Татьяна Горяйнова
Игровые технологии, применяемые учителем-логопедом в образовательной деятельности по обучению детей элементам грамоты
▼ Скачать + Заказать документы
Среди последних нормативно-правовых документов в сфере образования детей дошкольного возраста Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выступает основным. В соответствии с ФГОС ДО сегодня на первом месте стоит задача развития ребёнка, реализация которой позволит сделать более эффективным коррекционно-педагогический процесс.
Публикация «Игровые технологии, применяемые учителем-логопедом в образовательной деятельности по обучению детей элементам грамоты» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июнь 2021
Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет мотивационная модель «Хочу узнать…», поэтому современному учителю-логопеду необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребёнка.
Вопросы поиска и применения эффективных технологий и методик для достижения планируемых результатов коррекционного воздействия на речь детей всегда остаются актуальными для учителя-логопеда.
В процессе коррекционно-педагогической деятельности мною применяется комплексный и системный подход по выбору и применению различных технологий для полноценного развития ребёнка. В своей практике использую здоровьесберегающие технологии, технологии проектной деятельности, информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированные, технологию наглядного моделирования, игровые технологии. Вся совокупность вышеперечисленных технологий может быть применена учителем-логопедом в течение образовательной деятельности, посвящённой одной тематике.
Задачами образовательной области «Речевое развитие» являются:
-владение речью как средством общения и культуры;
-обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества;
-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
-знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Решая задачу формирования звуковой аналитико-синтетической активности у детей с ОНР как предпосылки обучения элементам грамоты, использую весь комплекс технологий, но акцент фокусирую на игровых технологиях, так как игровая деятельность является ведущей в дошкольном периоде развития.
«Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приёмов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются развивающей и познавательной направленностью. [2]
В подготовительной группе (6-7 лет) особенно ярко ставится вопрос соотнесения двух знаковых систем «звук» - «буква», вытекающий из возрастных нейро-физиологических особенностей развития мозга в этот период.
Цель применения игровых технологий на данном этапе состоит в том, чтобы создать максимально благоприятные условия для стимулирования всех видов развивающей деятельности дошкольника с ОНР : игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской на этапе овладения элементарными предпосылками грамоты, принять профилактические меры по предупреждению фонематической и оптической дислексии и дисграфии с помощью игровых технологий.
«В букварный период происходит последовательное изучение звуков и букв, и здесь особенно важно сразу же правильно построить всю систему сопоставления звуков и букв, чтобы в сознании детей чётко закреплялось представление о принципиальной разнице этих двух знаковых систем». [1,с. 160]
Исходя из практического опыта, учитель-логопед выстраивает свою работу на последовательном переходе изучения от звука к букве, от наблюдения над звучанием к наблюдению над написанием (печатанием) буквы. Соотнесение фонемы со зрительным образом буквы, дифференциация от всех других, особенно, от сходных графически для дошкольников с ОНР является очень сложной задачей, так как для различения графически сходных букв необходим достаточный уровень сформированности зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. По мнению М. Е. Хватцева, основной причиной плохого усвоения букв является нечёткость их восприятия, неустойчивость представлений о букве. [5, с. 499] Решение этой задачи требует наибольшего напряжения, как со стороны самого учителя-логопеда, так и со стороны детей. Для облегчения этого процесса должны быть созданы все условия, которые включают:
-творческий потенциал педагога,
-насыщенная развивающая предметно-пространственная среда,
-системность и последовательность подачи развивающего материала,
-право выбора из многообразия развивающих игр в пределах изучаемой темы
-соответствие развивающих игр возрастным нормам,
-стимулирование мотивации и учёт интересов детей,
-опора на «зону ближайшего развития».
Наиболее удобными и эффективными игровыми технологиями, применяемыми в личной практике с детьми на этапе изучения звука, выделения звука из слова и соотнесения звука (звуков) с буквой как графическим образом, являются:
Игровая технология М. Монтесори. Обводка пальцем контура выпуклых рельефов букв, дермолексия (педагог «рисует» на ладони ребёнка букву, а тот должен её опознать, тактильное опознание «наждачных» букв, штриховка.
Технология развивающих игр Б. П. Никитина
Конструирование изучаемой буквы с помощью игры «Сложи узор», «Уникуб», кубиков, конструкторов.
Игровая технология «Палочки Кюизенера»
Применяю для конструирования буквы с помощью счётных цветных палочек разной длины, «Палочки Кюизенера» развивают мелкую моторику, пространственное и зрительное восприятие, конструктивный гнозис и праксис.
Технология развивающих игр В. Воскобовича
помогает формированию базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях, развитию мышления, воображения и памяти, нахождению и конструированию букв с помощью игр «Игровой квадрат» и «Геоконт».
Игровая технология «Математический планшет» Б. Б. Финкельштейна
Конструирование буквы с помощью этой игры даёт возможность исследовательской деятельности, развитию воображения, сенсомоторной памяти.
Игровая технология «Пальчиковая азбука». Упражнения с пальчиковыми буквами тренируют движения пальцев рук, а это, в свою очередь, способствует активизации моторных речевых зон головного мозга. С помощью пальцев рук дети изображают букву и произносят те звуки, которые обозначаются этой буквой. При этом важно, чтобы элементы пальчиковой азбуки были представлены теми же элементами и направлены в ту же сторону, что и у печатной буквы.
Метод кинезиологических упражнений способствует развитию и улучшению пространственных представлений, развитию общей двигательной активности, активизирует познавательные процессы. Например, дети поворачиваются в ту сторону, в которую направлена буква, это помогает на уровне собственного тела запомнить в какую сторону «смотрит» буква.
Информационно-коммуникационные технологии повышают мотивацию детей, активизируют умственную деятельность, поддерживают интерес.
Компьютерные игры для запоминания графического образа буквы и звуков
«Азбука», «Как мышонок буквы ловил» и другие.
Так же использую в работе выкладывание изучаемой буквы с помощью палочек, верёвок, жгутов, мозаики, пуговиц с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены её элементы и в каком количестве; игры «Выбери правильные буквы», «Рассели буквы по домикам», «Угадай, какая буква спряталась», «Почини букву»- реконструкция букв; мягкие алфавиты; магнитные азбуки, нахождение букв в геометрических фигурах, узнавание печатных букв в стихотворениях А. Шибаева.
Вышеперечисленные игровые технологии, применяемые на данном этапе овладения элементами грамоты детей с ОНР, удовлетворяют основным методологическим требованиям (по Г. В. Селевко) : концептуальность, системность, эффективность, воспроизводимость. [3, с. 256]
Смена игровых технологий поддерживает «живой» интерес в детях, мотивирует «делать» и запоминать графический образ буквы, конструировать и усваивать, как расположен этот графический знак в пространстве, из скольких элементов он состоит, способствует установлению и прочному укреплению звукобуквенных отношений. Связь звука и буквы, а также их различие объясняются на каждом занятии, а упрочнение графического образа буквы с применением различных технологий даёт возможность детям ещё раз усвоить, что звук мы произносим и слышим, а букву видим, читаем и пишем! Данные игровые технологии полезно использовать, как во время индивидуальной образовательной деятельности, так и подгрупповой, также их можно рекомендовать воспитателям и родителям для совместной деятельности с детьми.
Благодаря грамотному и творческому подходу учителя-логопеда к применению игровых технологий, дети на практике приходят к овладению не только понятием «звуки речи», но и понятием «буква», их соотнесением, тем самым расширяя рамки ФГОС. При условии, что педагог всегда работает на зону ближайшего развития, дети проявляют себя максимально творчески, с интересом и инициативой отгадывая и конструируя буквы. Когда ребёнок с ОНР находит букву по названию звука с уверенностью, можно сделать вывод, что знаковые системы «звук»- «буква» усвоены и зафиксированы в памяти.
Одновременно происходит обогащение познавательно-творческого потенциала, как самих детей, так и учителя-логопеда, что и составляет глубокую сущность эффективной практики реализации ФГОС.
Список литературы:
1. Иванова С. Ф., Горбушина Л. А. «Изучение элементов фонетики и графики».
В кн. : Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах. Под ред. Н. С. Рождественского, Г. А. Фомичевой. – М. : Педагогика, 1977.
2. Игровые технологии как вид педагогических технологий. https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/
3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии : Учебное пособие. / Г. К. Селевко — М. : Народное образование. — 1998. — 256 с.
4. ФГОС ДО https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/
5. Хватцев М. Е. «Логопедия».-М. В кн. : Хрестоматия по логопедии. Под редакцией Л. С. Волковой-М. «Владос», 1997.