную речь. Характеризуя музыкальное произведение, ребенок использует большое количество качественных прилагательных. По мотивам программных произведений дети старшего дошкольного возраста самостоятельно сочиняют сюжетные рассказы.
Одним из важнейших видов музыкальной деятельности детей является пение. Развивая певческие навыки, мы в тоже время работаем над развитием речи. Сюда входит: работа над правильным произношением, чёткой дикцией, автоматизацией звуков. Работа над правильным произнесением окончаний существительных и особенно прилагательных, протягивание гласных звуков способствуют развитию фонетико – фонематического слуха. Музыкально – дидактические игры, такие как «Угадай, на чём играю», «Узнай песенку», развивают у детей слуховое внимание и слуховую память.
Помимо этого, речь ребенка можно развивать и через другие виды музыкальной деятельности. Как известно, развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров головного мозга, поэтому музыкальные пальчиковые игры тоже вносят свой вклад в развитие речи детей.
С большим увлечением ребята занимаются логоритмикой, основанной на связи слова, музыки и движения. Основа логоритмики – игра (пальчиковая, музыкально-ритмическая, артикуляционная, коммуникативная). Для каждой возрастной группы существуют свои виды упражнений. В младшем и среднем возрасте используются яркие, понятные ребёнку образы (ветер, деревья, цветы). Старшим дошкольникам предлагаются целые стихотворные инсценировки, композиции, ритмические танцы. Три компонента логоритмики позволяют развить у детей слуховое внимание и фонематический слух, крупную и мелкую моторику, координацию и умение ориентироваться в пространстве, а также умение ритмично, красиво и выразительно двигаться под музыку; Помимо этого, у детей развивается тембровый, динамический, ритмический и мелодический слух, укрепляется артикуляционный аппарат, повышается нагрузка на мышцы глотки, гортани, улучшается дыхание и звукопроизношение. Логоритмика также способствует развитию эмоциональности и коммуникативности детей.
Как правило, дети с нарушениями речи отстают от сверстников и в музыкальном развитии, им свойственны: аритмичность, плохой музыкальный слух и музыкальная память, интонационная невыразительность, низкий "гудящий" голос. Речевой аппарат этих детей характеризуется вялостью лицевых мышц, зажатостью нижней челюсти. К этому добавляется и зажатость плечевого пояса, что ещё больше затрудняет выработку правильного певческого дыхания.
В работе с "логопедическими" детьми наибольший эффект дают упражнения, в основе которых лежит фонопедический метод. Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка. Что дают фонопедические упражнения? Расширение певческого диапазона, увеличение силы звучания голоса, полетность, большую певучесть звука, раскрепощённость певческого процесса в целом.
Работа над звукообразованием начинается с распевов, в которых много гласных и звонких согласных в окончаниях слов. При обучении пению очень важен эталон певческого звука. Поэтому широко используются песни-игры, построенные по принципу "эхо", в которых у детей есть возможность ориентироваться на образец певческого звучания. Необходимо добиваться утрированного произношения и пропевания гласных "а", "о", "у", "и", "э", заставляя детей как можно шире открывать рот, раскрепощая нижнюю челюсть. Это помогает добиться интонационной выразительности исполнения. Движения рук также способствуют этому. В работе над любой песней или упражнением решаются и музыкальные, и логопедические задачи.
Наш творческий проект «Синтез поэзии и музыки как факторы становления личности ребёнка» стал результатом совместной работы музыкального руководителя и учителя-логопеда. Актуальность данного проекта состоит в том, что проблемы коррекционного образования решаются с помощью комплексного подхода и взаимодействия специалистов ДОУ и родителей воспитанников. В этом сотрудничестве, кроме коррекционных целей, повышается эффективность в развитии речевых и неречевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.
Реализация проекта проводилась с использованием следующих технологий:
1. Логопедическая ритмика;
2. Театрализованная деятельность (технологии «Коррекция нарушений речи детей в ходе театрализованной деятельности», автор Калёнова И. А.)
3. Развитие музыкально – ритмических навыков;
4. Развитие певческих навыков.
В каждое занятие мы включали артикуляционную и пальчиковую гимнастику, фонопедические упражнения, различные виды логоритмических упражнений.
Весь проект состоит из четырёх циклов, по восемь занятий в каждом. По окончании каждого цикла проводилось итоговое мероприятие.
В ходе проекта были разработаны и проведены несколько театрализованных досугов.
Проект помог раскрыть творческие задатки воспитанников, навыки и приемы техники и культуры речи. Ребята и взрослые очень сблизились через совместную читательскую, художественную и исполнительскую деятельность.
Диагностика речевых нарушений показала, что 95% детей выпускаются с чистой речью. Мониторинг развития музыкальных способностей также превысил средние показатели за последние годы.
Но главным своим достижением мы считаем то, что сумели решить достаточно сложные задачи, вызывая у детей лишь радость, интерес и стремление познавательно и творчески развиваться.
Библиографический список
1. В. Емельянов. Развитие голоса. Координация и тренинг. СПб., 2000.
2. В. Емельянов. Структура голосовой активности человека. В сб. : Перспективы развития вокального образования. М., 1987.
3. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. М. Музыка, 2000.
4. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М. : Прометей. МПГУ им. В. И. Ленина, 1992.
5. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. М. : Просвещение, 1989
6. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г. А. Волковой. СПб. : КАРО, 2005.