Воробьёва Зоя Михайловна
Игровые технологии с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №52 “Березка”
Воспитатель Воробьева Зоя Михайловна.
Игровые технологии с детьми раннего возраста.
«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Содержание.
Публикация «Игровые технологии с детьми раннего возраста» размещена в разделах
1. Теоретические аспекты игровой деятельности детей раннего возраста в ДОУ.
2. Цель.
3. Задачи.
4. Формы.
5. Приемы.
6. Образовательные области.
7. Предметно-пространственная среда.
8. Литература.
9. Диагностика игровой деятельности детей раннего возраста.
Игра — важная деятельность, через которую педагог может решить любую образовательную задачу.
Используемые в нашей работе игровые технологии, в соответствии с основными требованиями ФГОС, направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья ребенка, оказание коррекционной помощи.
Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности. Игровые технологии, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей, помогают реализовать идеологию ФГОС.
С внедрением игровых технологий происходит развитие эмоциональной сферы ребенка, возникает интерес как позитивная эмоция, и, как следствие, ребенок выполняет роль заинтересованного участника образовательного процесса, а не исполнителя указаний со стороны воспитателя, также происходит взаимодействие воспитателя с детьми. Игровые технологии как система игр используется не только в совместной и самостоятельной деятельности, но и при проведении режимных моментов, что обеспечивает более успешное усвоение детьми культурно — гигиенических навыков (соблюдение одного из ориентиров развития системы дошкольного образования, заданного ФГОС).
Мотивация ребенка. В процессе игры пробуждается интерес к деятельности, радость от полученных знаний в занимательных путешествиях, в мире новой информации и приобретения навыков.
Значение игровой технологии в том, что при правильном руководстве она становится:
способом обучения;
деятельностью для реализации творчества;
методом терапии;
первым шагом социализации ребёнка в обществе.
Теоретические аспекты игровой деятельности детей раннего возраста.
Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) делает занятие интересным для воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности — в игре.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама, интересного партнера в игре.
Игровая технология должна быть направлена на решение таких задач:
дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства;
в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровая технология включает в себя :
игры и упражнения, формирующее умение выделять характерные признаки предметов;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
группы игр воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, смекалку и т. д. ;
Материал, усвоенный во время игры, откладывается в детской памяти на более продолжительное время. Помимо этого, по ФГОС, обучение в такой форме:
развивает логическое и критическое мышление;
формирует навык выстраивания причинно-следственных связей;
воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;
поощряет проявление инициативы;
способствует физическому развитию.
Важность игровой технологии заключается не в том, чтобы сделать её средством развлечения для детей, а в том, чтобы при правильной организации сделать её способом обучения, возможностью для самореализации обучающихся и раскрытия ими своего творческого потенциала.
Для воспитанников младших групп (2–4 года) основная задача педагога состоит в формировании эмоциональной связи ребёнка с воспитателем, создании атмосферы доверия и доброжелательности. Кроме того, в этом возрасте закладываются основы эвристического подхода к получению знаний детьми : именно игра активизирует любознательность дошкольников, подталкивает их задавать вопросы, поощряет стремление находить на них ответы.
Применяемые в детском саду приё мы принято условно делить на 3 группы:
словесные;
наглядные;
практические.
Суть первых в том, что все игровые действия воспитатель должен объяснить и описать детям доступно, понятно, ярко и красочно. Педагог проговаривает воспитанникам правила доступным языком без использования громоздких предложений и непонятных слов. При знакомстве детей с играми воспитатель может использовать загадки или короткие истории, вводящие в сюжет игры.
Наглядные приёмы обучения опираются на зрительное восприятие мира дошкольниками. Дети буквально живут в мире ярких картинок, образов, интересных предметов. Для иллюстрации рассказа об играх (а также для демонстрации самого процесса игры) воспитатель может использовать разные средства наглядности: видеоролик, где показано, как дети играют, картинки, карточки, на которых красиво записаны правила и т. д.
Практические приёмы отчасти можно связать с наглядными. Например, свои впечатления от игр дети могут выражать в поделках, аппликациях и рисунках. Кроме того, по итогам игры воспитанники могут сами создавать лэпбук с основной информацией, о правилах игры и о том, чему они научились играя. Практические приё мы обучения позволяют малышам самим создавать реквизит для будущих игр: лепить фрукты и овощи, рисовать зверюшек, мастерить макеты знакомого окружения.
Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, что развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное — это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками. Образное мышление — когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Согласно ФГОС ДОУ содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей (далее – образовательные области) :
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Рассмотрим применение игровых технологий в образовательном процессе по каждой образовательной области.
