Любовь Иванова
Подбор игр в адаптационный период
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОСВОЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕБЕНКОМ
Под окружающей средой в данном случае подразумевается помещение группы (игровая, спальная, умывальная и др. комнаты, помещение детского сада (медицинский кабинет, музыкальный зал, спортивный зал и прочее, взрослые, работающие в саду (медсестра, повар, узкие специалисты и др.)
Начинать надо с группы. Показав детям все уголки группы, рассказав об их назначении, правилах поведения в различных помещениях группы.
НАЙДИ ИГРУШКУ.
Ведущий прячет небольшую игрушку в группе, в одном из ее помещений, после чего предлагает остальным найти ее. Сначала ее найти не так сложно, например:
Публикация «Подбор игр в адаптационный период» размещена в разделах
«Игрушка лежит на подоконнике в приемной (раздевалке). Затем сложнее: «Игрушка лежит в спальной комнате, под подушкой на Надиной кровати».
После того, как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала (собиралась на прогулку, спала и т. д.)
Позже можно загадывать местоположение игрушки иначе: через функцию помещения («Моет посуду», через ее действия («Лежит тихо, закрыв глаза») и т. д.
Освоив группу можно переходить к более тесному знакомству с детским садом и с его работниками. Начинать лучше с экскурсий по саду ( целесообразней организовывать тематические экскурсии: на кухню, в медицинский кабинет и т. д., знакомиться с людьми, работающими там.
ЧЬИ ВЕЩИ?
Цель данной игры – закрепить имена работников детского сада.
Для этого необходимо заготовить атрибуты различных профессий (градусник, половник, гармошка или др. музыкальный инструмент и т. д.). Воспитатель говорит, что к ним в группу приходили разные люди и все они забыли какую-нибудь свою вещь. И просит ребят помочь разобраться – сам он не помнит, где чье.
КАК ПРОЙТИ?
Цель: помочь детям ориентироваться в детском саду, правильно находить то или иное помещение.
Примерная схема проведения игры.
Воспитатель говорит, что у зайчика Степашки заболели ушки. Что ему надо делать? – Пойти к врачу. Но Степашка не знает где находится медицинский кабинет, надо ему помочь. Трем –четырем детям предлагается «проводить» Степашку к врачу (медработники предупреждаются о предстоящем визите заранее). Воспитатель комментирует весь путь до кабинета (сначала выйдем из группы, затем спустимся по лесенке, потом пройдем по коридору и дойдем до медицинского кабинета) и обратно. Можно ориентироваться на какие, то предметные признаки: спустимся по лесенке и сразу же после нарисованного зайчика свернуть…. Вылеченный Степашка благодарит детей за помощь и передает от врача пожелание не болеть и витаминки для всех детей.
Примерно так же можно «постирать» платьице для куклы кати, взять интересную книгу или игру у методиста.
ПРЯЧЕМ МИШКУ.
Воспитатель прячет знакомую детям так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с детьми. После того как игрушка будет найдена, воспитатель проговаривает место, где была спрятана игрушка, например: «Наш мишка спрятался на полочке, где стоят все машинки», или «мишка спрятался в корзинке для мячиков».
СОБИРАЕИ ИГРУШКИ.
Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите ее на место. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее на место. Пока вы складываете игрушки напевайте что-нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, их на место убираем». Или:
А теперь за дело дружно, Динь-ля-ля, динь-ля-ля!
Убирать игрушки нужно! Кушать (гулять, спать) нам уже пора!
Мигом мы взялись за дело- Все машины ждут,
И работа закипела! Куклы, мишки ждут,
Когда к ним подойдут
И на место уберут.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА СНЯТИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ (РЕЛАКСАЦИОННЫЕ ИГРЫ).
ДОЖДЬ.
Данную игру можно проводить индивидуально каждому ребенку и с подгруппой детей. Дети встают или садятся друг за другом «Паровозиком» и выполняют следующие движения.
Дождь! Дождь! Надо нам расходиться по домам
(хлопаем ладонями по спине)
Гром! Гром! Как из пушек, нынче праздник у лягушек
(поколачивание кулачками)
Град! Град! Сыплет град! Все под крышами сидят.
(постукивание пальчиками)
Только мой братишка в луже
(поглаживание спины ладошками)
Ловит рыбу нам на ужин.
Дети поворачиваются на 180 градусов и делают массаж еще раз.
ЛЯГУШАТА.
Выполнять движения, соответствующие тексту.
Лягушата встали, потянулись А потом, потом, потом
И друг другу улыбнулись. Ножками затопали
Выгибают спинки, Хлоп-хлоп тут и там,
Спинки – тростинки. Хлопают ладошки
Ручками захлопали Нас уже по ножкам
Постучим ладошкой Погладили ладошки и ручки, и ножки
По ручкам мы немножко Лягушата скажут: «Ква!»
Грудку мы чуть-чуть побьем Прыгать весело, друзья!»
И немного по бокам.
.
РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ.
Эта игра позволяет детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, Сначала воспитатель читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом воспитатель еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами:
Зайка
Заинька-зайка, (Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку)
Маленький зайка, (Садятся на корточки)
Длинные ушки (Приставляют ладошки к голове)
Быстрые ножки (встают, топают ногами)
Заинька-зайка, маленький зайка (Обхватывают себя руками, изображая страх)
Деток боишься, зайка-трусишка.
РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ
Мишка
Мишка, мишка косолапый, (Идут переваливаясь)
Мишка по лесу идет,
мишка хочет сладких ягод (огладить себя по животу)
Да никак их не найдет (Развести руки в стороны)
Вдруг увидел много ягод и тихонько зарычал.
Подошли к мишутке детки, (Помаршировать)
Мишка громко зарыдал. (Кулачками потереть глаза).
Далее приводятся просто тексты стихотворений, движения придумываются вместе с детьми.
РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ
Столяры
Мы пилим, пилим доску, с утра у нас дела.
Стальные зубы остры – легко идет пила.
Вжик-вжик, вжик-вжик.
Бежит, бежит послушно рубанок вдоль доски,
И беленькие стружки свернулись в завитки.
Шух-шух, шух-шух.
А нука веселее ударим молотком,
Покрепче, попроворнее мы гвоздики забьем.
Тук-тук, тук-тук.
РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ
Зарядка
Скачет лягушонок, ква-ква-ква,
Плавает утенок, кря-кря-кря.
Все вокруг стараются, спортом занимаются!
Быстрая синица, тюр-лю-лю
В воздухе резвится, тюр-лю-лю.
Все вокруг стараются, спортом занимаются!
Прыгает козленок, ме-ме-ме,
А за ним ягненок, бе-бе-бе.
Все вокруг стараются, спортом занимаются!
Вот мы на заряядке, раз-два-три,
Утром на площадке, раз-два-три
Видите, стараемся, спортом занимаемся!
ОВОЩИ ОТДЫХАЮТ.
Выполнять движения, соответствующие тексту.
Устали овощи, сели отдыхать.
Отдувается капуста: «Ах! Ах!»
Обмахивать лицо ладошками.
Морковка: «Эх! Эх!»
Хлопать по коленям.
Горох: «О – хо - хох!»
Легко ударять пальчиками по коленям.
Огурец: «Ух! Ух!»
Хлопать в ладоши.
ЗВЕРИ И ПТИЦЫ СПЯТ.
Обошел Медведь весь лес
И в берлогу спать залез.
Лапу в пасть засунул он
И увидел сладкий сон.
Дети ложатся на спину на ковер и закрывают глаза.
Дети на спину легли
И, как и Мишка, видят сны.
(Звучит фонограмма колыбельной.)
Тише, тише, не шумите,
Наших деток не будите!
Звучание меняется, дети слышат пение птиц (звучит фонограмма или пьеса «Все птички в гости к нам»).
Птички станут щебетать,
Будем глазки открывать,
Просыпаться и вставать.
Дети открывают глаза, встают с ковра.
СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ.
Воспитатель зеркальцем пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:
Солнечные зайчики
Играют на стене
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!
По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать. Игра повторяется 2-3 раза.