Татьяна Скрягина
Игровая ситуация «Тропинка в природу»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Направление: приобщение к социокультурным ценностям
Тема: «В ЗИМНЕМ ЛЕСУ»
Педагогическая цель: знакомить дошкольников с миром живой природы в зимнем лесу; вызывать чувство единения с окружающей природой; закрепить и обобщить правила экологического и безопасного поведения на природе; развивать стремление детей сохранять и укреплять своё здо-ровье; воспитывать бережное отношение к природе, к растениям и животным.
Публикация «Игровая ситуация „Тропинка в природу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2018
Целевые ориентиры: проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах исследовательской деятельности; обладает установкой поло-жительного отношения к окружающему миру; проявляет любознательность, задает вопросы; интересуется причинно-следственными связями; склонен наблюдать;обладает начальными знаниями о природном мире; обладает элементарными представлениями из области живой природы.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,«Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.
Средства реализации: Презентация по теме совместной деятельности; схема проведения опыта с перьями птиц, емкость с водой; перья водоплаваю-щих и не водоплавающих птиц; салфетки; лабиринт «Накорми зимующих птиц»; карточки с изображением корма для зимующих птиц: сало, семя подсолнуха, хлебные крошки, ягоды рябины; карточка с изображением зимующих и перелетных птиц, фломастеры, карандаши, мелки, наборы цветного танграмма, раскраски птиц, картинки с изображением перелетных и зимующих птиц на каждого ребенка.
Звучит аудиозапись «Звуки зимнего леса»
Воспитатель (В.).
Ребята, сегодня мы отправимся на прогулку в лес. Там мы будем наблюдать за птицами и животными. (Предлагает вспомнить правила, которые необходимо соблюдать в пути.)
Чтение стихотворения Е. Трутневой.
Лес и поле белые, белые луга.
У осин заснеженных ветви, как рога.
Подо льдинками крепкими дремлют воды рек.
Белыми сугробами лёг на крышах снег.
В. Есть приметы, по которым можно узнать о жизни лесных обитателей — это следы птиц, зайца, белки на снегу. (Дети рассматривают следы на снегу.)
В. Чей след? В какую сторону прошли животные?
Дети идут змейкой между деревьями, определяют, чьи следы оставлены на снегу, в какую сторону напра-вились лесные жители.
В. Ребята, можно ли увидеть в лесу птиц и животных? Каких? Чем они питаются? Где прячутся?
Предлагаю вам отгадать загадки.
Я по дереву стучу, червяка достать хочу. (Дятел.)
Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка —
Как начнутся холода, прямо с севера сюда. (Снегирь.)
Шуба серая — для лета, для зимы — другого цвета. (Заяц.)
В. Ребята, вы только посмотрите по сторонам:
Ребенок читает отрывок из стихотворения
Чародейкою Зимой
Околдован, лес стоит…
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
В. Тишина в лесу, а какой замечательный морозный воздух! Вы чувствуете?
(Проводятся дыхательные упражнения «Аромат».)
В. Смотрите-ка, дети, какие красивые снежинки летают в воздухе. Давайте поймаем снежинку и понюхаем её.
(Нюхают, делая шумные вдохи и выдохи, произносят: «Ах! Аро-мат! Аро-мат!»
Упражнения выполняются несколько раз.)
В. Чем пахнет в зимнем лесу?
Дети. Воздух пахнет свежестью, чистотой, прохладой.
В. А давайте пройдём дальше в лес.
Протаптывание тропинки, используя ходьбу приставным шагом.
В. Деревья находятся в состоянии покоя — «спят».
Давайте рассмотрим кроны деревьев и цвет коры,
полюбуемся деревьями в инее, красивым зимним пейзажем.
Обратите внимание, какая красивая ёлочка нам встретилась!
Поздоровайтесь с ней, рассмотрите её внимательно.
Ребята, давайте вокруг лестной красавицы протопчем тропинку и станем в кружок.
(Дети протаптывают дорожку, продвигаясь вперёд.
Вокруг ёлочки водят хоровод «В лесу родилась ёлочка».
Танцуют, кружатся, подпрыгивают.)
В. Ребята, хотите узнать, как зимуют звери? Отгадайте загадки:
Кто там в шубе меховой
Спит холодною зимой?
Он большой, но вот беда —
Лапу в рот кладёт всегда. (Медведь.)
В. Как называется жилище медведя?
Дети. Берлога.
В. Слушайте следующую загадку:
Зверька знаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке беленькой зимой,
А в шкурке серой — летом. (Заяц.)
В. Дети, как готовятся зайцы к зиме? (Ответы детей.)
А впадают ли зайцы в зимнюю спячку? Покажите, как веселятся зайцы зимой у Новогодней ёлки?
В. Ребята, а каких птиц можно встретить в лесу?
Зимой, когда глубокий снег покрывает землю и лютует мороз, птицам приходится трудно.
Вот почему в холодное время большинство птиц (вороны, снегири, синицы) перебираются ближе к жилью человека, где легче добыть корм.
Давайте вслушаемся в их голоса. (Можно включить звуковое сопровождение.)
В. А куда прячутся птицы от ветра и снега? (За ветви деревьев.)
Игра «Протаптывание тропинок».
Детям предлагается «нарисовать» свою тропинку, используя ходьбу прямо, боком, спиной вперёд и т. д.
В. Вот и закончилось наше путешествие в зимний лес. А теперь честно мне скажите, понравилось вам в лесу? Вижу, раскраснелись ваши щёчки, разрумянились. Что вам больше всего понравилось в лесу? А да-вайте для наблюдения срежем веточки и поставим их в воду.
А теперь по дорожке друг за другом возвращаемся в детский сад.
Благодарит и хвалит детей за старание.