Алена Ершова
Игровые технологии в познавательно-исследовательской деятельности в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель Ершова Алена Александровна
МКДОУ д/с № 22 с. Чукса
«Без игры нет и, не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
Василий Александрович Сухомлинский
Любая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.
Публикация «Игровые технологии в познавательно-исследовательской деятельности в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающееобучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых соединялись бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального развития дошкольников. Обучение игрой в полной мере соответствует этой концепции.
Ученые выделяют пять видов образовательных технологий : задачные, диалоговые, компьютерные, тренинговые, игровые.
Наибольший интерес, для нас как для педагогов-воспитателей, представляют игровые технологии.
«Игровая технология», должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа.
Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности.
Тоесть, Игровые технологии - это современные образовательные (педагогические) технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности воспитанников.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы: восприятия, внимания.
(В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному, памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. Способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Развивает речь ребенка.
Важной особенностью игровых технологий, которые используют воспитатели-педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей : труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
Доказано, что интенсивное развитие в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности. Этим занимается образовательная область познавательное развитие, и одна из видов деятельности этой области — это познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. В старшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.
Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
В познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Именно поэтому воспитатели стремятся учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, пытаются не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать образовательный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.
Игровые технологии в познавательно-исследовательской деятельности в соответствии с ФГОС учитывают следующие моменты:
Во-первых, нужно обратить внимание на тот словарь, который использует в процессе совместной с детьми деятельности взрослый, помня, что за каждым словом стоит определенная реальность (испарение, нагревание, твердое вещество и т. д)
опыт выпаривание соли с 37
Ребята, я приглашаю вас в мою школу волшебства, где вы сами станете немного волшебниками.
Мы с вами знаем, что все жидкости могут испаряться: и вода, которая течет из крана, и вода в реке, в море, океане, и компот, и одеколон, суп- все жидкости испаряются, вы знаете чем вода, которая течет из крана отличается от воды в море? (вода в море соленая). Правильно вода в море соленая, и если попробовать ее на вкус, то мы почувствуем соль. А вот вода, которая течет из крана – не соленая. Но мы же знаем, что людям очень нужна соль. Поэтому мама добавляет соль в пищу, чтобы было вкусно. Откуда же берется соль? Существуют соляные озера, вода в которых очень соленая. Когда вода испаряется, соль, которая была в воде, остается.
Посмотрите на картинки: соль лежит по берегам озер. Эту соль можно собрать и добавлять в пищу. Но можно и самим получить соль. Давайте проведем опыт и получим из соленой воды соль.
У меня стакан с водой из крана, а в банке – соль. Попробуйте ее на вкус – соленая? Я кладу соль в воду и размешиваю. Видите, в стакане с водой соль? Может она исчезла – ее же не видно? Как доказать, что она никуда не делась? Да, она растворилась в воде – вода стала соленой. (попробуйте). Какая вода? Соленая. Эта вода очень соленая, потому что в ней очень много соли. Но мы ее не видим. Перед нами очень сложная задача: у нас соленая вода. А можно обратно отделить соль от воды? Кто знает?
А если воду нагреть что получится?
Вода испарится превратится в пар, а соль останется.
Очень интересно. Давайте проверим – действительно ли, если сильно нагреть воду. Удастся отделить соль от воды. Чтобы получить из соленой воды соль, надо соленую воду выпарить, то есть испарить. А что нужно сделать чтобы вода испарилась? Правильно нагреть воду.
Во-вторых, используемые в работе слова должны объединяться в пары. Желательно, чтобы дети усвоили антонимы, поскольку именно через них передается система изменений, происходящих с предметами и явлениями. (большой-маленький, лед-вода, твердый-жидкий и т. д.)
игра «Изменения» с. 9
А сейчас мы превратимся в карликов и великанов.
Волшебство сейчас начнется,
Стоит палочкой взмахнуть!
Детям ярко улыбнется,
Позовет в далекий путь!
