Светлана Виноградова
Игровой тренинг для педагогов по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами говорим на очень серьёзную тему, это обучение грамоте.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе.
Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Детям очень сложно усвоить такие понятия, как предложение, слово, слог, буква, звук. Наша задача, раскрыть перед ними эти сложные вопросы.
Публикация «Игровой тренинг для педагогов по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас взрослых. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в детском саду.
Мой многолетний опыт и практика работы с детьми дошкольного возраста показывает, что большой % детей испытывают трудности в овладении грамотой, причем эти трудности возникают не только у детей - логопатов, но и у детей с чистой речью.
Сейчас все мы знаем о том, что требования начальной школы стали выше, число детей с фонетико – фонематическими нарушениями увеличилось и что далеко не все дети справляются с темпом школьной программы.
Цель и задача любого педагога – это обучать интересно и эффективно.
В игре, часто сложное становится понятным и доступным. А все знания, полученные в занимательной и игровой форме, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.
А сейчас мы с вами побудем в роли наших воспитанников, немножко отдохнем и поиграем.
Давайте мы сейчас все вместе, в игровом тренинге разберем все основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте, поговорим о том, как научить дошкольника грамоте в соответствии с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы, педагоги, чтобы обучение в школе не вызвало затруднений у детей.
Какие звуки являются слогообразующими?
Чем отличается звук от буквы?
Назовите всегда мягкие согласные звуки.
Определите количество звуков в слове ДЕНЬГИ (назовите их)
Сколько гласных букв в русском языке?
Сколько слогов в слове ДЛИННОШЕЕЕ (животное?
- Придумайте слово-предмет на звук - С;
- Придумайте слово - признак на гласный звук
- Придумайте существительное на звук - П
- Придумайте слово-действие на согласный, твердый, звонкий.
- Назовите предлог на согласный звук.
-Придумайте существительное на гласный звук.
-Придумайте слово-предмет на йотированную гласную.
- Назовите признак предмета на согласный звонкий.
Мини – викторина или блиц – вопрос: «Проверь себя»!
Какие звуки являются слогообразующими? (Гласные)
Чем отличается звук от буквы?
Назовите всегда мягкие согласные звуки (Й, Щ, Ч).
Определите количество звуков в слове ДЕНЬГИ. Назовите
Сколько гласных букв в русском языке? (10)
Сколько слогов в слове ДЛИННОШЕЕЕ (животное?
- Придумайте слово-предмет на звук С;
(свет, сметана и т. д.)
- Придумайте слово- признак на гласный звук; (интересный, узкий)
- Придумайте существительное на звук П; (подарок, пример)
- Придумайте слово-действие на согласный, твердый, звонкий (прыгать, работает)
- Назовите предлог на согласный звук; (под, над)
-Придумайте существительное на гласный звук; (аист, ирис)
-Придумайте слово-предмет на йотированную гласную (яблоко, юла)
- Назовите признак предмета на согласный звонкий (красный, резиновый).
Молодцы! Вот мы немножко и размялись.
А сейчас, давайте перейдем от теоретической части нашего семинара к практической.
Чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.
Существует большое количество дидактических игр и пособий по обучению грамоте, которые можно купить в магазине или изготовить своими руками.
Но есть и такие игры, которые не требуют специальной подготовки и есть в каждой группе детского сада.
Это могут быть как строительные кубики, так и конструкторы – Лего.
Как же их можно использовать при обучении дошкольников грамоте.
Игра: «Построй башенку» (на закрепление понятий гласные и согласные звуки)
Например: мы учим выделять гласный звук - А из ряда других гласных. Даем детям обязательно инструкцию: «Когда услышишь звук - А возьми красный кирпичик, если услышишь любой другой звук возьми желтый кирпичик.
Когда ребенок уже хорошо понимает и не путает гласные и согласные звуки, то задания усложняются.
Например: Я сейчас буду произносить слова, а ты внимательно слушаешь, какой звук первый в слове.
Вариантов игр с конструктором можно придумать очень много.
Еще одно игровое пособие, которое привлекло моё внимание и заинтересовало меня, это – «Палочки Кюизенера». Палочки Кюизенера можно также вариативно использовать в различных видах коррекционной работы.
Используя их в своей работе можно решать следующие задачи:
- обогащать словарь;
- развивать слуховое восприятие и внимание;
- развивать зрительное восприятие и память;
- развивать мелкую моторику.
А так же можно использовать варианты игр и заданий при обучении дошкольников грамоте. Работая с палочками, дети одновременно выполняют речевые задания: проговаривают предложения, называют части предмета, можно отрабатывать лексику и грамматику, автоматизировать поставленные звуки речи.
1. «Посчитай слоги»
Перед ребенком выкладываются картинки, с автоматизируемым звуком и ему нужно под картинками выложить палочки, соответственно если это два слога, то две палочки. Три слога – три палочки.
2. «Длинное – короткое»
Перед ребенком раскладываются картинки, он подбирает палочки. Если слово короткое, то и палочка короткая, длинная палочка- длинное слово. В этом же упражнение можно и дифференцировать и автоматизировать звуки: Р-Л.
3. «Повторяй за мной»
Я перед ребенком выкладываю столько коротких палочек, сколько в слове слогов и одну длинную, обозначающую само слово. И предлагаю ребенку проговаривать слоги и слова, нажимая на каждую палочку.
4. «Конструирование букв»
5. «Где спрятался звук»
Цель: Развитие умения определять расположение звука в словах.
Тебе понадобится: 2 желтые палочки и одна красная. С помощью красной палочки определи расположение звука (ш) в словах. Например: слово шапка, ребенок выкладывает: красная палочка, желтая, желтая палочки.
Эти игровые задания воспитатели могут так же использовать в своей работе.