Вера Климова
Сплочение детского коллектива
▼ Скачать + Заказать документы
Статус — понятие, используемое в социальной психологии для обозначения положения личности и ее роли в группе, коллективе. Авторитетное положение позволяет личности оказывать наибольшее влияние на других членов группы, коллектива. Статус личности зависит не только от ее индивидуальных особенностей, знаний, опыта, но и тех взаимоотношений, которые складываются в группе, коллективе. Статус отражает степень соответствия личностных свойств и поведения групповым нормам и перспективным требованиям общества. Статус существенно влияет на психическое состояние и поведение человека. Высокий статус повышает активность и положительно сказывается на мотивации поведения. Непризнание реальных заслуг личности может породить конфликты во взаимоотношениях.
Публикация «Сплочение детского коллектива» размещена в разделах
Каждый член группы обладает определенным местом в системе отношений членов сообщества друг с другом. Эта позиция может быть названа социально-психологическим статусом. Статус любого человека в коллективе имеет свои специфические параметры, однако все многообразие оттенков отношений между членами группы можно свести к четырем наиболее существенным позициям: звезды, предпочитаемые (или популярные, отвергаемые и изолированные. Расшифруем суть этих категорий на материале группы в детском саду.
Звезды — ребята, пользующиеся максимальной популярностью среди детей в своей группы, все хотели бы с ними дружить, входить в круг общения этих ребят.
Предпочитаемые — такие члены группы, которые обладают достаточно широким кругом связей со своими одногруппниками (заметим, что эта широта может сильно отличаться в разных группах).
Отвергаемые — дети, с которыми подавляющее большинство ребят в группе не хотят иметь дела, но сами они стремятся к общению.
И, наконец, изолированные — те ребята, которые сами не проявляют инициативы в общении с детьми, и те, в свою очередь, не имеют выраженного к ним отношения.
Итак, для оценки положения ребенка в группе, как правило, вполне достаточно бывает отнести его к одной из выделенных четырех категорий. Если ребенок обладает статусом звезды или предпочитаемого в группе, то можно быть уверенным, что особых проблем с одногруппниками у него нет. В случае, если ребенок отвергается сверстниками, то наверняка испытывает серьезные проблемы в общении, переживает конфликты с товарищами, что неизбежно сказывается на его психическом состоянии. Статус изолированного может весьма по-разному переживаться ребенком, однако мы можем с высокой долей вероятности предположить наличие каких-либо психологических сложностей у этого ребенка.
Изучив группу можно сказать какое положение занимает ребенок. Но, к сожалению не всегда все так хорошо. В группах часто есть дети, которые являются либо отверженные, изолированные. К вашему вниманию предлагаем ряд упражнений, занятий на сплочение детского коллектива.
«СТРОИМ ЦИФРЫ, БУКВЫ»
Играющие свободно двигаются по помещению. По команде воспитателя: «Я буду считать до 10, а вы за это время должны выстроить все вместе из себя цифру 1 (2, 3, 5 и т. д., букву», - дети выполняют задание.
Замечание: если дети справляются с заданием быстро, то можно считать быстрее, то есть сократить время построения.
Варианты игры: Необходимо изобразить, используя всех участников команды: оркестр, электричку, сороконожку, зоопарк, телевизор, телефон.
«ПЕСЕНКА ПО КРУГУ»
Воспитатель выбирает вместе с детьми знакомую всем детскую песню. Затем по кругу каждый поет свою строчку. Последний куплет поют все хором.
«СЕКРЕТ»
Всем детям воспитатель раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т. д., кладет в ладошку и зажимает кулачок. Дети ходят по помещению и, снедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать свой «секрет».
Рекомендации: воспитатель следит за процессом обмена «секретами», помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.
«ЖИВАЯ СКУЛЬПТУРА»
Дети свободно стоят вместе. Воспитатель предлагает одному ребенку выйти и принять какую-нибудь позу, в которой ему удобно стоять. Следующего участника просят присоединиться к нему в том месте, где много свободного пространства, затем к ним (уже в своей позе) присоединяется третий. Затем выходит осторожно из скульптуры первый и смотрит на общую композицию, а четвертый занимает любое пустое место в общей скульптуре и так далее. Тот, кто давно стоит, отходит, его место занимает следующий.
Замечание:
1. Воспитатель выполняет роль скульптора в течение всего упражнения.
2. Воспитатель следит, чтобы дети не застаивались в общей скульптуре и, выходя, обязательно смотрели на общую композицию, отслеживая, на что она похожа.