Светлана Виноградова
Игровой тренинг для педагогов по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами говорим на очень серьёзную тему, это обучение грамоте.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе.
Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Детям очень сложно усвоить такие понятия, как предложение, слово, слог, буква, звук. Наша задача, раскрыть перед ними эти сложные вопросы.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Старшая группа
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас взрослых. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в детском саду.
Мой многолетний опыт и практика работы с детьми дошкольного возраста показывает, что большой % детей испытывают трудности в овладении грамотой, причем эти трудности возникают не только у детей - логопатов, но и у детей с чистой речью.
Сейчас все мы знаем о том, что требования начальной школы стали выше, число детей с фонетико – фонематическими нарушениями увеличилось и что далеко не все дети справляются с темпом школьной программы.
Цель и задача любого педагога – это обучать интересно и эффективно.
В игре, часто сложное становится понятным и доступным. А все знания, полученные в занимательной и игровой форме, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.
А сейчас мы с вами побудем в роли наших воспитанников, немножко отдохнем и поиграем.
Давайте мы сейчас все вместе, в игровом тренинге разберем все основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте, поговорим о том, как научить дошкольника грамоте в соответствии с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы, педагоги, чтобы обучение в школе не вызвало затруднений у детей.
Какие звуки являются слогообразующими?
Чем отличается звук от буквы?
Назовите всегда мягкие согласные звуки.
Определите количество звуков в слове ДЕНЬГИ (назовите их)
Сколько гласных букв в русском языке?
Сколько слогов в слове ДЛИННОШЕЕЕ (животное?
- Придумайте слово-предмет на звук - С;
- Придумайте слово - признак на гласный звук
- Придумайте существительное на звук - П
- Придумайте слово-действие на согласный, твердый, звонкий.
- Назовите предлог на согласный звук.
-Придумайте существительное на гласный звук.
-Придумайте слово-предмет на йотированную гласную.
- Назовите признак предмета на согласный звонкий.
Мини – викторина или блиц – вопрос: «Проверь себя»!
Какие звуки являются слогообразующими? (Гласные)
Чем отличается звук от буквы?
Назовите всегда мягкие согласные звуки (Й, Щ, Ч).
Определите количество звуков в слове ДЕНЬГИ. Назовите
Сколько гласных букв в русском языке? (10)
Сколько слогов в слове ДЛИННОШЕЕЕ (животное?
- Придумайте слово-предмет на звук С;
(свет, сметана и т. д.)
- Придумайте слово- признак на гласный звук; (интересный, узкий)
- Придумайте существительное на звук П; (подарок, пример)
- Придумайте слово-действие на согласный, твердый, звонкий (прыгать, работает)
- Назовите предлог на согласный звук; (под, над)
-Придумайте существительное на гласный звук; (аист, ирис)
-Придумайте слово-предмет на йотированную гласную (яблоко, юла)
- Назовите признак предмета на согласный звонкий (красный, резиновый).
Молодцы! Вот мы немножко и размялись.
А сейчас, давайте перейдем от теоретической части нашего семинара к практической.
Чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.
Существует большое количество дидактических игр и пособий по обучению грамоте, которые можно купить в магазине или изготовить своими руками.
Но есть и такие игры, которые не требуют специальной подготовки и есть в каждой группе детского сада.
Это могут быть как строительные кубики, так и конструкторы – Лего.
Как же их можно использовать при обучении дошкольников грамоте.
Игра: «Построй башенку» (на закрепление понятий гласные и согласные звуки)
Например: мы учим выделять гласный звук - А из ряда других гласных. Даем детям обязательно инструкцию: «Когда услышишь звук - А возьми красный кирпичик, если услышишь любой другой звук возьми желтый кирпичик.
Когда ребенок уже хорошо понимает и не путает гласные и согласные звуки, то задания усложняются.
Например: Я сейчас буду произносить слова, а ты внимательно слушаешь, какой звук первый в слове.
Вариантов игр с конструктором можно придумать очень много.
Еще одно игровое пособие, которое привлекло моё внимание и заинтересовало меня, это – «Палочки Кюизенера». Палочки Кюизенера можно также вариативно использовать в различных видах коррекционной работы.
Используя их в своей работе можно решать следующие задачи:
- обогащать словарь;
- развивать слуховое восприятие и внимание;
- развивать зрительное восприятие и память;
- развивать мелкую моторику.
А так же можно использовать варианты игр и заданий при обучении дошкольников грамоте. Работая с палочками, дети одновременно выполняют речевые задания: проговаривают предложения, называют части предмета, можно отрабатывать лексику и грамматику, автоматизировать поставленные звуки речи.
1. «Посчитай слоги»
Перед ребенком выкладываются картинки, с автоматизируемым звуком и ему нужно под картинками выложить палочки, соответственно если это два слога, то две палочки. Три слога – три палочки.
2. «Длинное – короткое»
Перед ребенком раскладываются картинки, он подбирает палочки. Если слово короткое, то и палочка короткая, длинная палочка- длинное слово. В этом же упражнение можно и дифференцировать и автоматизировать звуки: Р-Л.
3. «Повторяй за мной»
Я перед ребенком выкладываю столько коротких палочек, сколько в слове слогов и одну длинную, обозначающую само слово. И предлагаю ребенку проговаривать слоги и слова, нажимая на каждую палочку.
4. «Конструирование букв»
5. «Где спрятался звук»
Цель: Развитие умения определять расположение звука в словах.
Тебе понадобится: 2 желтые палочки и одна красная. С помощью красной палочки определи расположение звука (ш) в словах. Например: слово шапка, ребенок выкладывает: красная палочка, желтая, желтая палочки.
Эти игровые задания воспитатели могут так же использовать в своей работе.