Елена Филиппова
Игровой тренинг по развитию речи «Словесная мозаика»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровой тренинг по развитию речи
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» Солигаличского муниципального района
Костромской области
Игровой тренинг
«Словесная мозаика»
для детей подготовительной группы и воспитателей района
подготовила и провела воспитатель
Филиппова Е. А.
2018
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Игровой тренинг по развитию речи «Словесная мозаика» для детей подготовительной к школе группы и воспитателей района
Цель: повышение компетентности воспитателей в вопросах речевого развития дошкольников.
Задачи:
-показать значимость игр по обучению грамоте и развитию речи для подготовки к школе;
-активизировать знания педагогов в развитии фонематических способностей дошкольников;
- уточнить методику проведения игр и упражнений с грамматическим содержанием;
- закрепить приемы работы по здоровьесберегающим технологиям (пальчиковой, дыхательной гимнастике, элементам артикуляционной гимнастики).
Материал: сердечко, карточки-символы речевых игр, «Чудесный мешочек», буквы, природный и бросовый материал для печатания имени.
Ход:
Дети заходят в группу.
- Дети, посмотрите, сколько гостей к нам пришло! Поздоровайтесь ладошками– прохлопайте слово «Здравствуйте» (Дети хлопают)
А сейчас мы познакомимся– вы будете передавать друг другу сердечко и называть свои имя и фамилию.
Вот мы и представились, садитесь на места!
Любой из нас пришёл на этот свет
Творить добро, надеяться, любить.
Смеяться, плакать, но при всём при этом
Должны мы научиться говорить!
-Дорогие коллеги, вы сегодня услышите и увидите, как наши дети учатся правильно говорить, а также сами поучаствуете в некоторых играх.
А для начала разминка, нужно всем быть очень внимательными.
Игра «Эхо».
Повторяйте последний слог каждого слова трижды. Готовы?
Начинается игра! Ра-ра-ра
Собирайтесь детвора! Ра-ра-ра
Да ладошек не жалей! Лей-лей-лей
Бей в ладоши веселей! Лей-лей-лей
Сколько времени сейчас? Час-час-час
Сколько будет через час? Час-час-час
И не правда, будет два! Два-два-два
Думай, думай, голова! Ва-ва-ва
Как поет в селе петух? Ух-ух-ух
Да не филин, а петух? Ух-ух-ух
Вы уверены, что так? Так-так-так
А на самом деле как? Как-как-как
Это локоть или глаз? (показывает на локоть) глаз-глаз-глаз
А вот это что у нас? (показывает на нос) нас-нас-нас
Это ухо или нос? (держится за ухо) нос-нос-нос
Или может сена воз? воз-воз-воз
Вы хорошие всегда? Да-да-да
Или только иногда? Да-да-да
Не устали отвечать? Чать-чать-чать
Разрешаю помолчать.
А сейчас мы с вами представим, что мы в продуктовом магазине, и нам нужно купить только те продукты, в названии которых есть звук «С».
(сыр, сметана, колбаса, сосиски, свекла, ананас, апельсин, абрикос, слива, сок, масло)
Какие дети молодцы, сколько слов придумали!
А для взрослых будет другое задание – на любой вопрос нужно отвечать быстро только словами, начинающимися на звук «К»
-Как Вас зовут?
-Как называется город, в котором вы родились?
-Кем вы работаете?
-Какое у вас хобби?
-Назовите ваше любимое блюдо?
-Какой у вас любимый напиток?
-Какие вывески на звук «к» вы встречали на улице?
Молодцы, отлично справились с заданием!
А сейчас детям предлагаю сесть на коврик. Перед вами лежат карточки с играми, в которые мы любим играть. В магазине вы купили много продуктов, в том числе овощей и фруктов. Задумайте какой-то овощ или фрукт.
Я переворачиваю наши игры:
«Один и много», «Чего нет?», «Жадина», перемешиваю…
Кто же выберет игру? (играем в игры).
Молодцы, садитесь на стульчики!
Как известно, голос – природный инструмент каждого человека. И в основе развития голоса лежит правильное дыхание.
Сейчас мы проведем упражнение на дыхание, разыграем звуковой спектакль «У бабушки в деревне», но, прежде, чем мы начнем, постараемся запомнить, как будут говорить герои бабушкиной сказки.
Самовар – глубоко вдохнуть и, медленно выдыхая, произнести «Пых…»
Чайник – глубоко вдохнуть и, медленно выдыхая, произнести «Пых, пых, пых»
Волки – глубоко вдохнуть и, выдыхая, произнести звук «У-у-у-у»
Пчела – вдохнуть, и на выдохе произнести «Ж-Ж-Ж» - губы должны то складываться в трубочку, то растягиваться в улыбку.
Комар – вдохнуть, и на выдохе произнести «З-З-З»
Эхо – глубоко вдохнуть и на выдохе произнести «Ты кто кто кто?»
Качаем малыша – вдохнуть и на выдохе произнести звук «А-а-а»
Скрипят деревья – на выдохе произнести звук «И-и-и», губы при этом растягивая в улыбку.
Пьем чай – втягивать воздух в себя и произносить «Фуп»
Звуковой спектакль «У бабушки в деревне» - упражнение на дыхание.
Как-то осенью приехали мы к бабушке в деревню. Бабушка усадила гостей за стол, поставила самовар. Самовар грелся, грелся и закипел (Пых). А рядом с ним маленький чайничек (пых-пых-пых). Бабушка налила гостям чай, а он горячий. Чтобы не обжечься, надо подуть (фу).
В доме комары летают (з-з-з, но мы их не боимся и пьем вкусный чай (фуп)-вдыхаем.
Попили чай и пошли гулять. Пчелы на пасеке гуляют (ж-ж-ж). Шли, шли и пришли к большой горе. А на горе виднеется непонятный силуэт. Мы как крикнем громко: «Ты кто?», а нам в ответ «Ты кто кто кто?» Вдруг мы услышали вой волков (у-у-у, скрип деревьев (и-и-и)
И решили пойти скорей домой. Пока шли до дома, наступил вечер, и бабушка велела нам идти спать, а чтобы мы поскорее уснули, бабушка запела нам колыбельную песенку (а-а-а).
Вот мы немного отдохнули, а теперь разомнем наши ручки, потренируемся в узнавании на ощупь.
Игра «Чудесный мешочек».
В этом непрозрачном мешочке у нас буквы, которые вы уже знаете.
Вам нужно двумя руками найти букву, ощупать ее и назвать, только после этого вы можете ее достать из мешка. (выполнение)
А для взрослых задача будет немного посложней:
-достать букву-отгадку:
К единице три приставим, что за букву мы составим?
Две палочки, посередине галочка?
Два столбца наискосок, между ними поясок?
Между двух прямых досок одна легла наискосок?
Ходит пешком калач с посошком?
Какие молодцы, все задания выполнили – и взрослые, и дети!
А теперь детям будет такое задание: выложить свое имя печатными буквами из различных материалов. У нас на столах разложен различный природный и бросовый материал, пластилин. Выберите материал, с которым вы будете работать. Приступайте!
А мы со взрослыми пока поиграем. Игровое упражнение «Антонимы»
Нужно определить не только противоположное заданному свойство, но и назвать предмет, имеющий это свойство.
Например, карандаш (оставляет след) – резинка-ластик (стирает)
Ножницы (разъединяют) – клей (соединяет)
Стена (не пропускает свет)- окно
Гулливер (ходит большими шагами)- мальчик-с-пальчик.
Вода (мочит, ветер (сушит)
Буратино (веселый, шаловливый, наивный)- Пьеро (грустный,
Мальвина (послушная, Тортила (мудрая)
Баба Яга (злая)- Василиса (добрая).
Хорошо справились с заданием, да и дети наши уже закончили свою работу, после окончания нашей игры можно будет посмотреть на их выложенные имена.
А сейчас для всех упражнение на координацию речи и внимания.
«Ипподром»
Сидим красиво на стульчиках, спину держим прямо, руки лежат на коленях.
Вы знаете, что такое ипподром?
Давайте представим, что мы на ипподроме.
Лошадки стоят на старте – руки на коленях.
Лошадки скачут – хлопаем по коленям, цокаем языком.
Лошадки перепрыгивают через барьер – ап, один хлопок.
Лошадки перепрыгивают через двойной барьер – ап, ап, два хлопка.
Лошадки скачут по песочку – потираем ладони –шур щур.
Лошадки скачут по камушкам – кулачками по груди – а-а-а-а
Лошадки скачут по болоту – чвак, чвак – руками по коленям.
Лошадки приближаются к финишу – по коленям, цокаем языком с убыстрением темпа.
Лошадки прибыли к финищу – ух, выдохнуть!
Поздравляю вас, мы вместе прибыли к финишу, финишу нашей с вами игры– все хлопают в ладоши.