Айнура Раджабова
Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы
личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Обучение в форме игры
может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.
Для реализации такого подхода необходимо, чтобы игровые образовательные технологии,
Темочки:
- Игровые технологии
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Образовательные технологии в ДОУ
- Темочки
разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную
систему игровых заданий и различных игр. Это необходимо для того чтобы, используя эту систему,
педагог мог быть уверенным, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения
ребенком того или иного предметного содержания.
Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом
технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме
различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору,
разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры;
подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Концептуальные основы игровой технологии :
1. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и
ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к
деятельности.
2. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности -
дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность
подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное
выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
3. Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую
общим содержанием, сюжетом, персонажем.
4. В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из
интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал
должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения
учебного материала.
Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для
формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования
дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Её задачи:
1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за
счёт собственной активности ребёнка.
2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим
требованиям:
1. Технологическая схема - описание технологического процесса с разделением на логически
взаимосвязанные функциональные элементы.
2. Научная база - опора на определённую научную концепцию достижения образовательных
целей.
3. Системность - технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
4. Управляемость - предполагается возможность целеполагания, планирования процесса
обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции
результатов.
5. Эффективность - должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть
эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
6. Воспроизводимость - применение в других образовательных учреждениях.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной
работы детского сада и решением его основных задач.
Игровые технологии, дают ребё нку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли;
быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение
познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных
условиях».
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что
при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации
творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.
Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:
- знания методики игровой деятельности;
- профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;
- учёта возрастных и индивидуальных возможностей.
На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть
использована: для освоения темы или содержания изучаемого материала; в качестве занятия или его
части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как часть образовательной
программы, формируемой коллективом ДОУ.
Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководство педагога при
организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:
- выбор игры - зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен
выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к
игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей - происходит
естественная подмена мотивов с учебных на игровые);
- предложение игры - создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные
игровые задачи : правила и техника действий);
- объяснение игры - кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;
- игровое оборудование - должно максимально соответствовать содержанию игры и всем
требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;
- организация игрового коллектива - игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый
ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в
зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.
- развитие игровой ситуации - основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы
при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы;
взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
- окончание игры - анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в
реальной жизни.
Главный признак педагогической игры в игровой технологии - чётко поставленная цель обучения и
соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной
направленностью.
Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:
1. По виду деятельности - двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д. ;
2. По характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, контролирующие,
познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
3. По характеру игровой методики - игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по
ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в
зависимости от её хода.
4. По содержанию - музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
5. По игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые,
режиссёрские и т. д.
Главный компонент игровой технологии - непосредственное и систематическое общение педагога и
детей.
Её значение:
- активизирует воспитанников;
- повышает познавательный интерес;
- вызывает эмоциональный подъём;
- способствует развитию творчества;
- максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или
упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.
Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке,
в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей.
Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает
опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче
усваивают материал любой сложности.