Мария Зайцева
Игровые технологии в практике работы педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Игровые технологии в практике работы педагога-психолога
Игра – это ведущая деятельность в жизни дошкольника. Дети играют всегда и везде и по-разному. Она намного продуктивнее помогает осваивать новые навыки, помогает принимать изменения. Д. Эльконин писал, что в игре происходит первичная эмоционально действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего места в системе человеческих отношений и желание быть взрослым.
Функции игры:
• Развлекательная – основная функция игры - это доставить удовольствие играющим;
Публикация «Игровые технологии в практике работы педагога-психолога» размещена в разделах
• Самореализация - в игре ребенок реализовать свои потребности в занятии той или иной роли;
• Коммуникативная – игра помогает освоить навыки общения;
• Терапевтическая функция – помогает преодолеть трудности, возникающие в других сферах жизни;
• Социализация – помогает включиться в систему общественных отношений, усвоить культурные нормы;
• Диагностическая – игра помогает увидеть отклонения от нормального поведения;
• Коррекционная функция – помогает вносить изменения в структуру личности. Способствует формированию произвольной регуляции, высших психических функций, развитию эмоционально-волевой сферы.
Организация работы педагога-психолога детского сада обязательно включает в себя использование игровых технологий, так как они эффективны, доступны, легко реализуемы, они имеют тесную связь с другими технологиями.
Во время игры в своей работе пользуюсь некоторыми принципами, применяемыми в мягкой школе:
• Позитивное мышление: очень важно при взаимодействии с ребенком помнить, что он всегда старается быть хорошим и выполнять наши инструкции, но при этом частица «не» теряется.
• Ситуативный подход – игровые задания подбираются сложные ля ребенка, но решаемые, после игры обязательно проговаривать, что было в начале, и как он придумал выход из сложной ситуации.
• Работа с семьей – очень важно поддерживать контакт с родителями детей, рассказывать, чем мы занимаемся в кабинете, демонстрировать игры, а родители пробуют дома повторить.
• Чуткость – во время игры очень важно учить ребенка чутко относиться к себе и своим чувствам, потребностям. Необходимо учить ребенка говорить об этом и видеть состояние другого человека. Обучать ребенка как себя повести, например, если чего-то захотел, какие слова подобрать.
• Комплексный подход – очень важно учить детей не только проявлять свои чувства, но и с телом. В работе я использую дыхательные упражнения, релаксации, упражнения на снятие напряжения и на чередование расслабления и напряжения в разных частях тела.
• Заканчиваем на успехе – для формирования мотивации очень важно помнить об этом принципе. Для того чтобы научить ребенка чему-то это надо уметь самому и начинать надо с более легких вариантов, наблюдать за тем как ребенок выполняет, и обязательно с ним проговаривать то, что у него получилось.
• Постепенность и последовательность – упражнения необходимо усложнять постепенно, замечая достижения ребенка.
• Индивидуальный подход, учет возрастных особенностей – этот принцип очень важен для работы психолога, потому что никогда не знаешь, в каком состоянии придет ребенок в кабинет. С каждым ребенком необходимо подбирать свои методы. Некоторые дети сложно включаются в работу, некоторые быстро устают, кому-то необходимо больше времени на выполнение задания, кому-то меньше.
• Диалог и партнерство – очень важно учить ребенка договариваться с партнером, учитывать его интересы, для этого этапа очень важно использовать игры, где каждый может побыть в активной и пассивной роли.
• Идем туда, где сложно – очень важно положительное подкрепление, в сложной ситуации, которая проживается в безопасной среде, где никто не посмеется.
Спектр игровых технологий широк. Игры подбираются исходя из поставленных задач. Например, для детей имеющих задержку психического развития подбираются игры направленные не развитие познавательной сферы, они подбираются исходя из уровня актуального развития ребенка, и постепенно усложняются.
Для детей с тяжелым нарушением свойственно нарушение эмоционально-волевой сферы, снижение самоконтроля, суетливость, нарушение мелкой моторики, речевой памяти, внимания, восприятия. Использую в своей практике игры с песком, они помогают снять мышечное напряжение, развивают мелкую моторику, стабилизируют эмоциональное состояние, раскрепощает излишне зажатых детей, помогает успокоить импульсивных, развивают воображение. Играя в песочнице, ребенок попадает в безопасную среду, в которой он может воплотить все свои идеи, создать на песке новый мир, придумать про него историю и поделиться ей со мной. В процессе игры можно помочь в поиске выхода из конфликтной ситуации у героев сказки, обратить внимание на важные моменты, проанализировать их вместе.
Для детей гиперактивных, не умеющих соблюдать правила применяются игры с правилами, в частности настольные игры с кубиком, где ребенок учиться ходить по очереди, выполнять задания, принимать поражение или выигрыш адекватным образом, ходить ровно на то количество шагов, сколько выпало на кубике. Например, в игре «Я смогу» И. Млодик, ребенок учится принимать решение и просчитывать варианты ходов и нести ответственность за свои действия.
Для детей имеющих заикание очень важно подбирать игры направленные на развитие коммуникативных навыков, которые помогут научиться ждать пока другой договорит, проявлять инициативу в игре, учитывать желания других участников. Для решения этих задач очень хорошо подходят ролевые игры, игры на бумаге (например, рисунок по кругу, групповой рисунок). Противопоказанием для них имеют игры, носящие соревновательный характер.
Игровые технологии можно применять не только с детьми, но и с педагогами в психопрофилактической работе. Игры, направленные на сплочение коллектива, снятие эмоционального напряжения, развитие творческого мышления, на профилактику эмоционального выгорания очень хорошо воспринимаются коллективом и помогают лучше усвоить материал. Применение игр в работе с родителями и знакомство их с важными принципами взаимодействия в игре тоже весьма эффективно, они раскрываются, учатся взаимодействовать с ребенком.
Таким образом, использование игровых технологий в практике педагога-психолога детского сада помогает решать очень многие задачи. Игра помогает увидеть необычное в обычном.