Социально-коммуникативное развитие. Игровая технология включает в себя :
игровые тренинги;
сюжетно – ролевые игры;
театрализованные игры;
игры-хороводы;
В любой игре перед ребенком поставлена цель учиться общению со сверстниками и со взрослыми, учиться примерять и роль лидера и исполнителя, тренироваться находить компромиссы и выходить из конфликта, развивать речь.
Познавательное развитие. В процессе игр проявляется самореализация. Именно, во время игры, ребенок учится познавать свои возможности, проявлять инициативу, делать осознанный выбор. Здесь выбор игр огромен и разнообразен, но следует выделить игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков – это так называемые обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые технологии, направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных способностей. С внедрением игровых технологий,происходит развитие эмоциональной сферы ребенка, возникает интерес,как позитивная эмоция, и,как следствие, ребенок выполняет роль заинтересованного участника образовательного процесса, а не исполнителя указаний со стороны воспитателя. Происходит взаимодействие взрослого и ребенка. Игровые технологии используются при проведении режимных моментов, что обеспечивает более успешное усвоение культурно-гигиенических навыков (это является соблюдением одного из ореинтиров развития дошкольного образования заданного ФГОС).
Речевое развитие. Применение игровых технологий позволяет создавать максимально благоприятные условия для развития речи детей:
игровые технологии, направленные на развитие мелкой моторики;
игровые технологии, направленные на развитие артикуляционной моторики;
игровые технологии, направленные на развитие дыхания и голоса.
В работе с детьми раннего возраста я использую Блоки Дьенеша, они объединяют взрослого с детьми. Играя, дети учатся анализировать форму предметов, сравнивать геометрические фигуры, различать форму, цвет, величину.
В познании окружающего мира помогают палочки Кюезенера. Игра “Квадрат Воскобовича”(двухцветный) помогает создавать простые плоскостные фигуры (домик, конфету, т. д.)Игра “Бизиборд” развивает мелкую моторику и приносит пользу для общего развития.
Художественно-эстетическое развитие. Игровые технологии, направленные на развитие восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, изобразительного искусства.
Пальчиковые игры.
В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. В ходе игры вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Они помогают ориентировке “вправо-влево”, “вверх-вниз”. Эти игры важны для развития творчества детей.
Физическое развитие включает игровые технологии, направленные на развитие двигательной деятельности детей, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук и т. д.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы дошкольного учреждения и решением его основных задач. Существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в дошкольном учреждении.
Для физического развития интересны игры, сделанные своими руками ”кочки на болоте”, ”дорожки-мостики”.
Они приносят позитивную энергию мастера. Игры с прищепками, очень увлекательны для малышей и полезны.
Развивается мелкая моторика и способствует развитию речи малышей.
В своей работе с детьми раннего возраста игровые технологии я использовала как игровые моменты. Они очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. В работе с детьми от 1,5 до 3 лет основная задача — это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека, интересного партнера в игре.
Я стараюсь ежедневно применять игровые моменты на занятиях, в свободной деятельности детей, на прогулках, во время разных игр: это и пальчиковая гимнастика в стихотворной и игровой форме, и артикуляционная гимнастика, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, игры-хороводы,
игры забавы, игры-драматизации.
Игровые моменты должны присутствовать во всех видах деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
Игровые технологии помогают в развитии памяти. В этом детям помогут игры типа «Магазин»», «Семья»,«Парикмахерская».
Систематическая игровая терапия влияет на способность детей управлять поведением. Сюжетно-ролевые игры отображают отношения людей, в игре отображать быт в семье, знание различных предметов (посуду,одежду,их использование. Культуру поведения в различных ситуациях. Так для детей младшего возраста педагоги создают личное игровое оснащение (ширмы, строитель, атрибуты для ролевых игр, предметы -заместители, дидактические игры, дающие опыт разнообразного использования объекта, на собственном примере показывают детям, как пользоваться ролевой речью, звукоподражанием, подсказывают реплики, объясняют действия.
Большое значение имеет насыщенность развивающей предметно-пространственной среды, которая направлена на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи, логического мышления. Используя различные дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые игры, игры-хороводы, игры-забавы, убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал. В играх использую предметы-заместители, которые развивают фантазию и воображение детей. На эффективность педагогического процесса влияет применение игры. Игра способствует развитию памяти, мышления у детей, оказывает огромное влияние на умственное развитие ребенка. Играя с маленькими детьми, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения и познания окружающего мира.
В работе с детьми третьего года жизни использую игровые технологии, направленные на развитие восприятия, внимания.
Игровые технологии помогают в развитии памяти. В этом детям помогут игры типа «Найди пару», «Подбери птичкам гнездышки», «Подбери зайчику окно к домику» и другие.
С целью использования различных сенсорных анализаторов и расширения сенсорного опыта малышей использую «Чудесный мешочек» : в красочный тканевый мешочек складываю фигуры и прошу найти на ощупь большой (или маленький) шарик, кубик.
Я считаю, использование игровых технологий с детьми 2-3 лет, помогает добиться лучшего усвоения учебного материала.
Благодаря игре дети становятся самостоятельнее, активнее. Появляется способность применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике, и самостоятельно добывать их. Игра способствует процессу развития индивидуальных способностей, психических функций.
Новая общественно-политическая ситуация в обществе задает новые цели обучения и воспитания. Они определяют требования к личности воспитателя в соответствии с велением времени. Обществу необходим воспитатель, которого характеризует высокая гражданственная ответственность и социальная активность, любовь к детям, интеллигентность, высокий профессионализм, готовность решать творческие и исследовательские задачи,способный постоянно самосовершенствоваться и повышать свое образование.
Литература.
БарсуковаЛ. Педагог нового типа// Дошкольное воспитание-2010.№4. с111.
Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. -М. 2010.
Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ-2012,-№5
Пенькова Л. А. ,Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников.
Аникеева Н. П. Воспитание игрой/Аникеева Н. П. -Москва,1997,с 5-6
Елистратова И. Давай с тобой поиграем//Мой ребенок. /Елистратова И. -№11-2006, с22-30.
Запорожец А. В,Маркова Т. А Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста- Москва,1998,с 8-12
Диагностика игровой деятельности детей раннего возраста 2021-2022г
Для определения уровня сформированности игровых умений в сюжетно-ролевой игре, по игровому воспитанию 2 раза в год проводится диагностика (сентябрь и май).
Для диагностики были использованы критерии разработанные Н. Ф. Губановой.
Диагностика помогла подойти к решению следующих задач:
1) выявления уровня взаимодействия друг с другом в непродолжительной совместной игре.
2) выявления умения разыгрывать простейшие сюжеты в сюжетно-ролевой игре.
Для проведения данной диагностики были разработаны критерии.
Для удобства обработки данных выделили следующие критерии:
– высокий; - средний; - низкий.
Расшифровка каждого уровня:
Высокий уровень. Ребенок проявляет яркие эмоциональные действия в игровом взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими; называет себя именем героя; использует предметы–заместители, самостоятельно подбирает игровой материал.
Средний уровень. Ребенок проявляет эмоциональные действия в игровом взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими. Затрудняется в использовании предметов заместителей, не всегда может самостоятельно подобрать игровой материал.
Низкий уровень. Ребенок достаточно сдержан в эмоциях, с трудом взаимодействует с окружающими. Пытается отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими. Затрудняется в использовании предметов заместителей, не всегда может самостоятельно подобрать игровой материал.
Цель данной диагностики: проанализировать развитие игровых умений у детей раннего возраста на основе предложенного игрового сюжета.
Для проведения диагностики предлагается 10 игровых ситуаций, на основании которых выявляют сформированность игровых умений у детей раннего возраста :
1. Кукла Катя ложится спать.
2. Готовим кашу для куклы Кати
3. Поможем маме стирать белье
4. Мама лечит дочку Катю
5. Вместе с мамой гладим белье
6. В магазин за продуктами
7. На прогулку с куклой Катей.
8. Встеча гостей куклы Кати.
9. Игры мамы с дочкой (сыночком)
10. Уборка в комнате куклы Кати.
В ходе диагностического обследования,я узнаю насколько развиты игровые, умения и какие затруднения у детей вызывают те или иные сюжеты ролевых игр.
Проводя диагностическое обследование, я наблюдала за действиями детей. Использовалась предметно-игровая среда и жизненный опыт ребенка.
Детям задавались вопросы, на которые они поочередно отвечали. Приглашала на диагностику по 5 детей, чтобы наиболее точно оценить умение и навыки каждого ребенка.
Уровень сформированности игровых умений у детей раннего возраста на сентябрь 2021 г.
В – высокий уровень
С – средний уровень
Н – низкий уровень
начало года конец года
Высокий 20 % 58%
Средний 50 % 30%
Низкий 30 % 12%
Анализ результатов (в конце учебного года) констатирующего этапа дает возможность говорить о достаточном уровне сформированности игровых умений у детей раннего возраста. И необходимо продолжать целенаправленно работать по формированию игровых умений и навыков у детей обогащая их игровой опыт.