Ольга Соболева
Игровой тренинг на сплочение педагогического коллектива
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи: сплочение группы, формирование благоприятного психологического климата в коллективе.
Ход тренинга:
1. Мотивационный блок
- Хочу начать с одной притчи.
Одна молодая женщина, очень много времени отдавала своей работе. Она выполняла ее быстро и качественно, но при этом сетовала на то, что не успевает сделать за день все, что намечает. Услышал ее жалобы старец, проходивший мимо, и сказал:
- А ты, милая, пойдем-ка со мной в дальний путь – может я смогу тебе помочь решить твою проблему. Но прежде сделай те свои дела, без завершения которых нельзя двинуться в путь. Как сделаешь – позови меня.
Публикация «Игровой тренинг на сплочение педагогического коллектива» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинг на сплочение коллектива
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Женщина подумала совсем немного и ответила:
- Я уже готова.
- Всем добрый день! Да, действительно, всех дел не переделать. Впереди еще половина рабочего дня и много домашних хлопот. Но, несмотря на это, Вы смогли найти время для нашего общения и я рада приветствовать Вас в нашем уютном музыкальном зале, который уже по праву можно считать и кабинетом психологической разгрузки. Тема нашего тренинга: «Мы вместе!». Итак, мы начинаем.
2. Приветствие, знакомство
• Упражнение «Знакомьтесь: Ха-хи-ха!»
- Любой тренинг начинается со знакомства и приветствия членов группы. Как правило, участники подобных мероприятий могут представляться кем и как угодно. И сегодня у каждого из Вас есть такая возможность.
Представьтесь, пожалуйста, заменив все согласные буквы в Вашем имени на букву Х. Произнесите его громко, по слогам, стараясь выдыхать воздух на каждом слоге.
Как известно любая встреча начинается с приветствия, я предлагаю вам поздороваться с коллегами необычным способом - креативно:
• Упражнение «Здороваемся локтями»
Содержание: все участники в кругу рассчитываются на 1, 2, 3, 4. Участники с №1 складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; №2 – упираются руками в бедра, чтобы локти тоже были направлены в стороны; каждый №3 кладут левую руку на левое бедро, правую руку – на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в стороны; №4 – держат сложенные крест-накрест руки на груди, при этом локти развернуты в стороны.
После того как участники примут исходное положение, им предлагается по сигналу (звону колокольчика) поздороваться как можно большим количеством присутствующих, сказав при этом приветственное слово коснувшись друг друга локтями.
- А вы не задумывались над тем, почему Мы вместе, почему каждый из Вас выбрал профессию педагога, почему у нас с вами общие на всех заботы? Наверно потому, что МЫ похожи. А в чем именно, узнаем с помощью следующей игры.
• Упражнение «Мы с тобой похожи»
Один участник выходит в центр круга и выбирает себе пару по сходному признаку (в одежде, интересах, мнениях и т. д.): «Ольга Николаевна, мы с тобой похожи тем, что…». После чего 1-й участник садится на место 2-го, а 2-й продолжает игру.
Обсуждение: Радует ли вас, что между нами так много общего? Что стало для вас неожиданностью?
3. Информационно-практическая часть
Построение отношений в коллективе можно сравнить со строительством дома. Из каких материалов он будет построен, таким он и будет. От того, как он построен, зависит, будет ли это избушка на курьих ножках или роскошный дворец. Представьте, что команда-это здание. Его фундамент и строительные материалы - это качества характеров коллег, настроение, готовность прийти на помощь, поддержка и теплота.
Есть одна важная особенность - коллектив строит этот дом совместно. Это и есть команда. В чём принципиальное отличие команды от просто группы? (Команда подразумевает взаимосвязь. Это нечто большее, чем сумма её членов).
Команда - это люди, работающие вместе, чтобы сделать больше, чем они смогли бы сделать по отдельности. То есть по формуле
1 + 1= 5.
- Я предлагаю ощутить командный дух в практической деятельности. Предлагаю поиграть.
• Упражнение «Как мы слышим друг друга»
Педагогам необходимо разделиться по парам. Выбрать человека кто будет первым рисовать. Сесть друг к другу спиной. Предлагается на листе бумаги разместить 5-6 геометрических фигур.
После этого, кто рисовал, словами передает инструкцию, где на листе находится та или иная фигура. Задача второго участника постараться нарисовать фигуры, так же как и первый участник.
После чего работы презентуются на доске. Важно проанализировать, что было легко, что тяжело. Обратить внимание на работы, которые практически совпали. Уточнялись ли мелочи (размер, положение листа и т. д).
- А сейчас мы посмотрим, как мы умеем слаженно работать в коллективе. Станем единым целым для достижений конкретной цели. Как хорошо понимать друг друга даже без слов.
• Упражнение «Вавилонская башня»
Ход упражнения: Участники делятся на 3 команды. По 4 человека. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т. д.
! Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.
Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (7 минут).
Обсуждение: Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?
4. Завершение
• Игра «Волшебный обруч»
Цель: сплочение группы, определение лидеров, выявление господствующего настроения в группе; проверка эффективности группового взаимодействия.
- У меня в руках обычный пластмассовый обруч? Как бы не так! Его простота обманчива, этот обруч с тяжелым характером. Ваша задача – приручить его, заставив делать то, что захочет группа.
Встаньте в тесный круг. Пусть каждый поднимет на уровень плеча руку с вытянутым вперед указательным пальцем. Ваши указательные пальцы создали внутренний круг. На него я опускаю обруч. Я прошу следить за тем, чтобы пальцы не сгибались, не захватывали обруч «крючком».
Не прерывая контакта обруча с пальцами, опустите его на пол. Чтобы добиться успеха, вам потребуется согласовать свои действия. Вы увидите, что обруч будет проявлять свой характер. Всякий раз мы будем возвращаться к исходному положению, пока команда не положит обруч на пол.
Вы сможете свободно обсуждать, предлагать различные варианты решения задания. Следите только за тем, чтобы обруч находился в постоянном контакте с вытянутыми вперед указательными пальцами рук участников игры.
Обсуждение: Игроки обмениваются впечатлениями:
- что мешало и помогало команде;
- какие групповые настроения преобладали во время игры;
- можете ли вы сказать, что упражнение выявило лидера группы;
- как вы оцениваете собственный вклад в результат игры.
5. Ритуал прощания
Участники тренинга представляют себя лучами солнца. Встают в круг, и, вытянув руки, каждый из участников кладет свои руки поверх рук других участников. И так образуется солнце. Все тепло, свет и доброта коллектива сливается в одно целое.
- Всем спасибо за активное участие!