Анна Маличенко
Игровое пространство ДОУ как здоровьесберегающая среда
▼ Скачать + Заказать документы
Я не боюсь еще и еще раз повторить:
забота о здоровье ребенка —
это важнейший труд воспитателя.
В. А. Сухомлинский
В настоящее время проблемы оздоровления детей стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией к ухудшению здоровья дошкольников.
Дошкольный возраст — самый поддающийся воздействиям период. В этом возрасте ребенок быстро обучается и усваивает. Именно дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка.
Публикация «Игровое пространство ДОУ как здоровьесберегающая среда» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Здоровьесберегающая среда – это окружающая и социальная среда, которая способствует достижению личности полноценного формирования, содействует ее физическому, духовному и социальному благополучию.
Здоровьесберегающее пространство на современном этапе рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально-нравственную среду в дошкольном учреждении.
Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя.
Игровое пространство имеет свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которая даёт простор изобретательству, открытиям.
Построение игрового здоровьесберегающего пространства немыслемо без реализации такого важного принципа – как принципа индивидуально – дифференцированного подхода к детям.
В группах создаются условия для наиболее полного самовыражения ребёнка двигательной деятельности.
В игровых пространствах подбираются такие пособия, атрибуты, детали оборудования, которые соответствуют требованиям гигиены и правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям эстетики, привлекают детей формой, окраской, удачным их сочетанием, отвечают индивидуальным требованием ребёнка. В свою очередь эти потребности обусловлены состоянием его здоровья, уровнем его физической подготовленности, а также уровнем его двигательной активности. В зависимости от возраста детей, меняется содержание игрового пространства. Игровая здоровьесберегающая среда дошкольного образовательного учреждения, ориентированная на создание условий сбережения здоровья ребенка, на развитие его компетенций в способах самосбережения здоровья, его эмоционально-оценочного отношения к здоровью, субъектно-поведенческого опыта детей в подвижных играх.
Составляющими модели выступают подвижные игры, интегрированные во все виды жизнедеятельности ребенка, диагностический и развивающий компоненты, предметно-пространственная среда, побуждающая ребенка к активности, содержательный контекст программы физического развития ребенка, включающий правила и ценности здоровья ребенка.
Принципы проектирования игровой здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения, обеспечившие эффективность ее реализации:
-приоритета игровых интересов ребенка в субкультуре детства, где игра выступает не только ведущим видом деятельности, но и культурной ценностью, определяющей развитие ребенка и сбережение его здоровья;
-самосохранения и самосбережения личностью здоровья как доминантной ценности в жизни человека и показателя его психического, физического, социокультурного здоровья;
-педагогической поддержки индивидуальной траектории здоровьесбережения ребенка в активной игровой среде;
-интеграции ценностей здоровья и правил игры в образовательное пространство дошкольного учреждения, создающего атмосферу эмоционально-психологического климата вокруг ребенка;
-свободы в выборе средств и способов самосбережения здоровья ребенка в игровом пространстве дошкольного учреждения как условие развития устойчивого опыта здоровьесбережения.
Помимо игрового пространства, в группах организуются следующие развивающие зоны:
-Познавательно – исследовательская зона.
-Книжный уголок (речевой деятельности).
-Зона дидактических игр и развития мелкой моторики.
-Строительно – конструктивная зона.
-Уголок изодеятельности.
-Уголок театрализации и музыкальной деятельности.
-Уголок ПДД.
-Уголок сюжетно – ролевых игр.
Зоны и уголки, созданные в группе «подсказывают» ребёнку, чем можно в них заняться, они созданы с целью предоставления каждому ребёнку, дать возможность сосредоточиться на своей деятельности, пережить эмоциональное состояние и служат основой для реализации программного материала.
Все имеющиеся в группах ДОУ игрушки и материалы должны находиться в распоряжении детей. Любой ребёнок может самостоятельно решить, какие материалы, когда и как ему использовать для реализации собственных идей.
Таким образом, можно сделать вывод, что игровое пространство ДОУ должна отвечать требованиям охраны и укрепления здоровья детей.
Свое выступление хочу закончить словами-обращением Жан-Жака Руссо ко всем педагогам:
«Прежде чем сделать ребенка умным, сделай его здоровым и крепким».