Лучший педагог года

Игровые методы речевого развития дошкольников

Виктория Пучкова
Игровые методы речевого развития дошкольников

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В настоящее время значительно возросли требования к речевому  развитию детей дошкольного возраста. Они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, перейти от диалогической речи к связному высказыванию.  Развивать не только навыки правильной речи, но и формирование речи выразительной, образной.

Публикация «Игровые методы речевого развития дошкольников» размещена в разделах

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения детей был интересным, занимательным, развивающим. Одним из факторов, облегчающим процесс становления связной речи, по мнению Л. Эльконина – это наглядность.

Наглядные методы используются часто в детском саду. К ним можно отнести экскурсии, рассматривание натуральных предметов, игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по картинам.  Наглядные методы направлены на накопление содержания речи, а также используются для закрепления словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи.

Наглядность повышает интерес детей к знаниям и делает процесс обучения более легким. К. Д. Ушинский отмечал  следующее: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету».

В детском саду наиболее ценными в отношении речевого  развития ребенка являются занятия по развитию речи, где используется различный наглядный материал. Ребенку - дошкольнику показывают как предметные, так и сюжетные картины, которые являются ценным материалом для развития речи. Предлагая предметные картины, воспитатель ставит задачу обогатить представления ребенка наглядными образами, расширить активный словарь, научить видеть, показывать и называть детали изображенного предмета.

Предлагая детям сюжетную картину, педагог учит их понимать сюжет, развивает умение слушать его пояснения и пояснения сверстников, высказываться по поводу изображенного. Рассматривание картин способствует накоплению у детей представлений об общественных, бытовых и природных явлениях; развивает интонационную выразительность речи и умение составлять по картине небольшой рассказ.

Очень интересным приемом наглядного метода является рисование.

Для дошкольника рисование - малоизведанный и привлекательный мир. Дети очень любят свои рисунки, гордятся ими, хвастаются, узнают свои «произведения искусства» среди множества других и даже через длительное время. Детские рисунки можно использовать для составления картин, тем самым развивая речь дошкольника. Например, дети должны придумать рассказ «Елочка-кормушка». Но сначала воспитатель просит их нарисовать свои украшения для елки, чтобы они понравились разным животным и птицам. После этого дети составляют рассказ по своим рисункам.

Существует еще и такой прием как незавершенный рисунок, который незаменим для развития творческих способностей, как в рисовании, так и в развитии речи. Незаконченные фигурки можно превращать во что  угодно: в космический корабль, горы, растения, обитателей планеты, космонавтов и т. д. Затем воспитатель вместе с ребенком рассматривает рисунок и обсуждает получившееся.

Дети дошкольного возраста часто испытывают затруднения в составлении описательных рассказов. В этом могут помочь карты-схемы, предложенные Т. А. Ткаченко (заслуженным логопедом, автор более 70 книг и развивающих пособий для детей). Работу с использованием карт-схем и символов можно начинать с обучения составлению описательных рассказов об овощах, фруктах, одежде, посуде, временах года. Эти схемы можно использовать не только для развития связной речи, но и для развития воображения.

Кроме наглядных методов на занятиях по развитию речи используются и практические методы.

Цель этих методов — обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения. Они используются для решения всех речевых задач. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер.

Ни для кого не секрет, что игра пронизывает все дошкольное детство ребенка. В своих работах Н. К. Крупская неоднократно  подчеркивала: "Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное  значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания".

Эффективным методом развития речи детей являются развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковые игры как прием работы с детьми во всех возрастных группа по развитию ручной умелости. Игра «Ладушки», «Этот пальчик – дедушка…», «Коза» и другие пальчиковые игры стимулируют речи детей, развивают кисти рук.

Конструкторы ЛЕГО широко используются в дошкольных образовательных учреждениях. Они представляют собой разнообразные тематические серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиков лего.  

Использование продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация) в работе по активизации речи детей играет немаловажное значение. В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере; развивается мелкая моторика, формируются четкие образы и понятия, активизируется речь.

Пескотерапия - это игра с песком как способ развития ребенка. Песочная терапия очень близка малышам, ведь с самого детства они сидят в песочнице, и первые слова, первые межличностные связи и общение у них происходят именно там. Поэтому игры с песком помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность.

Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения.

Я хотела бы порекомендовать педагогам несколько игр для развития речи.

"Только веселые слова"

Игра проводится в кругу. Определяется тема игры. Нужно называть по очереди, допустим, только веселые слова. Первый игрок произносит "Клоун",  второй: "Радость",  третий: "Смех"и т. д. Игра движется по кругу пока не иссякнут слова. Темы могут быть разные,  например: только зеленые слова, только круглые и т. д.

Эта игра не только вызывает интерес у детей и развивает мышление, но и помогает обогатить словарный запас ребенка.

"Слова перевертыши"

Педагог и дети играют в паре (или дети между собой). Ведущий бросает мяч ребенку и произносит слово, допустим "Мокрый". Ребенок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением "Сухой".

Благодаря этой игре дети усваивают слова с противоположным значением – антонимами. Для детей старшего дошкольного возраста можно усложнить эту игру. Находить "Антонимы в сказках и фильмах". Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить название - антоним, а дети должны угадать истинное название.

Например:

Девушка-великан (Мальчик с пальчик)

Прекрасная лебедь (Гадкий утенок)

Трусливая швея (Храбрый портняжка)

Великан-уши (Карлик Нос)

Ледяной король (Снежная королева)

Ржавый замочек (Золотой ключик)

Больной Ойздоров (Доктор Айболит)

Жарилко (Морозко)

Квадратик (Колобок)

Иван Безобразный (Василиса Прекрасная)

Рязанские художники (Бременские музыканты)

Суп из пилы (Каша из топора)

"Если вдруг"

Ребенку предлагается какая-либо ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения,  например: Если на земле  исчезнут:

-все пуговицы;

-все ножницы;

-все книги;

-все деревья и т. д.

Что произойдет?

Можно предложить ребенку другие ситуации,  например: если бы у тебя  была:

- ковер-самолет;

-волшебная палочка;

-живая вода;

-цветик-семицветик;

-сапоги-скороходы;

-шапка-невидимка и т. д.

Эти игры можно применять как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Большую роль в общении играет владение интонацией, мимикой, жестами, позой, которые сопровождают речь. По движениям можно определить эмоциональное состояние ребенка.

И очень важно не только понять состояние ребенка, но и помочь ему выразить свои чувства, помочь справиться с тревожностью, неуверенностью, боязнью насмешки, особенно если это касается какого-то недостатка речи. Легче и естественней, без особых усилий, это можно сделать в игровой ситуации.

Игра- основное занятие детей, важнейшая из всех деятельностей. Пальчиковые, жестовые игры неоценимы в речевом развитии детей!

Ученые, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки.

Один из эффективных игровых методик речевого развития : методика «Расскажи стихи руками» Алябьевой Е. А. Одновременно решается множество задач, а именно:

• работа над звукопроизношением;

• расширение словарного запаса;

• совершенствование выразительности речи;

развитие эмоциональной сферы.

Рассказывание стихов с помощью рук вызывает у детей живой интерес, повышает их эмоциональное состояние. Чтобы выработать у ребенка легкую, выразительную, живую речь, интонационно богатый голос, необходима систематическая работа.

Алгоритм действия по методике :

1. Стихотворение повторяется 2-3 раза с разучиванием движений рук и пальчиков;

2. Проговаривание текста воспитателем, сопровождаемое движениями детей;

3. Воспитатель показывает движения, а дети читают стихи.

Учёные мартышки

Две проказницы мартышки (оттопырить уши пальцами)

Полистать любили книжки (одну руку положить раскрытой ладонью вверх, пальцами другой изобразить перелистывание книги,

Потрясти их, полизать (изобразить потрясание книгой, раскрыв ладони, языком изобразить лизание)

И как будто почитать (ладонь одной руки раскрыта, пальцем другой как бы прослеживается текст).

Ловко принялись за дело

И очки они надели ( изобразить надевание очков: сначала сделать круги из пальцев, а затем указательными пальцами обеих рук провести за ушами, изображая дуги очков,

К носу книжку поднесли,

Вдруг подальше отвели-

Ничего в очках не видно (закрыть глаза руками)

И мартышкам так обидно! (изобразить собирание слёз в ладонь)

Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод о том, что использование наглядных и игровых приемов облегчает усвоение материала, делает формирование речевых умений и навыков более конкретным, доступным и осознанным.

Публикации по теме:

Сказка как строительный материал или современные методы развития речевого творчества на основе методики Джанни Родари Инструкция по использованию:* Под цифрой 1 раскрывается близкая к тексту интерпретация варианта Джанни Родари. Под цифрой 2: пример использования.

Игровые методы обучения дошкольников Игровые методы обучения дошкольников. Игра — это естественный путь обучения маленьких детей. Рассматривая проблему взаимосвязи игры и.

Игровые методы обучения младших дошкольников основам ПДДИгровые методы обучения младших дошкольников основам ПДД Безопасность жизнедеятельности являлась базовой потребностью человека во все времена. Однако в наши дни изменился состав основных угроз.

Игровые методы подготовки старших дошкольников к обучению грамотеИгровые методы подготовки старших дошкольников к обучению грамоте Игровые методы подготовки старших дошкольников к обучению грамоте. Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего.

Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания Составила: учитель-дефектолог I КВ. кат. Мерясева И. В Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания Составила: учитель-дефектолог.

Мастер-класс «Игровые методы и приемы развития музыкальных способностей и певческого голоса детей» ТМБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида «Рябинка» Мастер – класс по теме: «Игровые методы и приемы развития музыкальных способностей.

Игровые упражнения для развития речевого дыхания Игровые упражнения на развитие речевого дыхания Навыки правильного дыхания надо начинать с простейших игровых приемов, например: Задуть.

Подвижные игры и игровые упражнения как средство речевого развития младших дошколят В современном мире наиболее актуальной является проблема развития речи дошкольников. Родители, и педагоги часто жалуются на то, что дети.

Специфика связного речевого высказывания дошкольников с III уровнем речевого развития В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая.

Консультация «Задержка речевого развития и примеры речевого развития у детей раннего возраста» ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ. Примеры речевого развития у детей раннего возраста. «Задержка языкового развития (по другой терминологии —.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые методы речевого развития дошкольников
Опубликовано: 14 октября 2019 в 11:29
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД