Марина Филина
Игровая ситуация для старшей группы. Аппликация «Птицы на кормушке»
Птицы на кормушке»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», “Художественно-эстетическое развитие».
Программные задачи
Формировать умение выполнять аппликацию птиц на кормушке, различать, называть и использовать круглую, овальную формы и полукруги, желтый, красный и черный цвета. Развивать умение красиво располагать изображение на листе, передавать строение птиц : голова вверху сбоку туловища, хвост сзади, а крылья по бокам туловища.
Публикация «Игровая ситуация для старшей группы, Аппликация „Птицы на кормушке“» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Зернышки и ягодки для птиц. Рисование, лепка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кормушка для птиц. Аппликации
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Поделки. Мастерим с детьми
- Птицы, птички. Аппликации
- Старшая группа
- Темочки
Продолжать формировать умение аккуратно пользоваться ножницами. Закреплять умение выкладывать изображение и наклеивать его на фон: намазывать клей кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке, прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой. Формировать умение вырезать две одинаковые формы из бумаги, сложенной пополам, продолжать формировать умение складывать полоску бумаги, совмещая углы стороны, хорошо проглаживая линию сгиба, преобразовывать одни фигуры в другие. Закреплять умение вырезать круг из квадрата и овал из прямоугольника.
Способствовать переходу от накопленных представлений пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств по лексической теме «Зима. Зимующие птицы» : «кормушка», «птицы», «синица», «снегирь», «Зима», «снег», «снежинка», «снегопад», «гололед», «сугроб». Развивать зрительное внимание. Формировать первичные экологические знания, уточнять знания о сезонных изменениях природе (зима, осень). Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и упражнениях на координацию речи с движением.
Воспитывать желание заниматься аппликацией.
Планируемые результаты
Ребенок создает изображения аппликации на тему «Птицы на кормушке», выделяет и называет признаки предмета (цвет, форму). Готов соблюдать элементарные правила в играх. Проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Предшествующая работа
Работа по лексической теме «Зима. Зимующие птицы», наблюдение за птицами, кормление птиц на кормушке; рассматривание изображений снегиря и синицы, выявление сходства и отличий, уточнение строения формы частей тела этих птиц. Разучивание пальчиковой гимнастики «Покормите птиц» по стихотворению А. Яшина
Приемы работы
Рассматривание образца, показ воспитателя и ребенка, объяснение способов выполнения действия, индивидуальный показ, самостоятельное выполнение действий детьми, вопросы, указания, помощь, рассматривание детских работ, напоминание, совет, поощрение, художественное слово, упражнение, пальчиковая гимнастика.
Материал: мольберт, фланелеграф, картинки для упражнения «Что перепутал художник?» (зима, осень).
Демонстрационный материал: вариантные образцы (на тонированном листе бумаги наклеены синица и снегирь, формы для выкладывания птиц на фланелеграфе (овалы красного и желтого цветов для туловища, круг черного цвета для головы, клюв и глаз приклеены; 4 полукруга для крыльев и хвоста, полоска черного цвета для вырезания кругов для крыльев и хвоста, ножницы, клейстер в розетке, кисть и подставка под нее, клеенка, салфетка, поднос для обрезков.
Раздаточный материал: листы бумаги голубого цвета с нарисованной (приклеенной) кормушкой; для каждого - формы в розетке (овал желтого или красного цвета для туловища птицы, круг черного цвета для головы, полоска черного цвета для вырезания кругов для крыльев и хвоста, круг белого цвета для глаза, ножницы, клейстер в розетках, ножницы, кисти и подставки под них, клеенки, салфетки, подносы для обрезков.
Ход деятельности
Упражнение «Что перепутал художник?» (с сюжетными изображениями зимы и осени)
В о с п и т а т е л ь. Зимой птицам трудно искать корм. Мы можем им помочь? Как?
Ответы детей.
Пальчиковая гимнастика (по стихотворению А. Яшина «Покормите птиц»)
Покормите птиц зимой! Дети “сыплют крошки”.
Пусть со всех концов Разводят руки в стороны.
К вам слетятся, домой, Большие пальцы соединяют, остальными машут,
как крыльями.
Стайки на крыльцо. Соединяют кончики пальцев, изображая крышу дома.
Сколько гибнет их- не счесть, Держатся за голову и качают ею.
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть Прижимают руки к груди.
И для птиц тепло. Обнимают и гладят себя.
Приучите птиц в мороз Выставляют руки вперед ладошкой вверх.
К своему окну, “Рисуют” квадрат в воздухе.
Чтоб без песен не пришлось Складывают пальцы обеих рук щепоткой,
Нам встречать весну! “открывают и закрывают клюв”
Аппликация
Вызов интереса и постановка цели
Воспитатель. Отгадайте, какие птицы к нам прилетели.
Любит семечки и сало,
Во дворе с утра летала
Эта маленькая птичка.
Отгадайте, кто?
(Синичка)
Что за птицы? Не синицы.
Грудка алая горит.
На снегу уселись птицы,
Эти птицы —. (снегири).
Давайте выполним аппликацию синицы и снегиря на кормушке.
Рассматривание образца
Воспитатель выставляет вариантные образцы.
Воспитатель. Посмотрите, каких красивых птиц, синичку и снегиря, я сделала. Чем похожи синичка и снегирь?
Дети. У них есть голова, туловище, хвост, крылья.
Воспитатель. Чем отличаются синичка и снегирь?
Дети. Цветом оперения: у снегиря грудка красного цвета, а у синицы -желтого.
Воспитатель. Какой формы туловище синички и снегиря?
Дети. Овальной.
Воспитатель. Расскажите о голове синицы и снегиря: какой она формы, где расположена, какого цвета, что есть на голове.
Дети. Голова синицы и снегиря круглой формы черного цвета, расположена вверху, сбоку туловища. На голове круглый глаз и маленький треугольный клюв.
Воспитатель. Что больше по величине - туловище или голова птички?
Дети. Туловище больше.
Воспитатель. Расскажите про хвост синицы и снегиря: на что он похож по форме, где расположен, какого цвета.
Дети. Хвост похож на два полукруга, он черного цвета, расположен сзади туловища.
Воспитатель. Расскажите о крыльях синицы и снегиря: на что они похожи по форме, где расположены, какого цвета.
Дети. Крылья похожи на полукруги, они черного цвета, расположены по бокам или вверху туловища.
Воспитатель. Вот таких красивых птиц мы сделаем на кормушке.
Показ способов выполнения работы
Воспитатель. Посмотрите: у каждого в розетках лежат овал красного или желтого цвета и круг черного цвета. Для чего мы сможем использовать эти формы?
Дети. Чтобы сделать туловище и голову синице или снегирю.
Воспитатель. Чтобы сделать крылья, мы возьмем полоску черного цвета и сложим ее пополам.
Педагог напоминает прием складывания и вырезания формы.
Воспитатель. У нас получились два круга, их нужно разрезать пополам. Сначала сложу круг пополам и хорошо проглажу линию сгиба. Затем разверну круг и разрежу его по линии сгиба. Посмотрите: у меня получились два полукруга. Также нужно разрезать и другой круг.
В розетке у каждого лежит маленький белый круг. Как вы думаете, для чего?
Дети. Чтобы сделать глаз. Этот круг нужно приклеить на голову.
Воспитатель. А клюв вы можете вырезать из обрезков бумаги черного цвета. Воспитатель предлагает детям выложить синицу и снегиря на фланелеграфе, обращая внимание на расположение полукругов для изображения хвоста и крыльев, на разное расположение полукругов-крыльев - по бокам туловища или вверху туловища.
Воспитатель. Как наклеивать формы на фон, вы знаете и умеете это делать.
Закрепление последовательности выполнения работы
Воспитатель. Что вы сначала сделаете?
Дети. Вырежем все формы.
Воспитатель. Что будете делать потом?
Дети. Выложим изображение на листе бумаги.
Воспитатель. Что сделаете после этого?
Дети. Намажем формы клеем и приклеим.
Общие указания
Перед началом выполнения работы воспитатель громко и четко проговаривает общие указания.
Воспитатель. Полоски бумаги складывайте на столе, хорошо совмещайте углы и стороны, аккуратно проглаживайте линии сгиба.
Аккуратно работайте с ножницами.
Формы кладите на клеенку цветной стороной вниз и намазывайте клеем белую сторону формы.
Набирайте клей на кисточку, хорошо промазывайте клеем середину и края формы.
Не забывайте хорошо прижимать форму на фоне, лишний клей убирайте салфеткой.
Индивидуальные указания
В ходе выполнения работы детьми педагог советует, дает указания:
-как сложить полоску пополам и вырезать круг:
-как разрезать круг на две части;
-как положить формы на фон
- как положить форму на клеенку;
-как набирать клей на кисточку и наносить клей на белую сторону формы;
- как прижимать картинку к фону и убирать лишний клей салфеткой.
При необходимости педагог осуществляет индивидуальный показ на своем листе.
Анализ детских работ
Работы детей располагают на столе.
Воспитатель. Молодцы, как много птиц прилетело на наши кормушки! Найдите кормушки, на которые прилетели синицы (снегири). Найдите птиц, которые сидят на кормушке (клюют зерна, летят на кормушку). Найдите аккуратную работу. Найдите работу с ошибками.
Дети выполняют.
Итог
Воспитатель. Ребята, чем мы сегодня занимались? Что вам сегодня больше всего понравилось, показалось интересным? Что оказалось сложным?