Котлярова Наталья
План работы по самообразованию «Игровой стретчинг»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №77 комбинированного вида
Калининского района Санкт-Петербурга
План по самообразованию инструктора по физической культуре
Котляровой Натальи Арнольдовны
на 2024-2025 учебный год
(сентябрь-май)
Тема:
«Игровой стретчинг в работе с детьми старшего
дошкольного возраста»
г. Санкт-Петербург
2024г.
Начало работы над темой : сентябрь 2024г
Темочки:
- Игровой стретчинг
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2024
Предполагаемая дата окончания работы : май 2025г
Цель: Укрепить здоровье и содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами игрового стретчинга.
Задачи:
• Повышение теоретического уровня путем изучения необходимой литературы;
• Оптимизирование роста и развития опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия);
• Развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, скоростно-силовых и координационных способностей;
• Формирование навыков выразительности, пластичности, грациозности и творчества в движении;
• Развитие мышления, воображения, познавательной активности, расширение кругозора.
Важность и актуальность темы:
Одним из основных направлений современной социальной политики государства является сохранение и укрепление здоровья детей. Дошкольный возраст является важным этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В последнее время дети очень часто страдают заболеваниями, связанными с нарушением опорно- двигательного аппарата. Проблема не новая, но достаточно актуальна для воспитанников детского сада. Это доказывает необходимость внедрения новых оздоровительных технологий в образовательный процесс. Особое внимание привлекает методика игрового стретчинга.
Игровой стретчинг-это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые в игровой форме.
Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими без нагрузки на позвоночник,происходит мягкая растяжка. Упражнения стретчинга направлены на формирование правильной и ровной осанки. Эффективность подражательных движений заключается в том, что через образы животных, птиц,сказочных персонажей можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием их видов, что даёт хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. А также воспитывается выносливость и старательность,благодаря этим упражнениям.
Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на развитие и коррекцию физических качеств детей, раскрытию творческих способностей.
В современном обществе особое место отводится охране и укреплению физического и психического здоровья граждан, в том числе их социального благополучия,особенно подрастающего поколения. Здоровый образ жизни в наше время становится все более необходимым условием культурного развития человека.
Поэтому крайне важно правильно и своевременно организовывать физическое развитие именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.
В настоящее время появилось много новых методик, которые направлены на обновление содержания деятельности по физической культуре. Одна из методик, которую я использую - это игровой стретчинг. Автор методики - Елена Владимировна Сулим.
Что такое стретчинг? Стретчинг возник в пятидесятые годы в Швеции, но только спустя двадцать лет стал активно применяться в спорте и оздоровительной физической культуре. Эта методика заслужила широкое признание во всем мире, так как она построена с учетом всех знаний анатомии и физиологии. Она максимально использует скрытые возможности организма и поэтому наиболее эффективна.
Стретчинг в переводе с английского растяжка, стретчинг (гимнастика поз) – это комплекс упражнений, основанный на растягивании мышц.
Игровой стретчинг – это методика комплексного физического развития и оздоровления дошкольников. Это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Занятия, построенные по методике стретчинг (растягивание, включают в себя комплекс поз, обеспечивающих наилучшие условия для растягивания определённых групп мышц. Предшественником современного стретчинга являются позы Йоги и другие восточные системы.
Занятия стретчингом – это хорошая осанка, снижение травматизма, подвижность и гибкость тела, бодрый дух и отличное настроение. Программа занятий игровым стретчингом включает в себя элементы лечебной физкультуры, упражнения корректирующей гимнастики, релаксацию, музыкальное сопровождение.
Этапы реализации:
1. Подготовительный:
Изучение теоретического и методического материала по проблеме. Определение актуальности, целей и задач. Составление списка литературы, интернет - источников.
2. Организационно-практический.
Составление плана работы с детьми, родителями и педагогами.
Конспекты мероприятий.
3. Коррекционно-обобщающий.
Система работы по игровому стретчингу в педагогической деятельности. Отслеживание промежуточных результатов. Соотнесение полученных результатов с планируемыми. Оформление, описание результатов.
4. Результативно- итоговый.
Применение наработанных материалов в собственной педагогической деятельности. Распространение педагогического опыта по теме: «Игровой стретчинг в работе с детьми»
Публикации материалов. Систематизация материалов по теме самообразования : картотека дидактических и методических материалов.
Презентация проекта. Самоанализ по теме самообразования.
Основные правила стретчинга :
• Все упражнения должны выполняться в состоянии расслабленности мышц
• Упражнения требуют концентрации внимания на той части тела, которая в данный момент растягивается.
• Дыхание должно быть ровным, задерживать дыхание не надо.
• Занятия – регулярными (не менее 2 раз в неделю).
Технология игрового стретчинга :
• вовлекает в работу все мышцы и суставы организма и успешно развивает их;
• гарантирует детям правильное развитие систем организма;
• является отличной профилактикой сколиоза и плоскостопия;
• прививает коммуникативные навыки;
• формирует привычку здорового образа жизни.
Благодаря использованию таких упражнений увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность, формируется правильная осанка, воспитывается выносливость, старательность и уверенность в себе.
Заниматься игровым стретчингом можно уже с 3-4 лет. Главное в этом плане не объём выполненных упражнений, а их постоянство – это даёт более высокие результаты.
Методы и формы работы :
Наиболее эффективными в условиях инновационной деятельности являются продуктивные формы методической работы.
Формы внедрения передового педагогического опыта.
1. Практический уровень
(описание конкретного педагогического опыта, раскрытие преимуществ и перспектив его применения) :
- открытое занятие (показ приемов и методов работы);
- семинар-практикум (описание отдельных приемов и методов работы);
- творческий отчет (показ результатов работы);
2. Методический уровень:
(раскрытие методики и системы конкретных действий, идеи опыта, педагогической инновации) :
- педагогические чтения (определение ведущей педагогической идеи опыта);
- размещение опыта в педагогических сообществах;
- творческий отчет (анализ результатов работы);
Методы проведения занятия:
1. Наглядность. Показ физических упражнений, образный рассказ.
2. Доступность. Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному.
3. Систематичность. Регулярность, постепенное повышение нагрузки, увеличение количества упражнений.
4. Закрепление навыков. Многократное выполнение упражнений, умение выполнять их самостоятельно, вне занятий. Начинаем выполнять упражнение с 4 раз, постепенно увеличивая количество повторов.
5. Индивидуально-дифференциальный подход.
6. Сознательность. Понимание пользы выполнения упражнения, потребность их выполнять.
На занятиях используется художественное слово, музыка и личный показ.
Для реализации поставленных целей необходимо решить ряд задач:
• изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам физического развития детей дошкольного возраста;
• разработать перспективный план реализации темы;
• выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для физического развития детей;
• определить способы приобщения родителей к работе над методом стретчинг;
• систематически проводить диагностику среди детей для определения эффективности применяемой системы работы;
• представить коллегам наработанный опыт реализации проблемной темы.
Ожидаемый результат:
Для детей:
• формирование правильной осанки;
• формирование мышечной силы;
• развитие функций равновесия, вестибулярной устойчивости;
• развитие внимания, памяти;
• повышение интереса к занятиям.
Для педагога:
• повышения уровня самообразования и профессионализма;
• привлечение родителей в образовательный процесс по направлению физического развития детей;
• привлечение воспитателей и специалистов в образовательный процесс по направлению физического развития детей;
• удовлетворение индивидуальных потребностей детей в двигательной активности;
• создание условий для формирования привычки к здоровому образу жизни детей, педагогов, родителей, а именно: - пополнен фонд методических, наглядно - иллюстративных материалов.
Обобщение и распространение опыта:
Выявление, обобщение и распространение передового опыта способствует повышению эффективности воспитательной работы, побуждает искать новые творческие формы работы, применять их на практике.
Передовой опыт воспитательной работы может быть представлен методическими разработками, программами, проектами, другими материалами, отражающими научную и практическую деятельность творчески работающих педагогов.
Месяц Содержание работы педагога Работа с детьми Работа с родителями
Сентябрь Подбор и изучение литературы по теме:
Е. В. Сулим «Занятия физкультурой. Игровой стретчинг для дошкольников» (ТЦ «Сфера», М. : 2018). Диагностика. Анализ проблемы. Проведение диагностических исследований дошкольников.
Работа с детьми над комплексом упражнений:
«Дорожка», «Паучок», «Бабочка», «Пчелка»
Дыхательные упражнения: «Насос», «Именинный пирог», «Ёжики» Анкетирование и ознакомление родителей с методикой «Игровой стретчинг» на родительском собрании.
Октябрь Разработать систему комплексов для занятий игровым стретчингом для детей старшего дошкольного возраста.
Подобрать музыкальное сопровождение к комплексам. Работа с детьми над комплексом упражнений:
«Кошка», «Змея», «Плавец» повторение уже знакомых
Дыхательные упражнения: «Мыльные пузыри», «Самолетики», «Чаепитие» Повышение педагогической культуры родителей с помощью просмотра видео по теме «Игровой стретчинг» как здоровьесберегающая
технология для детей дошкольного возраста»
Ноябрь Сбор картотеки: «Упражнения игрового стретчинга», дыхательные упражнения, музыкальное сопровождение и т. д. Работа с детьми над комплексом упражнений:
«Кошка», «Змея», «Плавец» повторение уже знакомых
Дыхательные упражнения: «Мыльные пузыри», «Самолетики», «Чаепитие» Консультация для родителей «Роль физических упражнений в развитии детей»
Индивидуальная беседа с родителями детей, испытывающие трудности в использовании упражнений –стретчинге.
Декабрь Изучение теоретического и практического материала в интернет ресурсах. Работа с детьми над комплексом упражнений:
«Дорожка», «Паучок», «Бабочка», «Пчелка», «Кошка», «Змея», «Плавец», «Лодочка», «Зернышко», «Солнышко»
Физкультурный досуг с элементами игрового стретчинга «Цыпленок».
Дыхательные упражнения: «Насос», «Именинный пирог», «Ёжики» Круглый стол-практикум на тему «Игровой стретчинг»
Памятка для родителей
«Игровой стретчинг для детей дошкольного возраста»
Январь Разработать систему комплексов упражнений для развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста Работа с детьми над комплексом упражнений:
«Дорожка», «Книжка», «Птица», «Рак»
Дыхательные упражнения: «Мыльные пузыри», «Самолетики», «Чаепитие» Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника с целью улучшения работы в данной методике
Февраль. Подготовка материала для публикации в интернет ресурсах.
Подготовка к открытому уроку. Работа с детьми над комплексом упражнений:
«Маятник», «Рыбка», «Черепашка» повторение знакомых упражнений
Дыхательные упражнения: «Одуванчики», «Варим варенье» Консультация для родителей
«Инновационные технологии в физическом воспитании дошкольников»
Март. Организация и проведение досуговых мероприятий с применением игрового стретчинга. Работа с детьми над комплексом упражнений:
«Замок», «Полумостик», «Жучок»
повторение знакомых упражнений.
Дыхательные упражнения: «Насос», «Именинный пирог», «Ёжики» Консультация для родителей «Упражнения игрового стретчинга для детей».
Индивидуальная беседа с родителями детей, испытывающие трудности в использовании упражнений -стретчинге.
Апрель Подготовка отчета-презентации по изучаемой теме, включающей основные понятия, основные виды деятельности, современные взгляды на проблему;
Элементы игрового стретчинга на занятиях по физической культуре, с целью повышения интереса к занятиям. Работа с детьми над комплексом упражнений:
«Дорожка», «Книжка», «Птица», «Рак», «Маятник», «Рыбка», «Черепашка», «Замок», «Полумостик», «Жучок»
Дыхательные упражнения: «Мыльные пузыри», «Самолетики», «Чаепитие»
Физкультурный досуг по-игровому стретчингу «Светлячок» День открытых дверей. Показ физкультурного занятия с использованием метода-стретчинга.
Май Применение наработанных материалов в собственной педагогической деятельности. Распространение педагогического опыта по теме : «Игровой стретчинг в работе с детьми
старшего дошкольного возраста». Игра малой подвижности «Придумай и дай название упражнению»
Дыхательные упражнения: «Одуванчики», «Варим варенье» Анкетирование родителей «Как вы оцениваете методику-стретчинг, ее влияние на физическое развитие детей»
Мастер –класс по результатам работы.
Выводы: Самоанализ реализации и выполнения плана по самообразованию. Обмен опытом в интернет - ресурсах по данной теме. Выступление на педагогическом совете по результатам самообразования и результатам.
Литература:
1. Е. В. Сулим «Занятия физкультурой. Игровой стретчинг для дошкольников» (ТЦ «Сфера», М. : 2018).
2. Интернет-ресурс www.maam.ru
3. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа для дошкольников. Под редакциейт Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой и Э. М. Дорофеевой. Мозайка-Синтез 2020г.
4. 3. Баранов А. А., Щеплягина Л. А. Физиология роста и развития детей и подростков. - М., 2000.- С. 515-544
5. htp ://opace.ru/a/aktivnaya_i_passivnaya_gibkost