МААМ-картинки

Игровая терапия как средство социализации и поддержки семей с детьми с ОВЗ

сусанна иванова
Игровая терапия как средство социализации и поддержки семей с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Научная статья

УДК 376-053. 2:371.382

С. Е. Иванова

Государственное бюджетное учреждение «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья»,

Игровая терапия как средство социализации

и поддержки семей с детьми с ОВЗ

В Статье представлена работа по игровой терапии как средство социализации и поддержки семей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Обосновывается необходимость помощи в социализации семьи и детей с использованием комплекса игровых моделей как инструмента социализации их в обществе.

Публикация «Игровая терапия как средство социализации и поддержки семей с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

Ключевые слова: инклюзивное образование, игровая терапия, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Original article

S. E. Ivanova

State Budgetary Institution "Republican Rehabilitation Center for Children and Adolescents with Disabilities", Yakutsk, Republic of Sakha (Yakutia)

susannaivanova1986@rambler.ru

Play therapy as a means of socialization

and support for families with children with disabilities

The article presents work on play therapy as a means of socialization and support for families raising children with disabilities. The necessity of assistance in the socialization of the family and children using a set of game models as a tool for their socialization in society is substantiated.

Key words : inclusive education, play therapy, children with disabilities.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, дети - инвалиды, становятся причиной долгой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Действительно, рождение ребенка с отклонениями в развитии, ообнаружение у ребенка отставания развития и подтверждение инвалидности у родителей вызывает огромное стрессовое состояние, семья оказывается в психологически сложной ситуации. Часто семьи воспитывающие детей – инвалидов переживают изоляцию, остаются наедине со своим горем, никому не показывают слез, ищут в себе силы самостоятельно справиться с кризисом.

На сегодня по статистике 730 472 ребенка инвалида по Российской Федерации, из низ девочек - 308 867, мальчиков -421 605. И каждый год эта цифра увеличивается, лишь семь процентов детей рождается здоровыми.

Проблема социальной адаптации детей инвалидов и поддержка семей воспитывающих детей инвалидов является сейчас очень актуальным.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, дети - инвалиды становятся причиной долгой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Рождение ребенка с отклонениями в развитии у родителей вызывает огромное стрессовое состояние, семья оказывается в психологически сложной ситуации. Часто семьи, воспитывающие детей – инвалидов переживают изоляцию. В результате нарушается способность приспособления к социальным условиям жизни. На семью с ребенком-инвалидом накладываются медицинские, экономические и социально-психологические проблемы, которые приводят к ухудшению качества ее жизни, возникновению семейных и личных проблем.

Отмечается, что не все родители приходят к правильному решению. В результате нарушается способность приспособления к социальным условиям жизни.

С целью нашей работы является помощь семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, социализироваться посредством игровой терапии.

Задачи:

-Разработать комплекс игровых моделей, направленных на совместную с родителями социальную адаптацию детей с ОВЗ в современном обществе;

-Помочь родителям в формировании у детей навыков самообслуживания через сюжетно – ролевые игры;

-Формировать познавательный интерес детей к окружающей действительности средствами игровой терапии;

-Содействовать привитию у детей с ОВЗ навыков общения с другими детьми;

-Поддерживать семьи в социализации детей с ОВЗ.

Новизна практики заключается в подборе комплекса игровых моделей, направленных на совместную с родителями социальную адаптацию детей с ОВЗ в современном обществе. Находясь на занятии у специалиста, дети вместе с родителями обыгрывают предложенную модель, затем повторяют и развивают в дальнейшем в домашних условиях и в социуме. Игры проводятся в специально оснащенных кабинетах по игровой терапии под руководством квалифицированного специалиста. Мы предлагаем родителям освоить некоторые простые игровые техники. Когда взрослые играют с детьми, они сами как будто попадают в своё детство, становятся более непосредственными в общении, начинают лучше понимать своих детей. Игра имеет исключительное значение для психического развития ребёнка. Она позволяет ему сохранять и приобретать психическое здоровье, определяет его отношения с окружающими, готовит к взрослой жизни. Игра помогает ребёнку приобрести определённые навыки в той или иной деятельности, в том числе и в общении, усвоить социальные нормы поведения, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние. Игра обладает лечебным действием, избавляет от психотравмы, позволяя пережить травмирующие жизненные обстоятельства в облегчённой форме.

Игровая терапия как средство развития познавательных процессов:

-совершенствует навыки речи;

-развивает память (нужно запоминать правила игры, свою цель в ней, имена остальных персонажей);

-демонстрирует, как решать сложные жизненные ситуации;

-улучшает мыслительные процессы;

-расширяет кругозор об окружающем мире;

-обучает навыкам социальной адаптации;

-формирует адекватное психическое реагирование на события;

-вырабатывает способность к произвольному регулированию деятельности на фоне необходимости подчиняться общей системе правил.

Основыными критериями эффективности являются:

1. Приспособление детей и родителей к социальным условиям жизни;

2. Участие детей и родителей в социокультурных мероприятиях;

3. Формирование первых навыков самообслуживания и умения общения с другими детьми;

4. Формирование познавательных интересов у детей к окружающей действительности.

Комплекс игровых моделей состоит из двух блоков, с постепенным усложнением материала, которые подразделены на 3 уровня развития детей.

Основной задачей является перевод ребенка на более высокий уровень, исходя из освоения им данного материала. Комплекс модели игр рассчитана на 21 день в период реабилитации и абилитации.

Игры мы подразделили на сюжетно – ролевые, дидактические, театрализованные (драматизация, режиссерские).

1 блок – игровая терапия на базе реабилитационного центра, организованная игра проводится от 10-30 минут, исходя из уровня развития ребенка.

2 блок – игровая терапия организуется совместно с родителями, где ребенок самостоятельно выполняет поручение родителей.

Основные темы комплекса игровых моделей

Тема: СРИ: «В поликлинике»

Цель: формировать у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры медицинские инструменты и называть их; способствовать возникновению ролевого диалога, формировать чуткое, внимательное отношение к заболевшему вызвать сочувствие к заболевшим игрушкам.

Тема: «В боулинге»

Цель: познакомить детей с игрой боулинг. Дать детям основные правила игры. Упражняться в сильном и резком катании шара в кегли.

Тема: «На приеме у врача»

Цель: закреплять знания детей о профессиях: врача, медсестры, развивать активную связную речь, внимание. вызвать интерес к разным профессиям, к их значимости в нашей жизни.

Тема: «В магазине»

Цель: формировать у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры весы, кассу и называть их; способствовать возникновению ролевого диалога, формировать чуткое.

Тема: «В столовой»

Цель: развивать умение детей справедливо распределять роли в играх, согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников.

Тема: «В кафе»

Цель: развивать диалогическую речь детей, умение отображать в игре знания об окружающей жизни.

Развивать внимание и память, логическое мышление и воображение.

Работа с детьми-инвалидами осуществляется с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. Родители, опекуны, законные представители ребенка оказывают наибольшее влияние на развитие и перспективы его реабилитации.

После каждого занятия проводится индивидуальное и групповое консультирование родителей по вопросам психологического развития ребенка, чем бы они могли самостоятельно заниматься по рекомендациям специалиста.

Для лучшего освоения материала программы работа игровой терапии организована в тесном взаимодействии с родителями, опекунами, законными представителями. Используются различные упражнения и задания, нацеленные на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и поддержки семей воспитывающих детей - инвалидов. На каждого ребенка делаем индивидуальный маршрут реабилитации и абилитации по игровой терапии.

Все игры направлены на приспосабливание детей – инвалидов к жизни в обществе, на приобретение возможности учиться и трудиться. Игровая терапия является основным инструментом подготовки к какому-либо роду деятельности, учиться и быть приспособленным к жизни в обществе.

Игровая терапия от обычной детской игры отличается тем, что представляет собой организованную игровую деятельность в специально созданных условиях под руководством специалиста.

Игровая терапия проводится во время реабилитации ежедневно, 1 раз в день.

Форма реабилитационного занятия:

Индивидуальная — работа с одним ребенком;

групповая - от 2-5 детей.

Групповая игровая терапия организовывается только при условии сформированности у ребёнка системы базовых социальных навыков и коммуникативной направленности.

Основные методы:

-дидактические игры;

-сюжетно - ролевые игры;

-драматизация, импровизации.

Игровая терапия в детском возрасте позволяет эффективно социализировать ребенка в обществе.

Так как реабилитацию дети проходят вместе с родителями во многих случаях мы замечаем, что родителям необходимо наша поддержка в социализации своих детей. Многие родители не знают, как и с чего начать. В таких случаях игровая терапия для нас является самым эффективным средством в социализации детей.

Игровая терапия не менее полезной она оказывается и для взрослых. В нашей практике мы также применяем игровую терапию и с нашими родителями. В данном случае мы пользуемся сюжетно – ролевыми, ситуационными, дидактическими и подвижными играми.

Мы отметили, что такие совместные игры помогают снять напряжение, позволяют открыто выразить свои эмоции, снимают мышечные зажимы. Специалист посредством наблюдения за участниками игры может увидеть истинную психологическую проблему и работать с ней более целенаправленно. В таких случаях мы работаем совместно с психологами. Проводим совместные тренинги, мастер – классы онлайн, также оффлайн, что очень эффективно влияет на родителей.

В результате внедрения модели комплекса по игровой терапии :

1. Дети и родители приспосабливаются к социальным условиям жизни;

2. У детей формируются первые навыки самообслуживания и умения общения с другими детьми;

3. От родителей поступают многочисленные положительные отзывы;

Таким образом, игровая терапия может быть применена в работе в других реабилитационных учреждениях Российской Федерации как одна из эффективных методов работы в поддержке семей воспитывающих детей с ОВЗ. Так как этому способствуют систематически подобранные целенаправленные игры, имеющие социализирующее воздействие.

Список источников

1. Беттельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение я. М., Академический Проект, 2004, 783с.

2. Винникот Д. Игра и реальность. М., 2002,266с.

3. Джинотт Х. Групповая игротерапия с детьми. М., Эксмо, 2001.

6. Дорфман Э. Игровая терапия. Гл. 4 в кн. К. Роджерса Клиент-центрированная терапия. Рефл-бук, 1997.

7. Каттанах Э. Игровая терапия.

10. Лэндрет Г., Хоумер Л., Гловер Д., Свини Д. Игровая терапия как способ решения проблем ребенка. М. ,Воронеж, 2001.319с.

12. Мустакас К. Игровая терапия (Живые отношения). Речь,2000.281с.

16. Экслайн В. Игровая терапия. Эксмо,2000.472с.

Информация об авторах

С. Е. Иванова

Воспитатель, Государственное бюджетное учреждение «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья», г. Якутск, Республика Саха (Якутия)

Information about the Authors

S.E. Ivanova

Educator, State Budgetary Institution "Republican Rehabilitation Center for Children and

Adolescents with Disabilities", Yakutsk, Republic of Sakha (Yakutia)

Публикации по теме:

Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников»Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников» Тема: «Индивидуально-образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольников». Из опыта работы с детьми подготовительной.

Дидактические куклы — средство социализации детейДидактические куклы — средство социализации детей Дидактические куклы. Основной вид деятельности детей это конечно же игра. Она имеет очень большое значение в жизни детей. С помощью игры.

Фотоотчет «День веселых тигрят» в средней группе как средство поддержки детской инициативы»Фотоотчет «День веселых тигрят» в средней группе как средство поддержки детской инициативы» Жизнь в детском саду похожа на калейдоскоп:никогда нескучно, и каждый день несет в себе что-то новое, радостное и познавательное. Хочу.

Консультация для педагогов «Игровая песочная терапия в детском саду»Консультация для педагогов «Игровая песочная терапия в детском саду» «Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьётся разум» К. Г. Юнг Игровая песочная терапия известна русскоязычным специалистам.

Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Игровая терапия поможет детям лучше понять окружающий мир,прочувствовать отношения между взрослыми и сверстниками,увидеть мир совершенно.

Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольникаТрудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника "Воспитатель, если он желает счастья человеку, должен воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни". (К. Д. Ушинский) В процессе.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Детское волонтерство как средство эффективной социализации дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного.

Вечер досуга как средство социализации и коррекции дошкольников со сложными дефектами Вечер досуга как средство социализации и коррекции дошкольников со сложными дефектами. Социализация человека, а особенно детей, подростков,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровая терапия как средство социализации и поддержки семей с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 28 марта 2023 в 10:50
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровая терапия как средство социализации и поддержки семей с детьми с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем сусанна иванова (УИ 576556) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД