Тамара Загрекова
Игровой тренинг «Играя, готовимся к школе»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Радуга» р. п. Сосновоборск
Игровой тренинг
«Играя, готовимся к школе»
Выполнила: Педагог-психолог: Загрекова Т. М.
Цель: формирование активной педагогической позиции родителей при подготовке детей к школе.
Публикация «Игровой тренинг „Играя, готовимся к школе“» размещена в разделах
Задачи: оказать родителям помощь в подборе практического игрового материала при подготовке детей к школе;
научить родителей играм, развивающим у детей произвольные когнитивные процессы (мышление, память, внимание) и волю;
способствовать сближению в игре взрослых и детей.
Участники: Воспитатели: Тараканова В. М., Шлейникова Н. Н., педагог-психолог Загрекова Т. М. Родители подготовительных групп «Карусель», «Теремок».
Ход игрового тренинга.
1. Выступление педагога-психолога Загрековой Т. М.
Как показывают психолого-педагогические исследования, дети 6-7 лет далеко не всегда готовы к усвоению программы общеобразовательной школы. В связи с этим одна из задач и родителей, и педагогов — выявить имеющиеся у ребенка навыки, умения и знания и подготовить его к обучению в школе.
«Как ведет себя мой ребенок на занятии? Как он справляется с заданиями? Не отстает ли от других?». Все эти вопросы родители прямо связывают с подготовкой к школе. Почти никогда не звучит вопрос: «А как играет мой ребенок? Умеет ли он играть в разные игры?» В представлении многих взрослых подготовка к школе и игра "вещи несовместимые. Нередко приходится слышать:
«Сколько можно играть, займитесь делом!» Выходит, что игра — это баловство, пустая трата времени. Но так ли это на самом деле? Какое отношение к подготовке ребенка к школе имеет игра?
Игра — это ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Она формирует все, что необходимо для полноценного развития личности. В играх ребенок развивается как активный деятель; он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. В игре ребенок пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция — важнейшие черты свободной игровой деятельности, они имеют существенное значение для формирования личности будущего школьника.
Игры ребенка — важный показатель его общего развития. Если ребенок пассивен, не проявляет интереса к играм, если они стереотипны и примитивны по содержанию — это серьезный сигнал неблагополучия в развитии ребенка и, к сожалению, неутешительный прогноз для его школьного обучения. Многие учителя начальных классов указывают, что отставание в учебе нередко связано с низким уровнем развития произвольности поведения, неумением поддерживать внимание, осуществлять элементарный самоконтроль. Поэтому родителям необходимо научить ребенка играм, вырабатывающим у него способность следовать правилу, управлять своим вниманием, памятью и контролировать действия. Давайте поэтому поиграем с вами в те игры, которые так необходимы вашим детям.
2. Воспитатель Тараканова В. М. : В современной школе очень много заданий, требующих от ребенка сообразительности, логики и высокого уровня произвольности при решении поставленных проблем.
С целью формирования произвольности и логического мышления можно использовать Ребусы.
Ребус - вид загадки, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами или цифрами.
В отличие от простой загадки, где основа идет на словесное описание, ребус развивает еще и логическое образное мышление, учит ребенка нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренирует зрительную память и правописание. У каждого ребуса существует своё правило его разгадывания.
Правила разгадывания - запятые перед картинкой обозначают, сколько букв нужно убрать вначале загаданного слова, запятые в конце рисунка обозначают, сколько букв нужно убрать с конца слова. Если буква перечеркнута, ее нужно убрать из слова, если стоит знак равенства, значит одну букву нужно заменить на другую.
Предлагаю варианты Ребусов для отгадывания:
:
3. Выступление педагога-психолога Загрековой Т. М. :
Игры на развитие внимания и памяти, с самого раннего возраста помогают нашим детям развивать очень важную способность — концентрацию внимания. Абсолютное большинство детских игр разрабатывается именно для этого, потому, что хорошая память и умение концентрировать внимание — крайне важные качества, которые, несомненно, помогут ребенку достичь успеха в любом начинании. Детские конструкторы, головоломки, загадки, огромное множество книг с задачками на развитие внимания и памяти созданы точно с такой же целью. Сейчас, с развитием интернета, развиваются и игровые технологии, теперь можно делать множество разнообразных онлайн-игр, которые будут интересны как нашим детям, так и многим родителям.
Запомни и нарисуй
Необходимый инвентарь: картинки, бумага, карандаши.
Вариант 1
Покажите ребенку картинку с несложным изображением. Уберите рисунок и попросите малыша воспроизвести то, что он видел на бумаге.
Вариант 2
Покажите ребенку картинку с недостающими деталями. Убрав картинку, попросите нарисовать то, чего не хватало на картинке, например, на картинке изображена машина без колеса. Ребенок должен вспомнить и нарисовать колесо на отдельном листе бумаги.
