Ольга Сукорцева
Конспект логопедического занятия для детей 5–7 лет «Автоматизация звука [Ж]» по мотивам сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект игрового логопедического занятия
для детей 5-7 лет
Сукорцева О. Э. ,
учитель-логопед
МАДОУ г. Хабаровска «Детский сад
комбинированного вида № 34»
Хабаровского края
Предложенная методическая разработка базируется на использовании игры, комплексного подхода, взаимодействия всех образовательных областей («Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «»Физическое развитие», что соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
Публикация «Конспект логопедического занятия для детей 5–7 лет „Автоматизация звука [Ж]“ по мотивам сказки К, Чуковского „Муха-Цокотуха“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Чуковский. Конспекты занятий
- «Муха-Цокотуха», Чуковский К.И.
- «Муха-Цокотуха». Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
Тип занятия : подгрупповое.
Вид занятия : фонетическое.
Тема: Автоматизация звука [Ж] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха»).
Цель: упражнение в правильном произношении звука [ж] в слогах, словах, чистоговорках.
Задачи:
закреплять навык правильного произношения звука [ж] в слогах, словах, чистоговорках;
развивать тонкую моторику пальцев рук, артикуляционного аппарата;
развивать зрительное и фонематическое восприятие, внимание;
закреплять навыки чтения слогов, слогового анализа, образования прилагательного от существительного;
развивать умение снимать умственное напряжение через активизацию общей моторики;
воспитывать усидчивость, аккуратность, самоконтроль за речью.
Предполагаемый результат: дети будут правильно произносить звук [ж] в слогах, словах и фразовой речи. Усилится мотивация детей к деятельности, через сопереживание героям. Сказка даст детям новые представления о взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.
Ресурсы: плоскостная фигурка «жук»; символ звука ж; сказка «Муха-цокотуха»; карандаши, дидактические игры «Найди букву», «Башни Жужжарика»; предметные картинки (слова со звуком [ж]).
Ход занятия
I. Вводная часть
- Вы любите отгадывать загадки? Отгадайте загадку:
Эта буква широка
И похожа на жука.
Да при этом, только жук,
Издаёт жужжащий звук.
- Что это за буква? (Ж) Что вы знаете про звук [ж]?
Этот согласный всегда твердый, звонкий. Будем правильно произносить его и помнить, что при произнесении звука [ж] губы немного округлены и выдвинуты вперед, а язык - «чашечка», добавляем голос. Выходящая воздушная струя – тёплая.
II. Основная часть
Дидактическая игра «Найди букву»
- Посмотрите на буквы и найдите среди них букву Ж. Правильно назовите её : [ж]. Нарисуйте рядом жука, как показано на рисунке.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Как-то раз ко мне залетел большой жук и научил меня одной игре.
Игра «Поймай жука»
Логопед произносит ряд согласных звуков (кроме [ш] : р-ж-к-с-в-ф-ж-п-д-ж-в-ж-к-ч-ж-д… и т. д.). Дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат звук [ж] – поймать жука.
- Знаете сказку про Муху-цокотуху? Не так давно мой знакомый жук был в гостях у Мухи-цокотухи. Послушайте, что он рассказал. (Логопед выкладывает плоскостная фигурка «жук».) Есть у него соседка – Муха-цокотуха. Как-то раз она рано проснулась …
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Проснулась и улыбнулась. («Улыбка»)
Пошла завтракать.
Взяла ложечку. («Лопаточка»)
Взяла чашечку. («Чашечка»)
И достала вкусное варенье. («Вкусное варенье»)
Потом она пошла качаться
на качелях. («Качели»)
А потом играла в мяч. («Катание шарика»)
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
- Ещё Муха-цокотуха любит скакать на скакалке.
Целый день, целый день (Большие пальцы вращаются)
Крутится скакалка.
Целый день, целый день (Указательные и средние пальцы
Скачет наша Галка. стучат по столу)
Правой – скок, (Два пальца вместе стучат по столу)
Левой – скок,
Сразу обе ножки
То назад, то вперед
Скачут по дорожке.
Все быстрей, все быстрей (Большие пальцы вращаются)
Крутится скакалка,
Выше всех, дольше всех (Пальцы высоко подскакивают)
Скачет наша Галка.
- Как-то раз пошла муха погулять. Идёт по полю, песенку напевает. Повторите песенку мухи.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ж] В СЛОГАХ.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
ЖА – ЖО – ЖУ – ЖИ ЖУ – ЖИ – ЖО – ЖА
ЖИ –ЖУ – ЖА – ЖО ЖО – ЖУ – ЖИ – ЖА
ЖДА – ЖДО – ЖДУ – ЖДЫ АЖДА – ОЖДА – УЖДА – ЫЖДА
ЖДО – ЖДУ – ЖДЫ – ЖДА ОЖДА – УЖДА – ЫЖДА – АЖДА
ЖДУ – ЖДЫ – ЖДА – ЖДО УЖДА – ЫЖДА – АЖДА – ОЖДА
ЖДЫ – ЖДА – ЖДО – ЖДУ ЫЖДА – АЖДА – ОЖДА – УЖДА
- Весело Мухе на прогулке …
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Муха – цокотуха
Я – Муха-цокотуха, (Легкий бег, слегка помахивая руками-«крыльями».)
Позолоченное брюхо.
Полетела на лужок
Прогуляться на часок. (Присесть на одно колено.)
На ромашке посидела, (Легкий бег, слегка помахивая руками-«крыльями».)
Дальше полетела.
На гвоздике посидела,
Домой полетела. (Присесть на одно колено.)
- Тут видит Муха – денежка. Пошла Муха на базар. Идет она по городу, в котором живут разные слова …
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ж] В СЛОВАХ. СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ
Дидактическая игра «Башни Жужжарика»
- Назовите, что изображено на картинке. Слова потеряли свои башни. Помогите Мухе расселить их правильно. Слова с одним слогом – в одноэтажную башню, с двумя слогами – в двухэтажную башню, с тремя – в трёхэтажную. Проведите от картинок стрелочки к нужным башням.
Словарь: варежки, жук, снежки, ёж, ежи, журавль, жёлуди, журнал, уж, дождь, нож, рыжик, пирожок, пожарник, дорожка.
- Пришла наша Муха на базар. Купить она может только те предметы, название которых начинается на звук [ж]. Помогите Мухе, замени первый звук в словах на звук [ж] и назовите, что купила Муха.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Игра «Замени звук»
Лук - … (жук) Бетон - … (жетон)
Баба - … (жаба) Билет - … (жилет)
Месть - … (жесть) Пучок - … (жучок)
Пакет - … (жакет) Ракетка - … (жакетка)
- Вернулась Муха-цокотуха домой, испекла вкусных пирожков и позвала гостей.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ж] В ЧИСТОГОВОРКАХ
Жок-жок-жок – вкусный пирожок.
Жок-жок-жок – с ежевикой пирожок.
Жок-жок-жок – мы любим пирожок.
Жочки-жочки-жочки – ешьте пирожочки.
- К Мухе пришло много гостей. У всех красивые наряды. Помогите рассказать, какие наряды были у гостей.
ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ж] В СЛОВАХ
Одежда из кожи – кожаная одежда.
Штаны из кожи - …
Юбка из кожи - …
Сапожки из кожи - …
Туфли из кожи - …
Шляпа из кожи - …
Пиджак из кожи - …
Жакет из кожи - …
Жилет из кожи - …
III. Заключительная часть
- В этот раз паук не побеспокоил муху и все славно повеселились. Гости подарили Мухе-цокотухе много подарков. Сегодня, помогая Мухе какой звук вы старались правильно произносить?
- Замечательно! Я горжусь вами.