Вы будете «проходить через разные ворота» - высокие и низкие. Дети идут по кругу. Если я скажу великаны, то дети идут прямо, если карлики – то надо наклониться. А теперь я говорю высокие ворота кто идет – великан, а если низкие ворота – карлик. Тот, кто ошибается – садиться на стул отдыхать
В-третьих, нужно иметь в виду, что дети воспринимают преобразование объекта с помощью образа, поэтому по возможности следует обращаться к заданиям, предполагающим изображение, наблюдаемых физических процессов.
игра «Лед-вода-пар» с 46
Не менее важным моментом является эмоциональное переживание детьми наблюдаемых процессов и явлений. Эмоциональное реагирование представляет собой способ понимания ребенком особенностей окружающего мира. Для этого активно используются сказочные сюжеты, так как сказки позволяют детям не только переживать, но и изучить различные процессы преобразования.
Показ сказки Снегурочка
Сказка «Снегурочка»
Игровая технология «Река времени» направлена на упорядочение временных отношений (представление об историческом времени от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации, а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи).
То, что будет дальше в этой жизни - ребенок увидит и узнает сам. Но каждому ребенку безумно интересно увидеть то что было, когда его не было. Каким же увлекательным ему покажется путешествие в прошлое по реке времени.
Я вам принесла волшебный сундучок, а вы хотите узнать, что в нем?
Я предлагаю отгадать загадку.
Если б не было ее
Было б кушать тяжело.
Некуда и суп налить
И котлетку положить.
Что это (Посуда)
Как вы думаете, какая посуда должна быть?
А всегда ли посуда была такой как сейчас? (Нет)
А вы хотите узнать об истории появления посуды?
Скажите, а где об этом можно узнать?
А я, предлагаю отправиться в путешествие по Реке Времени. Время течёт так быстро, как вода в реке, и на пути нам будут встречаться острова, мы узнаем много интересного. Может, вы уже знаете, как называются острова по Реке Времени? (Древность, Старина и Современность). А помогут нам путешествовать вот эти часы, закроем глаза и поплывём по реке времени в древность.
Тик-так, тик-так,
Время отмеряет шаг.
Стрелки мы переведём
В Древность с вами попадём.
Вот мы очутились в Древности, предлагаю сесть на ковёр.
Как вы думаете, из чего древние люди делали посуду?
- Когда-то давным-давно люди жили в пещерах, а еду готовили на костре. Что такое суп и каша они не знали. В основном, ели жареное мясо, растения и ягоды, которые находили в лесу. Ели руками. Однажды человек взял в руки очень горячее мясо. Оно было такое горячее, что человек выронил его из рук и оно упало на острую палочку. Человек поднял мясо на палочке и вдруг понял, что ему не жжет пальцы и есть так гораздо удобнее. – Так люди начали пользоваться палочкой как вилкой.
Давайте и мы с вами попробуем, как древние люди накалывали пищу (еду) на палочку. (Дети берут палочку – острую с одной стороны и тупую с другой – пробуют наколоть на нее картофель).
- Каким концом палочки это удобнее сделать?
Почему? Поэтому древние люди стали затачивать острым камнем один конец палочки. Позже появилась вилка, похожая на рогатину (с двумя зубцами, затем с четырьмя. Показываю детям образцы (на картинке)
- Из какого материала сделаны эти вилки? (из дерева)
- Как вы думаете, чем неудобна такая деревянная вилка? (быстро ломается, хорошо горит)
Подумайте и скажите, а что ещё использовали древние люди вместо посуды?
Но сначала у древних людей не было тарелок, и они клали еду на листья растений или прямо в траву.
- Дети, удобно так есть пищу?
- Почему вы так думаете? (может упасть, соскользнуть, порваться лист растения, можно обжечься и т. д.)
- Конечно, так есть неудобно, и люди решили сделать тарелку из камня, раковин, черепа животных, скорлупы плодов.
- Так что же служило первой посудой для древних людей?
Вывод: Первой посудой людям древнего мира служили большие плоские камни, раковины, черепа животных, скорлупа плодов.
А кто знает, как называется место в России, где мы живём?
Правильно, мы с вами живём на Урале.
Именно здесь на Урале стали появляться мастера — умельцы, которые изменили посуду, они научились делать её из бересты и украшать красивыми узорами.
Может, вы знаете, как называется эта роспись?
Эта роспись нашего родного края и называется Урало — Сибирская роспись.
Обратите внимание, какими красками мастера расписывали изделия в старину? (тёмными и не яркими).
Как вы думаете, такая посуда была красивой? (Такая посуда была не очень красивой, не прочной, и не удобной).
Вы хотели бы посмотреть, как изменилась посуда и какой она стала в Современное время? Тогда давайте поплывём по Реке Времени на другой остров.
Тик-так, тик-так,
Время отмеряет шаг.
Стрелки мы переведём
В Современность попадём.
Современным художникам удалось восстановить приемы уральской росписи и передать их местным мастерам. Искусство росписи не стоит на месте, оно развивается, сохраняя свои традиции. Посмотрите, сохранились образы листьев, цветов, ягод, плодов и птиц.
Скажите, чем отличается современная посуда от посуды древней и старинной? А какую вы видели посуду у вас дома? Урало-Сибирской росписи?
(Краски стали яркими, сочными, насыщенными и роспись обрела выразительный характер).
Большая коллекция предметов быта с Урало-Сибирской росписью была собрана в музее. Этот музей находится в селе Нижняя Синячиха Свердловской области.
А сейчас я предлагаю отправиться в мастерскую и превратиться в уральских умельцев и попробовать выполнить роспись на тарелочке. Для каждого мастера приготовлено рабочее место, проходите, пожалуйста. (Дети расписывают посуду)
Ну, вот наше путешествие заканчивайся.
Предлагаю вам разделиться на пары по любым признаками (одинаковый цвет волос и др.) Сейчас я предлагаю достать из шкатулки картинки с изображением посуды, и разместим их на островах панно Реки Времени.
Давайте вспомним, как называются острова: Древность, Старина, Современность.
Молодцы! Вам понравилось наше путешествие. А сейчас у меня есть картинки с посудой надо их внимательно рассмотреть и разместить на реке времени.
Путешествие по карте
Занятия с детьми на темы, связанные с особенностями жизни людей и природных условий в различных уголках Земли, ориентировка по карте местности, знакомство с условными знаками, компасом.
: Ой. откуда здесь льдина? А кто это на ней? Да это же моржи и тюлени. А откуда они здесь? И где они живут?.
В: А хотите узнать больше об Арктике? Тогда собираемся в далёкое увлекательное путешествие. Вы сказали, что там очень холодно, значит нам нужно теплее одеться (Имитируем одевание). А отправиться нам на Север помогут моржи на своей льдине. Скорее на льдину!
(звучит фонограмма из м/ф «Умка»)
В: Вот мы и приплыли. Смотрите это же карта, давайте посмотрим где мы находимся (Дети подходят к карте и показывают Арктику)
А что же нам скажет «помогатор» об этом удивительном крае?
Использование ИКТ (ноутбук)
Дети проходят к компьютеру, присаживаются, смотрят видео материалы об Арктике?
Вопросы о просмотренном.
Какой климат в Арктике?
Чем отличается Арктика от Антарктики?
Какие животные характерны для Арктики?
Ой! Ребята, а что это у нас на столах. Да это же задание, которое приготовили нам моржи. Дети, поднося к с
Задание: из серии картинок выбрать те, которые относятся к Северу.
-Ребята, а вы никогда не задумывались почему животные на Севере никогда не мёрзнут, когда находятся в воде? Проведем опыт.
ОПЫТ№1 (Крем,вода, ведёрки, салфетки)
ОПЫТ №2 (искусственный снег, фонарики, цветные прозрачные плёнки
Квест – это цепочка игр и заданий, где в конце участник или участники что-то находят и приходят к финишу. Цепочка не простая, а требующая от игрока настоящего мозгового штурма.
В ходе организации работы дошкольников над квестами мы реализуем следующие задачи:
1. Образовательная - вовлечение каждого ребёнка в активный творческий познавательный процесс
2. Развивающая – развитие интереса к предмету игры, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне.
3. Воспитательная – воспитание чувства товарищества, личной ответственности за выполнение работы.
Ребята, сегодня мы совершим увлекательное путешествие к уснувшему вулкану и постараемся его разбудить. Впереди вас ждут испытания, которые вы преодолеете, благодаря смекалке. Прежде чем отправиться в путь прошу вас послушать. письмо, которое пришло на наш адрес
«Мы, жители острова Мумба, просим о помощи! Очень давно пираты заколдовали наши монеты, которые мы копили для возведения школы для наших деток. Монеты находятся на дне банки. Их можно достать, но при этом нельзя мочить руки. Как это сделать мы не знаем, просим вас помочь нам».
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем жителям острова Мумба? Давайте, вспомним, как это можно сделать. Такие опыты мы с вами уже проделывали. (на столе стоит стеклянная двухлитровая банка с водой, на дне которой лежат монетки. Там же на столе под салфеткой лежат магниты)
Ответы детей: Монетки можно достать при помощи магнита.
Дети проводят опыт: прислоняют магнит к стенке банки, так, чтобы монетка примагнитилась. После этого монетки с магнитом осторожно поднимают вверх до горлышка.
Ну что, ребята идем дальше? Смотрите еще одно послание. Послушайте, что в нем написано:
На столе стоит таз с водой, рядом лежит один апельсин.
Опыт:Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удаться. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.
Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.
Воспитатель: Как же нам помочь тигренку и его семье? На чем мы его переправим? Ответы детей:
Вот мы и добрались до уснувшего вулкана. Предлагаю вам его разбудить и посмотреть, как происходит извержение.
На столе стоит макет вулкана, накрытый салфеткой, а также сода, уксус, пищевой краситель. Воспитатель убирает салфетку и показывает эксперимент «Извержение вулкана». В «кратер» вулкана насыпается 2 ч. л. соды и щепотка пищевого красителя. Затем на приготовленную смесь наливается уксус 100мл. Происходит щелочная химическая реакция, и вулкан «просыпается», извергая красную лаву.
Геокэшинг. Что такое геокешинг?
Правила игры: Заранее готовится «клад». Это может быть угощение (шоколадка, конфеты, игрушка или сувенир. «Сокровище» нужно положить в непромокаемую коробочку (пакетик) и спрятать в песке или в определенном месте. Лучше всего прятать клад за верандой или под кустами, то есть найти действительно «тайное место». Выполняя задания, дети должны найти клад, руководствуясь подсказками взрослого.
Для детей старшей и подготовительной группы можно составить «Карту сокровищ». На карте приблизительно по схеме территории ДОУ можно нарисовать: сам Остров сокровищ (территория, круглая бухта (бассейн, качающаяся колыбель (качели, долина мудрости (скамейки для отдыха, коралловая бухта (спортивная площадка, банановая роща (цветник, вход в пещеру (погреб для хранения овощей, джунгли (травяной газон, сонная лощина (беседка, ледник мамонта (тень за верандой, вулкан (солнцепек на асфальте, водопад (кран для полива, мост (игрушечный мост на участке одной из групп, плато (вход перед ДОУ, луковая роща (огород) и т. п. В идеале карту нужно рисовать на замоченной в чае бумаге и высушенной с оборванными краями
Геокэшинг - игра на ориентирование, и каждый находит в ней что-то свое. Поэтому правила игры, надо выполнять всем участникам, иначе игра не получится.
1. Найти тайник.
2. Забрать из тайника понравившийся предмет.
3. В тайник положить предмет, взамен взятого,
4. Рассказать о своей находке.
Неизвестный - (приносит письмо, полученное по факсу)
Письмо - здравствуйте ребята, предлагаю Вам поиграть в игру «Геокешинг», с перевода на русский найди клад по карте. Я спрятала клад в вашем детском саду и предлагаю вам его найти и забрать.
Но прежде чем найти клад вы должны выполнить некоторые задания.
Найди карту.
Выполни задания по карте.
Собери 5 ключей. (Но, чтобы собрать 5 ключей, вы должны следовать по маршруту карты). Найди клад.
Воспитатель – ну что ребята вы согласны поиграть в игру «Геокешинг» Ответы детей - согласны.
Воспитатель – карта находится, где то в нашей группе и её надо найти. (карта висит подвешенная на окне).
Дети находят карту, и изучают её. На карте изображены 5 фотографий «группа, раздевалка, соседняя группа, медицинский кабинет, пищеблок».
Дети узнают маршрут, и чтобы найти ключи и выполнить задание.
1. Задание. «Пройди лабиринт» (картинки с лабиринтами – нужно найти правильный ответ. Задание выполнено получи 1ключ.
2. Задание. Чтобы найти второй ключ, нужно выйти из группы, повернуть на право, потом остановится у приемной, и по левой стороне отсчитать 5 шкафов и в нем находится 2 ключ.
3. Задание по схеме маршрута ребята должны попасть в соседнюю группу и отгадать загадки.
С неба пришёл,
В землю ушёл (дождь)
4. Задание по маршруту карты дети спускаются в медицинский кабинет, слушают рассказ о вредной еде, отвечают на вопросы, что нужно делать, чтобы быть здоровым.
Вы любите чипсы? А знаете ли вы, что чипсы – это вредная еда? Давайте сейчас проверим.
Опыт: положите большой чипс на салфетку и согните ее пополам, раздавив его на линии сгиба. Теперь уберите кусочки чипсов на тарелочку и посмотрите на свет через салфетку. Бумага покрылась жирными пятнами – это говорит о том, что чипсы жирные. А остатки высыпим в стакан с водой и размешаем. Какая стала вода? (грязной, жирной).
А любите ли вы сухарики, которые продают в магазине? Но это же ведь тоже вредная еда. Давайте посмотрим. Как это можно проверить?
Конечно высыпаем сухарики в стакан с водой – размешиваем. И что оказалось? Вода стала мутной и как-будь то грязной. Это говорит о том, что в сухариках очень много соли и острых приправ. А это опасно для желудка. Лучше попросите мам сделать сухарики дома без всяких приправ и консервантов.
Ну как убедились, что чипсы и сухарики вредная еда? Будите их есть? Тогда получите 4 ключ.
5. Задание. Ребята отправляются дальше по плану маршрута. Попадают в пищеблок. Там повара смешали соль и перец.
Можно ли теперь разделить соль и перец? Очевидно, что сделать это весьма затруднительно! Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к смеси соли и перца. Произойдет чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе. Это еще один пример действия статического электричества. Когда мы потерли шарик шерстяной тканью, он приобрел отрицательный заряд. Потом мы поднесли шарик к смеси перца с солью, перец начал притягиваться к нему. Это произошло потому, что электроны в перечных пылинках стремились переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобрела положительный заряд и притянулась отрицательным зарядом шарика. Перец прилип к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда мы подносим к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда, она остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.
Вывод: В результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.
Задание выполнено получи 5 ключ.
Дети по маршруту попадают в музыкальный зал. Последнее задание нужно в спортивно – музыкальном зале.
«Звучащие конфетки»
Перед детьми бутылочки от детских йогуртов с различными наполнителями, на которых наклеены цифры от «0» до «9». В качестве наполнителей используются: вода, сыпучие материалы, бусины и пр. Детям необходимо определить, в каких бутылочках одинаковые наполнители. Например, в бутылочках «0» и «1» налита вода. Из цифр «0» и «1» дети должны получить цифру «10», открыть коробочку под номером «10», и получить клад.
Подведение итогов. Понравилась ли Вам игр «геокешинг».
Ответы детей.
Ой, уважаемые коллеги-волшебники мы с вами так увлеклись, как не заметили, как пришло время возвращаться опять в детский сад. Вы сегодня отлично потрудились и многому научились. А скажите мне вы чего-нибудь вам запомнилось?
Ну а теперь я прошу закрыть глаза мы возвращаемся…
Топ-топ, хлоп-хлоп вокруг себя повернись в воспитателя превратись
Таким образом, игровые технологиив познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников являются движущей силой интеллектуального развития дошкольников и тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Внедрение игровых технологий в познавательно-исследовательскую деятельность - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.