Приложение МААМ

Консультация для родителей «Игровые технологии в адаптационный период»

Кравченко Ирина Сергеевна
Консультация для родителей «Игровые технологии в адаптационный период»
▼ Скачать + Заказать документы

Период младенчества прекрасен и эмоционален для малыша, но время идет, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с детским садом. Это обстоятельство вносит в жизнь ребенка серьезные изменения, к которым необходимо привыкнуть.

В результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.

Публикация «Консультация для родителей „Игровые технологии в адаптационный период“» размещена в разделах

А для того, чтобы все процессы проходили нормально и были полезны для здоровья ребенка целесообразно в адаптационный период использовать различные игровые технологии, так как игра занимает ведущее место в жизни маленького человека. Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными, по-своему желанию общаются со сверстниками,  реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений. Таким образом, игровые технологии играют основную роль в  работе воспитателя в адаптационный период.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Цель игровых технологий - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку поощрения любой выдумки и фантазии ребенка.

Место и роль игровых технологий в образовательном  процессе, сочетание элементов игры и обучения во многом зависят от понимания педагогом функций педагогических игр.

Выделим наиболее важные функции игры.

1) Социокультурное  назначение игры.  Игра – сильнейшее средство социализации ребёнка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение  знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирования человека.

2) Функция межнациональной коммуникации. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в воспитании всего существующего в жизни.

3) Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не её результат,  конкурентность  или достижение какой-либо цели.

4) Коммуникативная игра. Игра- деятельность коммуникативная, хотя по  игровым правилам и конкретная.

5) Диагностическая функция игры. Диагностика-способность распознавать процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью: во-первых, индивид ведёт себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество);во-вторых, игра сама по себе это особое «поле самовыражения».

6) Игротерапевтическая функция игры.  Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в обучении.  

7) Функция коррекции в игре. Психологическая коррекция в игре происходит естественно, если все дети усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль своих партнёров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны оказать помощь детям с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.

8) Развлекательная функция игры. Развлекательная  функция  связана с созданием определённого комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости.

Сначала они (игровые технологии) используются как отдельные игровые моменты. Основная задача игр в адаптационный период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама, интересного партнера в игре.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т. д. Например: "Пришел Петрушка", "Выдувание мыльных пузырьков", "Хоровод", "Догонялки", "Солнечные зайчики", и т. д.

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно "пальчиковыми" играми.

Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений: "Кто в кулачке", "Игра с кистями рук" и т. д.

Такие игры, как "Книжка – угадай-ка", "Вместе с мишкой", "Чертим разные фигуры", “Игры с куклой” не только ободрят робкого и развеселят плачущего малыша, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.

Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и подвижные игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.

Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.

В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность.

Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

1. Сюжетно-ролевая игра.

В процессе этой игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, ставит себя в социальные ситуации, которые он мог видеть в реальной жизни взрослых. К самым распространенным сюжетно-ролевым играм в раннем возрасте можно отнести : «Дочки – матери», «Семья»

2. Подвижные игры.

Дети очень активны и непоседливы, поэтому подвижные игры так важны для них. В них они могут реализовать свою потребность в движении, усовершенствовать свои двигательные умения и навыки, развить такие физические качества как быстрота, ловкость, сила.

3. Дидактические игры.

Очень важные игры для начинающих познавать мир малышей. Эти игры дают представления об окружающем мире, о таких важных понятиях как цвет, величина, форма. Такие игры развивают мышление, память. Это игры типа «Чей это домик», «Найди одного цвета», «Найди пару», «Из чего сделано».

4. Настольно-печатные игры.

Это игры направлены на развитие процессов мышления, памяти, воображения. Настольно-печатных игр сейчас великое множество. Все они красочные и привлекательные для малышей. Это такие игры как «Лото», «Мозаика», игры для закрепления цвета, формы, сенсорные игры.

5. Театрализованные игры.

Игры, помогающие ребенку больше понять и прочувствовать литературное произведение, игры развивающие речь и творческие способности малышей. Здесь используем небольшие по объему, понятные детям литературные произведения.

6. Пальчиковые игры.

Дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

7. Игры с водой и песком.

Задача этих игр - обеспечение эмоциональной релаксации, снятие эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций у детей.

8. Игры со строительным материалом.

Задача этих игр — развитие творчества, фантазии, воображения, моторики.

Все эти игры мы использовали в своей работе в период адаптации детей к детскому саду. Целью нашей работы было помочь детям безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного образовательного учреждения.

А задачи перед собой мы ставили следующие:

- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

- развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;

- развитие игровых навыков, произвольного поведения.

И как раз использование игр разной классификации, помогли детям раннего возраста легче пройти период адаптации к детскому саду. Кроме этого мы знакомили родителей с организацией воспитательно – образовательного процесса, и рассказывали им о важности использования разнообразных игр во время адаптации детей. Информацию мы помещали в родительский уголок в виде консультаций, например: «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду», «Игры пальчиковой гимнастики». Вывешивали фото - газеты, где были запечатлены дети в различных игровых ситуациях. Так же показывали различные слайды и проводились индивидуальные беседы.

Результат показал, что адаптация детей к условиям ДОУ прошла успешно: у 81% детей наблюдалась легкая степень адаптации и у 19% средняя степень адаптации. Так же и среди родителей наблюдалась повышенная активность в сотрудничестве с детским садом по созданию условий для адаптации и развитии детей. (например родителям очень понравились игры с водой и песком, для этого они приобрели в группу столик для экспериментирования) .

Из всего этого можно сделать вывод, что игровые технологии несут в себе большую познавательную, развивающую и эмоциональную ценность для детей, помогают успешно преодолеть адаптационный период.

Публикации по теме:

Адаптационный период детей в первой младшей группе (2–3 года) Родительское собрание. Адаптационный период детей в первой младшей группе (2-3 года) Совсем скоро каждый из вас поведёт своего малыша в.

Адаптационный период в жизни ребенка Поступление ребенка в детский сад является сложным периодом жизни для всей семьи. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое.

Игры в адаптационный период Вот и закончился учебный год. Мои крошки выросли, скоро придут новые малыши. Когда маленький ребёнок впервые приходит в детский сад, он.

Игры в адаптационный период с детьми двух-трех лет Иди ко мне. Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!».

Консультация «Использование малых фольклорных форм в адаптационный период» Во многих современных семьях нарушены эмоциональные связи, дети испытывают дефицит родительской любви, внимания, тепла. Не всегда между.

Консультация по подбору игр в адаптационный период. Игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям детского сада. Пояснительная записка Актуальность.

Перспективный план по работе с родителями на адаптационный период ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ НА АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД. Сентябрь «Познай себя как родителя» 1. Адаптация детей раннего возраста.

Перспективный план по работе с родителями на адаптационный период Перспективный план по работе с родителями на адаптационный период. Сентябрь Октябрь Ноябрь «Познай себя как родитель» «Здоровый ребенок».

Подбор игр в адаптационный период ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОСВОЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕБЕНКОМ Под окружающей средой в данном случае подразумевается помещение группы (игровая,.

Технология педагогической поддержки ребёнка и семьи в адаптационный период Этапы работы с детьми в период адаптации: Вся работа с детьми 3-его года жизни, особенно на 1-ых этапах формирования группы, сводится к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Игровые технологии в адаптационный период»
Опубликовано: 14 сентября 2015 в 13:02
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Игровые технологии в адаптационный период»» (включая файлы) размещена пользователем Кравченко Ирина Сергеевна (УИ 363044) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД