ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВА
Игровое пособие «Поле чудес» как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. Без хорошо развитой речи, умения мыслить логически, нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
Публикация «Игровое пособие „Поле чудес“ как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Поле чудес. Сценарии мероприятий форме игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В последние годы увеличивается количество дошкольников с нарушением речи. У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе можно отметить маленький словарный запас, пассивность творческого воображения и мышления. Считаю, что формирование творческого воображения и мышления в рамках развития речи, будет заложено тогда, когда педагогом будут использоваться нетрадиционные материалы для развития потенциала речевой активности ребёнка.
На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование.
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.
Содержание педагогического опыта
В рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов при организации образовательной работы с детьми необходимо внедрение инновационных технологий. Так возникла идея создать пособие «Поле чудес», основанное на принципах наглядного моделирования.
При создании данного пособия использовались модели, предлагаемые Т. А. Ткаченко, И. В. Скворцовой, а также общепринятые обозначения и схемы (например, обозначение красным цветом гласного звука, синим – твердого согласного, зеленым – мягкого согласного и др.). Остальные модели придуманы самостоятельно, совместно с детьми.
Для создания пособия был изготовлен круг, диаметром 50см, с помощью самоклеящейся пленки он был разделен на сектора, в каждый из которых была помещена модель того или иного задания, используемого на различных занятиях по речевому развитию. В центре круга – легко вращающаяся стрелка, что напоминает барабан в игре «Поле чудес».
Цель пособия «Поле чудес», связанных с признаками объектов и изменением их значений, которые способствуют развитию речи.
Игровые упражнения с детьми по кругу этого пособия решают следующие задачи:
- формируют понятие признак, действие, предмет
- учат восприятию проявлений признака в конкретном объекте, его типичности и парадоксальности, нахождению причинно-следственных связей между объектами
- развивают познавательную активность
- развивают представления о сенсорных эталонах
- обогащают активный и пассивный словарь ребенка
- формируют способность решать проблемные ситуации.
Подробнее раскроем содержание секторов:
Сектор 1 - «Раздели слово на части» (деление слова на слоги)
Сектор 2 - «Назови детенышей животных»
Сектор 3 - «Скажи, живое или неживое»
Сектор 4 - «Назови слова-родственники» (образование однокоренных слов)
Сектор 5 - «Назови ласково».
Сектор 6 - «Употребление предлогов».
Сектор 7 - «Какое, какой, какая?»
Сектор 8 - «Четвёртый лишний»
Сектор 9 - «Назови четвёртое слово».
Сектор 10 - «Музыкальная пауза».
Сектор 11 - «Действие предмета».
Сектор 12 - «Веселый счет». (1, 2, 5)
Сектор 13 - «Один и много».
И последний сектор «Вопрос» - сектор сюрпризов для ребят и возможность для педагога включить в занятие любое другое задание, которого нет на столе.
Удобство данного пособия в том, что все задания можно использовать на любом речевом материале, при работе с любой группой звуков.
Это универсальное пособие, которое можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.
Работать с пособием «Поле чудес» не сложно.
Варианты выбора модели:
- Педагог объявляет задание – дети ищут соответствующую модель (вращая стрелку).
- Педагог выбирает модель (поворачивает стрелку) – дети рассказывают в чем суть задания.
- Дети сами выбирают модель (задание).
Надо отметить, что карточки являются так же достаточно востребованным и самостоятельным пособием, они очень удобны на индивидуальных занятиях в том числе по коррекции звукопроизношения.
Схема использования модели при работе над звукопроизношением: берем несколько слов на определенный звук и выполняем задание, затем на том же речевом материале выполняем другое задание (меняем карточку или поворачиваем стрелку).
Например: автоматизация звука Р, слова – рука, рыба, шар, сыр, ковер, нора, гора, дыра, перо.
Сектор «Скажи ласково» - ручка, рыбка, шарик, сырок, коврик, норка, горка, дырка, перышко.
Сектор «Один-много» - руки, рыбы, шары, сыры, ковры, норы, горы, дыры, перья.
Сектор «Мой или моя?» - рука, рыба, нора, гора, дыра - моя, шар, сыр, ковер – мой, перо - моё.
Самым большим достоинством данного пособия, помимо его универсальности, является то, что дети сами проговаривают формулировку задания, озвучивают свои действия, таким образом лучше осмысливая его. Например, дети говорят так: «Сейчас мы будем подбирать слово с похожим значением», «Мы образовывали новые слова, они более ласковые» или «Мы думали, как можно сказать про эти слова, мой или моя» и др. Конечно, такие ответы можно услышать ближе к середине или к концу учебного года, когда дети осваивают модели и эти ответы тоже являются результатом работы педагога.
Кроме всего выше сказанного хочется отметить, что детям дается возможность самим выбрать задание, которое они хотят выполнить, или, что добавляет элемент игры, довериться случаю и просто раскрутить стрелку. А ведь этого мы и добиваемся - повысить самостоятельность детей и за счет этого эффективность самих занятий.
Результаты:
Используя пособие «Поле чудес», у детей обогатился словарный запас, сформировались навыки словообразования и словоизменения, усовершенствовались предложно-падежные конструкции. Ребята научились решать проблемные ситуации. К различным заданиям дети подходят творчески, фантазируя, изобретая, они придумывают, что-то новое и интересное.
Список литературы:
1. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : ВЛАДОС, 1998.
2. В первый класс - без дефектов речи: Методическое пособие / Ткаченко Т. А. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.
3. Программа развития и обучения дошкольника. 100 логопедических игр. Для детей 4-6 лет / Скворцова И. В. – СПб. : Издательский Дом «Нева», М. : «ОЛМА-ПРЕСС ОБРАЗОВАНИЕ», 2003.