4. Выступление воспитателя Шлейниковой Н,Н. (фрагмент речевых игр с детьми подготовительных групп). Важной составляющей готовности к школе является хорошо развитая связная речь дошкольника. Развитие речи ребенка в соответствии с возрастными особенностями, является важным условием правильного усвоения информации, знаний. Речь присутствует во всех школьных предметах. Нарушения в развитии речи старших дошкольников могут привести к трудностям в усвоении школьной программы. Простой тест для проверки уровня развития связной речи дошкольника
Каждый родитель сможет в домашних условиях проверить развитие связной речи ребенка. Самое главное правило: не заставляйте ребенка заниматься и ни в коем случае не говорите, что вы собираетесь его проверять.
Выберите самое удобное время для общения с дошкольником, например, утром после завтрака. Скажите, что сейчас вы с ним поиграете. В процессе тестирования не делайте ему замечаний, заметив ошибку, и не помогайте справляться с предложенным заданием. В настоящее время вы лишь определяете уровень развития связной речи своего ребенка.
Поставьте перед ребенком его любимую игрушку. Скажите, что вы отправляетесь в увлекательное путешествие. Покажите картинку с изображением места, куда вы поедете. Предложите малышу придумать рассказ по картинке. Для второго теста вам понадобится серия из 34 сюжетных картинок. Скажите, что Буратино или герой современного мультфильма Дружок запутал историю. Необходимо разложить картинки в правильном порядке и придумать по ним интересную историю.
Речь соответствует возрастной норме, если ребенок самостоятельно, без наводящих вопросов составил рассказ из 5 и более предложений по картинке. Фразы точные, без грамматических ошибок. Предложения состоят из 5 и более слов, в речи использованы союзы и предлоги. История рассказана плавно и выразительно.
Третье задание состоит в том, чтобы малыш описал свою любимую игрушку. Если малыш сомневается и не знает, как это сделать, можно задать ему несколько вопросов. У тебя есть любимая игрушка? Как ее зовут, как она выглядит? Как ты любишь с ней играть?
Речь развивается нормально, если ребенок составил описательный рассказ из 4-5 распространенных предложений.
Высоким показателем речевого развития будет, если ребенок рассказывает о своих игрушках, событиях или праздниках без помощи взрослого.
Заключительным заданием является проверка умения ребенка пересказывать небольшие тексты. Прочитайте малышу рассказ из 56 предложений 2 раза и попросите пересказать текст. Ребенок 6 лет должен уметь пересказывать текст без помощи взрослых.
Не стоит переусердствовать и давать все задания сразу. Можно давать по одному заданию в день. Постарайтесь сделать так, чтобы малыш даже не понял, что его проверяют.
Для развития речи можно использовать следующие игры, которые также способствуют развитию основных психических процессов, помогают ребенку подготовиться к школьному обучению.
Игра «Цепочка слов»
Задача: научить детей выделять начальный и конечный звуки в словах, расширить их словарный запас, развить слуховое внимание, сообразительность.
Описание. Можно играть вдвоем или с группой детей и взрослых. Один из играющих называет любое слово - существительное в единственном числе и именительном падеже, второй - придумывает слово на его последний звук, третий - на последний звук этого слова и т. д., как бы выстраивая цепочку из слов.
Например,
Аня - яблоко - осень - нитки - индюк - кот - трос - собака и т. д.
Игра «Потерянные вещи»
ВЕДУЩИЙ. В большом городе живут рассеянные люди. Они часто теряют разные вещи и забывают их названия. Человек, потерявший вещь, может обратиться в Стол находок, но ему нужно точно рассказать о том, какая она. Психолог ставит на стол телефон и говорит: «Сейчас будет звонить первая команда, потерявшая вещь. Другая команда должна будет отгадать, что за вещь они потеряли».
Первая команда. У нас потерялся: голубой, в горошек, с черной ручкой, длинный, под которым мы прятались от дождя. (Зонт).
Игра «Слово заблудилось». Ведущий произносит рифмованные и нерифмованные фразы, в которых используются не подходящие по смыслу слова. Команды слушают внимательно, и подсказывают нужное слово. Выигрывает та команда, которая правильно подскажет больше слов;
На полу из плошки молоко пьет ложка (кошка).
На поляне у дубочка собрала кусочки дочка (грибочки).
На дворе большой мороз, отморозить можно хвост (нос).
Вкусная сварилась Маша, где большая крошка наша (каша, ложка?
«Испеки мне утюжок\» - просит бабушку крючок (пирожок, внучок).
Заключение. Таким образом, рассмотренные игры и задания игрового характера позволяют в увлекательной форме развивать у детей ценные для предстоящего школьного обучения качества : внимание, самоконтроль, наблюдательность, сообразительность, настойчивость.
В результате систематического участия детей в играх закладываются основы готовности их к школе.
Не надо превращать игры в подобие занятия, необходимо искреннее, живое, эмоциональное общение родителей и детей во время игры.