Ирина Хохлова
Здоровьесберегающая среда ДОУ как результат деятельности всех субъектов образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающая среда дошкольного образовательного учреждения как результат созидающей деятельности всех субъектов образовательного процесса.
Хохлова И. Н.
В современном обществе предъявляются новые, всё более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку - к уровню его развития. Большинству людей нет необходимости доказывать, что успешный ребёнок - это в первую очередь здоровый ребёнок.
Публикация «Здоровьесберегающая среда ДОУ как результат деятельности всех субъектов образовательного процесса» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Здоровье как категория является одним из главных элементов национального богатства любого государства. Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. [5].
Статистические данные системы здравоохранения, обобщение результатов научных исследований позволяют утверждать, что снижение уровня здоровья детей дошкольного возраста приобретает стойкие тенденции. Не только социальные факторы, но и существующая система образования способствуют ухудшению состояния здоровья. Проблема формирования здорового образа жизни является не столько медицинской, сколько социальной, поэтому необходимость создания специальных профилактических, коррекционных и развивающих программ для субъектов образовательного пространства является актуальным. Особенно это важно в дошкольных образовательных учреждениях, поскольку проблема формирования здорового образа жизни, в частности, осуществление первичной профилактики, необходимо на ранних этапах развития и требует совместных усилий государственных,
образовательных организаций, медицинских учреждений и самого населения [7].
За последние годы появились исследования по данной проблеме, в которых отмечается, что сохранение и укрепление психического и физического здоровья дошкольников возможно как в процессе целенаправленной воспитательно-образовательной деятельности, так и в организуемой расширенной и углубленной деятельности в социуме, организации взаимодействия детей и родителей, объединении усилий врачей, педагогов, психологов.
Поэтому приоритетными направлением деятельности любого дошкольного образовательного учреждения является : создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечение эмоционального благополучия детей, оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка. Все это представляет собой здоровьесберегающую среду дошкольного учреждения или здоровьесберегающее пространство.
В нормативных документах, регламентирующих содержание деятельности дошкольных образовательных учреждений по здоровьесбережению, определены основные правила и нормативы к организации режима работы, учебной программы в дошкольных учреждениях. На эти документы ориентируются руководители дошкольных образовательных учреждений при организации среды обучения и воспитания детей.
Научно-методические основы создания здоровьесохраняющей среды ребенка в семье и дошкольном учреждении определяются необходимостью опережающего воздействия средств физической культуры на здоровье подрастающего поколения с самого раннего
возраста. По мнению И. И. Брехмана, формирование у человека индивидуального способа здорового образа жизни с раннего детства является приоритетной задачей педагогической науки [2].
Концепция Федеральных государственных требований (ФГТ) предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья[3,с. 48].
Здоровьесберегающая среда – это здоровое психолого-педагогическое пространство в образовательном учреждении. Это совокупность условий, организуемых администрацией дошкольного учреждения, всем педагогическим коллективом при обязательном участии самих воспитанников и их родителей с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья детей, создания оптимальных условий для профессиональной деятельности педагогов. В слагаемые этого пространства входит все то, с чем воспитанники соприкасаются в течение дня. Это их взаимоотношения с родителями, со сверстниками, окружающая среда, учебный процесс и деятельность во внеучебное время. Здоровьесберегающая среда воспитывает, обучает, формирует представление о мире в сознании ребенка и остается как основа культуры человека и общества в целом. Заболеваемость же детей и окружающих их взрослых автоматически становится лишь показателем грамотно построенной среды, в которой обучаются и воспитываются дети и находятся взрослые [6,с. 192].
В основе здоровьесберегающей деятельности лежат следующие принципы оценки состояния здоровья личности :
1) системность (здоровье есть интегральная характеристика иерархического взаимодействия систем организма, формирующих его целостность);
2) функциональность (оценка состояния здоровья с учетом индивидуальных и возрастных особенностей; взаимодействия с факторами среды);
3) индивидуальность (формирование критериев диагностики и программ коррекции с учетом индивидуальных, в том числе генетических, особенностей);
4) историчность (оценка текущего состояния с учетом индивидуальных особенностей развития личности, этапа его онтогенеза) [1].
Содержание данной деятельности определяется ее функциями:
· системно-прогностической, призванной создать целостную систему оздоровления среды, определить перспективы и пути ее совершенствования, представить будущее состояние и развитие формирования здоровья;
· медико-психолого-педагогической, предусматривающей меры, направленные на формирование, сохранение, укрепление здоровья и создание престижа здорового образа жизни;
· ценностно-ориентированной, обеспечивающей ориентацию на здоровье как на одну из основных в аспекте общечеловеческих ценностей.
Структурирование воспитательно-образовательного процесса в учреждении должно строиться на основе здоровьесберегающей доминанты и использования в образовательном процессе новых форм и методов работы с детьми, педагогами и родителями в рамках единого комплексного оздоровительно-развивающего пространства.
Основными задачами, стоящими перед коллективом ДОУ в рамках данной деятельности являются :
· обеспечение необходимой медико-гигиенической и психологической информацией о здоровом образе жизни;
· вовлечение медицинских работников в просветительную работу и воспитательную деятельность;
· проведение профилактической и коррекционной работы с каждым субъектом образовательного пространства;
· использование средств и методов для диагностики и прогноза состояния психического и физического здоровья;
· выявление индивидуальных психофизиологических и соматических особенностей личности;
· разработка индивидуальных программ по коррекции психического и физического здоровья;
· систематический мониторинг за состоянием функциональных систем организма, психологического статуса и динамике адаптации к факторам внешней среды.
Основными направлениями являются: внедрение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий; воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни; приобщение педагогов и родителей к здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в ДОУ – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеформирования педагогического процесса в детском саду.
В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий [4] :
1. Медико-профилактические технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала детского сада в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств (организация мониторинга здоровья дошкольников, разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация здоровьесберегающей среды).
2. Физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка : развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
3. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка, обеспечивающие психическое и социальное здоровье дошкольника. Основная задача этих технологий – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией
данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе.
4. Технологии здоровьесбережения и здоровьеформирования педагогов дошкольного образования, направленные на развитие культуры здоровья педагогов ДОУ, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Реализация здоровьесберегающей деятельности в ДОУ возможна на основе использования схемы функционального взаимодействия специалистов различного профиля (психофизиолога, врача, психолога, педагога, специалиста по физической культуре) как на этапе проведения комплексной диагностики, так и при осуществлении коррекционных и развивающих мероприятий, включая средства и методы оптимизации образа жизни.
Таким образом, здоровьесберегающая среда дошкольного образовательного учреждения является результатом созидающей деятельности всех субъектов образовательного процесса.
Список используемой литературы:
1. Ахутина,Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход. - М: Школа здоровья, 2000.
2. Брехман, И. И. Валеология - наука о здоровье. - М., 1990. - 208 с.
3. Возвышаева И. В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и
нормативные аспекты / И. В. Возвышаева // Школа здоровья. – 2007. – №1. – С. 48 – 593.
4. Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии. – М. : ВАКО, 2007.
5. Митина Е. П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56.
6. Митяева, A.M. Здоровьесберегающие педагогические технологии. Учеб. пособие / A.M. Митяева. М. : Изд. центр «Академия», 2008.-192 с.
7. Терновская, С. А., Теплякова, Л. А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательн