МААМ-картинки

Игровые технологии, применяемые учителем-логопедом в образовательной деятельности по обучению детей элементам грамоты

Татьяна Горяйнова
Игровые технологии, применяемые учителем-логопедом в образовательной деятельности по обучению детей элементам грамоты
▼ Скачать + Заказать документы

Среди последних нормативно-правовых документов в сфере образования детей дошкольного возраста Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выступает основным. В соответствии с ФГОС ДО сегодня на первом месте стоит задача развития ребёнка, реализация которой позволит сделать более эффективным коррекционно-педагогический процесс.

Публикация «Игровые технологии, применяемые учителем-логопедом в образовательной деятельности по обучению детей элементам грамоты» размещена в разделах

Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет мотивационная модель «Хочу узнать…», поэтому современному учителю-логопеду необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребёнка.

Вопросы поиска и применения эффективных технологий и методик для достижения планируемых результатов коррекционного воздействия на речь детей всегда остаются актуальными для учителя-логопеда.

В процессе коррекционно-педагогической деятельности мною применяется комплексный и системный подход по выбору и применению различных технологий для полноценного развития ребёнка. В своей практике использую здоровьесберегающие технологии, технологии проектной деятельности, информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированные, технологию наглядного моделирования, игровые технологии. Вся совокупность вышеперечисленных технологий может быть применена учителем-логопедом в течение образовательной деятельности, посвящённой одной тематике.

Задачами образовательной области «Речевое развитие» являются:

-владение речью как средством общения и культуры;

-обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества;

-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

-знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Решая задачу формирования звуковой аналитико-синтетической активности у детей с ОНР как предпосылки обучения элементам грамоты, использую весь комплекс технологий, но акцент фокусирую на игровых технологиях, так как игровая деятельность является ведущей в дошкольном периоде развития.

«Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приёмов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются развивающей и познавательной направленностью. [2]

В подготовительной группе (6-7 лет) особенно ярко ставится вопрос соотнесения двух знаковых систем «звук» - «буква», вытекающий из возрастных нейро-физиологических особенностей развития мозга в этот период.

Цель применения игровых технологий на данном этапе состоит в том, чтобы создать максимально благоприятные условия для стимулирования всех видов развивающей деятельности дошкольника с ОНР : игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской на этапе овладения элементарными предпосылками грамоты, принять профилактические меры по предупреждению фонематической и оптической дислексии и дисграфии с помощью игровых технологий.

«В букварный период происходит последовательное изучение звуков и букв, и здесь особенно важно сразу же правильно построить всю систему сопоставления звуков и букв, чтобы в сознании детей чётко закреплялось представление о принципиальной разнице этих двух знаковых систем». [1,с. 160]

Исходя из практического опыта, учитель-логопед выстраивает свою работу на последовательном переходе изучения от звука к букве, от наблюдения над звучанием к наблюдению над написанием (печатанием) буквы. Соотнесение фонемы со зрительным образом буквы, дифференциация от всех других, особенно, от сходных графически для дошкольников с ОНР является очень сложной задачей, так как для различения графически сходных букв необходим достаточный уровень сформированности зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. По мнению М. Е. Хватцева, основной причиной плохого усвоения букв является нечёткость их восприятия, неустойчивость представлений о букве. [5, с. 499] Решение этой задачи требует наибольшего напряжения, как со стороны самого учителя-логопеда, так и со стороны детей. Для облегчения этого процесса должны быть созданы все условия, которые включают:

-творческий потенциал педагога,

-насыщенная развивающая предметно-пространственная среда,

-системность и последовательность подачи развивающего материала,

-право выбора из многообразия развивающих игр в пределах изучаемой темы

-соответствие развивающих игр возрастным нормам,

-стимулирование мотивации и учёт интересов детей,

-опора на «зону ближайшего развития».

Наиболее удобными и эффективными игровыми технологиями, применяемыми в личной практике с детьми на этапе изучения звука, выделения звука из слова и соотнесения звука (звуков) с буквой как графическим образом, являются:

Игровая технология М. Монтесори. Обводка пальцем контура выпуклых рельефов букв, дермолексия (педагог «рисует» на ладони ребёнка букву, а тот должен её опознать, тактильное опознание «наждачных» букв, штриховка.

Технология развивающих игр Б. П. Никитина

Конструирование изучаемой буквы с помощью игры «Сложи узор», «Уникуб», кубиков, конструкторов.

Игровая технология «Палочки Кюизенера»

Применяю для конструирования буквы с помощью счётных цветных палочек разной длины, «Палочки Кюизенера» развивают мелкую моторику, пространственное и зрительное восприятие, конструктивный гнозис и праксис.

Технология развивающих игр В. Воскобовича

помогает формированию базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях, развитию мышления, воображения и памяти, нахождению и конструированию букв с помощью игр «Игровой квадрат» и «Геоконт».

Игровая технология «Математический планшет» Б. Б. Финкельштейна

Конструирование буквы с помощью этой игры даёт возможность исследовательской деятельности, развитию воображения, сенсомоторной памяти.

Игровая технология «Пальчиковая азбука». Упражнения с пальчиковыми буквами тренируют движения пальцев рук, а это, в свою очередь, способствует активизации моторных речевых зон головного мозга. С помощью пальцев рук дети изображают букву и произносят те звуки, которые обозначаются этой буквой. При этом важно, чтобы элементы пальчиковой азбуки были представлены теми же элементами и направлены в ту же сторону, что и у печатной буквы.

Метод кинезиологических упражнений способствует развитию и улучшению пространственных представлений, развитию общей двигательной активности, активизирует познавательные процессы. Например, дети поворачиваются в ту сторону, в которую направлена буква, это помогает на уровне собственного тела запомнить в какую сторону «смотрит» буква.

Информационно-коммуникационные технологии повышают мотивацию детей, активизируют умственную деятельность, поддерживают интерес.

Компьютерные игры для запоминания графического образа буквы и звуков

«Азбука», «Как мышонок буквы ловил» и другие.

Так же использую в работе выкладывание изучаемой буквы с помощью палочек, верёвок, жгутов, мозаики, пуговиц с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены её элементы и в каком количестве; игры «Выбери правильные буквы», «Рассели буквы по домикам», «Угадай, какая буква спряталась», «Почини букву»- реконструкция букв; мягкие алфавиты; магнитные азбуки, нахождение букв в геометрических фигурах, узнавание печатных букв в стихотворениях А. Шибаева.

Вышеперечисленные игровые технологии, применяемые на данном этапе овладения элементами грамоты детей с ОНР, удовлетворяют основным методологическим требованиям (по Г. В. Селевко) : концептуальность, системность, эффективность, воспроизводимость. [3, с. 256]

Смена игровых технологий поддерживает «живой» интерес в детях, мотивирует «делать» и запоминать графический образ буквы, конструировать и усваивать, как расположен этот графический знак в пространстве, из скольких элементов он состоит, способствует установлению и прочному укреплению звукобуквенных отношений. Связь звука и буквы, а также их различие объясняются на каждом занятии, а упрочнение графического образа буквы с применением различных технологий даёт возможность детям ещё раз усвоить, что звук мы произносим и слышим, а букву видим, читаем и пишем! Данные игровые технологии полезно использовать, как во время индивидуальной образовательной деятельности, так и подгрупповой, также их можно рекомендовать воспитателям и родителям для совместной деятельности с детьми.

Благодаря грамотному и творческому подходу учителя-логопеда к применению игровых технологий, дети на практике приходят к овладению не только понятием «звуки речи», но и понятием «буква», их соотнесением, тем самым расширяя рамки ФГОС. При условии, что педагог всегда работает на зону ближайшего развития, дети проявляют себя максимально творчески, с интересом и инициативой отгадывая и конструируя буквы. Когда ребёнок с ОНР находит букву по названию звука с уверенностью, можно сделать вывод, что знаковые системы «звук»- «буква» усвоены и зафиксированы в памяти.

Одновременно происходит обогащение познавательно-творческого потенциала, как самих детей, так и учителя-логопеда, что и составляет глубокую сущность эффективной практики реализации ФГОС.

Список литературы:

1. Иванова С. Ф., Горбушина Л. А. «Изучение элементов фонетики и графики».

В кн. : Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах. Под ред. Н. С. Рождественского, Г. А. Фомичевой. – М. : Педагогика, 1977.

2. Игровые технологии как вид педагогических технологий. https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/

3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии : Учебное пособие. / Г. К. Селевко — М. : Народное образование. — 1998. — 256 с.

4. ФГОС ДО https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/

5. Хватцев М. Е. «Логопедия».-М. В кн. : Хрестоматия по логопедии. Под редакцией Л. С. Волковой-М. «Владос», 1997.

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами ДОУ Конспект интегрированного занятия «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами.

Игровые технологии в ДОУ. Педагогические игры по виду деятельности Педагогические игры по виду деятельности"Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. " В. А. Сухомлинский Игра - одна.

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся краевое государственное общеобразовательное учреждение «Шарыповская школа» Исследовательская работа «Игровые технологии на уроках.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей грамоте «Скажи, как тебя зовут» ЗАГАДКУ ОТГАДАЙ КТО НАЗВАЛ ТЕБЯ - УЗНАЙ? (Сейчас мы выберем с вами водящего, потом мы с вами дружно назовем свое имя, а сейчас кто-нибудь.

Конспект НОД по подготовке к обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе «Звуки [д] — [т]» Цель: Закрепить навыки чёткого произношения и различения звуков [д] - [т]. Учить детей дифференцировать звуки (т-д) в слогах, словах..

Консультация «Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ» Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность.

Итоговая НОД по обучению элементам грамоты в старшей группе «Королевство буквы К»Итоговая НОД по обучению элементам грамоты в старшей группе «Королевство буквы К» Цель: закрепить умения работы с заданным звуком и буквой. Задачи: Образовательные – закрепить знания о звуке К. Закрепить умение придумывать.

Опыт работы по взаимодействию с учителем-логопедом в группе раннего возрастаОпыт работы по взаимодействию с учителем-логопедом в группе раннего возраста В раннем возрасте, когда у детей речь еще не сформирована, помощь учителя-логопеда крайне важна для формирования у малышей воздушной среды,.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста в образовательной деятельности. Консультация. Консультация для педагогов. Здоровье - это одна из главных ценностей жизни человека. Именно поэтому проблема ухудшения здоровья населения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые технологии, применяемые учителем-логопедом в образовательной деятельности по обучению детей элементам грамоты
Опубликовано: 22 июня 2021 в 20:57
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые технологии, применяемые учителем-логопедом в образовательной деятельности по обучению детей элементам грамоты» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Горяйнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД