Ольга Рябова
Игровые ситуации, помогающие дошкольникам лучше узнать друг друга
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые ситуации, помогающие дошкольникам лучше узнать друг друга.
Игровая ситуация «Мой друг»
Дети по очереди описывают своего друга : особенности внешности (цвет волос и глаз, рост, характерные детали одежды, увлечения и достижения, любимые совместные дела («Мы любим вместе строить, придумывать истории, играть в шашки»).
Игровая ситуация «Внимание, розыск»
Публикация «Игровые ситуации, помогающие дошкольникам лучше узнать друг друга» размещена в разделах
Содержание ситуации. Диктор по радио объявляет, что на вокзале потерялась девочка (мальчик, и описывает, не называя имени, ее внешность: «У девочки голубые глаза, светлые волосы, заплетенные в две косички, красные бантики, ее подругу зовут Нина», «У мальчика темные кудрявые волосы, карие глаза, веселая улыбка, он любит играть с конструктором „Лего"». Остальные дети должны догадаться, о ком идет речь, и назвать имя ребенка.
Игровая ситуация «Добрый взгляд»
Цель: уметь увидеть и рассказать о положительных качествах и поступках сверстников.
Содержание ситуации. Дети садятся по кругу. Воспитатель объявляет, что у него есть волшебные очки, в которых можно разглядеть все хорошее, что есть в каждом человеке. Воспитатель, надев волшебные очки, подходит к кому-нибудь из детей, перечисляет его положительные черты («хорошо рисует, бегает, умеет дружить»). Затем предлагает каждому ребенку примерить очки, посмотреть на других добрыми глазами и постараться увидеть как можно больше хорошего в сверстнике. Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. Если кто-то затрудняется, воспитатель помогает ему наводящими вопросами.
Игровая ситуация «Цепочка ласковых имен»
Цель: развивать доброжелательные отношения детей друг к другу.
Содержание ситуации. Воспитатель приглашает детей в «Добрую страну улыбок», вручает им волшебную палочку феи Улыбок. Сидя в кругу, дети по очереди (по цепочке) передают друг другу волшебную палочку, улыбаются и называют ласково имя соседа («Это тебе, Олечка», «Это тебе, Сашенька»). В заключение появляется кукла фея Улыбок. Она приветствует детей и приглашает их послушать песенку из мультфильма «Крошка Енот» («От улыбки станет всем светлей — и слону, и даже маленькой улитке.»).
Игровая ситуация «Комплименты»
Цель: развивать умение входить в контакт, понимать и обращать внимание на положительные качества и достоинства сверстников.
Содержание ситуации. Дети садятся в круг, берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ему надо сказать несколько добрых слов, за что-то похвалить («У тебя сегодня красивое платье», «С тобой так хорошо играть», «У тебя доброе сердце» и др.). Принимающий комплимент кивает головой, отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!» — и дарит комплимент своему соседу. Игра проводится по кругу. Воспитатель участвует в игре на равных правах с детьми.
Игровая ситуация «Алло, мы ищем таланты!»
Цель: помочь детям увидеть достоинства сверстников.
Содержание ситуации
Часть 1. «Диктор» объявляет о том, что на телевидении проходит конкурс «Алло, мы ищем таланты!» Он просит присылать заявки на участие в конкурсе детей, которые умеют хорошо петь, читать стихи, танцевать, рисовать, придумывать интересные истории и др. Условие — заявку делает не сам желающий участвовать, а его друзья. В группу приезжает «корреспондент» с микрофоном и записывает детские заявки. Дети выступают перед микрофоном, рассказывают о достижениях своих сверстников. «Корреспондент» задает наводящие вопросы, эмоционально реагирует на высказывания детей (удивляется, восхищается, радуется).
Часть 2 (проводится на следующий день). Непосредственно конкурс талантов. Выбирается жюри. Дети выступают. «Жюри» выставляет оценки за выступления. Зрители участвуют в обсуждении. Конкурс организуется так, что каждый участник получает ту или иную награду: медаль победителя, поощрительный приз, знаки «Любимец публики», «Лучший актер» и др. Важно, чтобы вся ситуация конкурса вызывала общий интерес и доброжелательное отношение детей друг к другу.
Аналогично строится игровая ситуация «Минута славы», в которой благодаря многочастному сюжету принимают участие все дети, как индивидуально, так и в подгруппе, демонстрируя самые разные достижения и умения.
Одной из формой работы со старшими дошкольниками является привлечение детей к участию в подготовке и оформлении выставки «Наша дружная семья», в которой размещаются детские рисунки на темы «Мои друзья», «Наши интересные дела», «Что мы любим?», «О чем мы мечтаем?». Выставка
периодически обновляется, дети лучше узнают друг друга, их отношения укрепляются. По желанию детей они проводят для других воспитанников детского сада и родителей экскурсии по выставке. «Экскурсоводы» с удовольствием и гордостью рассказывают посетителям об экспонатах и их создателях.
Установление дружеских взаимоотношений связано с освоением детьми правил культуры общения, вежливости и доброжелательности. Грубый тон, неумение вежливо вести беседу, проявление безразличия к потребностям, эмоциям и настроению сверстника приводят к конфликтам и распаду совместной деятельности.
Игровая ситуация «Добрые пожелания»
Цели: помочь детям освоить формы выражения доброжелательного отношения к сверстникам. Развивать добрые чувства и культуру общения.
Содержание ситуации
Часть 1. Инсценировка с игрушками (куклы-перчатки). Буратино. Я собираюсь в гости к Лунтику. Приготовил подарок (показывает коробку). Но как же мне быть? Я совсем не знаю, что мне сказать ему. Помню, мне говорили: когда вручаешь подарок, надо сказать пожелание, но я совсем забыл! Скажу так: «Я пришел, вот бери подарок!» Или лучше скажу : «На мой подарок! Радуйся!» Кажется, у меня хорошо получилось?
Воспитатель. Как вы, дети, считаете? Будет ли Лунтик доволен таким поздравлением?
Дети включаются в обсуждение. Воспитатель помогает в поиске разных вариантов поздравления с помощью вопросов от имени персонажа.
Часть 2. Поиск вариантов добрых пожеланий своему другу в день рождения.
Воспитатель (выставляет на стол ларец). Волшебный ларец научит нас добрым словам и пожеланиям. (Заглядывает внутрь) Здесь их много-много. Каждый из вас получит доброе пожелание.
Дети достают из ларца картинки с изображениями пожеланий счастья, радости, здоровья, много хороших друзей, прочесть много интересных книг, отправиться в путешествие в далекие страны, тебе много игрушек, тебе веселых дней, стать самым умным, стать отличником в школе, лучше всех научиться рисовать, стать космонавтом и др. Все картинки дети размещают на доске и повторяют пожелания. Воспитатель обращает внимание детей на то, как много разных добрых слов и пожеланий можно сказать друг Другу.
Часть 3. Игра «Я тебе желаю.» Дети садятся кругу. Поочередно друг другу высказывают пожелания. Ребенок с улыбкой выслушивает пожелание, благодарит и обращается с добрыми пожеланиями к следующему ребенку. В игру можно ввести правило: не повторять пожелание, полученное от соседа, а придумать новое.
В заключение воспитатель говорит: «Как много интересных пожеланий мы сказали друг другу! Всегда надо желать нашим близким — друзьям, родителям, бабушкам и дедушкам — самого хорошего, самого доброго, и говорить такие слова мы, конечно, будем с улыбкой и радостью».