Мария Шайкина
Игровая программа «Вместе весело играть»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая программа «Вместе весело играть»
для детей подготовительной к школе группы
Аннотация
Работа представляет собой методическую разработку сценария игровой программы «Вместе весело играть». При подборе игр для её проведения мы ориентировались на возрастные и индивидуальные особенности детей. Задания для конкурсов носят соревновательный характер. Некоторые игры были апробированы на музыкальных занятиях, прогулках, утренней гимнастике, а также при самостоятельной деятельности детей, другие детям не были знакомы.
Актуальность
Темочки:
1. Ведущим видом деятельности в детском саду по-прежнему остаётся игра.
2. Современные дети, включая дошкольников, приобщены к так называемым гаджетам, которые:
а) зачастую заменяют живое общение со сверстниками;
б) лишают возможности играть в подвижные игры, развиваться физически;
в) не дают адаптироваться в реальном, а не в виртуальном социуме
Исходя из вышесказанного, проведение игровых программ становится всё более актуальным. Детям необходимо двигаться, резвиться, порой покричать и потопать ногами. Это побуждает их к активной жизни, к раскрытию своего характера, формирует навык взаимодействия с такими же, как они, детьми.
Возрастной адресат игровой программы: дети старшей и подготовительной к школе группы.
Цель нашей игровой программы: создать условия для проявления соревновательной инициативы детей и их позитивного взаимодействия в команде со сверстниками и взрослым.
Возрастные особенности детей продиктовали следующие задачи:
1. Способствовать формированию чувства здоровой конкуренции
2. Стимулировать интерес к играм соревновательного характера
3. Развивать социально-коммуникативные навыки.
Оборудование и материалы:
- экран, ноутбук, медиа проектор, колонки, флэшка
- 2 мешка для жетонов
- жетоны с номерами
- цветик-семицветик из фетра, лепестки которого держатся на «липучке», чтобы лепестки можно было «отрывать»
- призы в 2-х прозрачных вазах,
- 2 корзинки, 2 совочка с прямыми стенками, 13-15 шариков
- 4 картонки размером листа А-4
- 4 конуса для старта и финиша
- шляпа
- ширма
- 4 куклы на руку
- «лапы» на резинках
Конкурсы:
1 Эстафета «Лапы на резинках»
2 «В лес пойдём, ягод наберём».
3 Эстафета «Переправься через болото»
4 «Кто загадку отгадает, тот конфетку получает».
5 «Со шляпой не танцуют».
6 «Бой со Змеем Горынычем»
7 «Кто танцует лучше?»
Музыкальное сопровождение:
1. Музыка для клоунов (по выбору музыкального руководителя)
2. И. Штраус. Полька-галоп «Трик-трак»
3. РНП «Барыня» в исп. оркестра народных инструментов
4. Кадриль (по выбору музыкального руководителя)
5. Летка-енка.
6. «Цыганочка»
Организационный и подготовительный этап.
В основном это изготовление реквизита. Реквизит дети с удовольствием делают сами: рисуют, красят, вырезают, склеивают. Изготавливаем из цветного фетра цветик-семицветик на твердом стебле из палочки. Помещаем на обороте каждого лепестка картинку, отражающую содержание предстоящего конкурса (у нас это соответственно: «лапы» на резинках, ягоды, лягушка, вопросительный знак, шляпа, Змей Горыныч и кукла би-ба-бо на руке). К процессу прикрепления картинок детей уже не привлекаем, иначе им будет неинтересно.
Преимущество таких игровых программ состоит в том, что они не нуждаются в пресловутых «репетициях» и «отработках». Это продиктовано целью их проведения. Кроме того, у ребят в этом возрасте уже сформированы двигательно-активные и социально-коммуникативные навыки, следовательно, они готовы к участию в таких программах. При подборе игр к данной программе мы провели мониторинг, основанный на методе наблюдения, наводящих вопросах и альтернативном выборе детей. Поощрялась инициатива детей при разработке сценария и включении в него их любимых игр. Однако среди игр должны быть и незнакомые им, что сохраняет эффект сюрприза, вносит дополнительный интерес и добавляет азарта. У нас таковыми были «лапы» на резинках, «Бой со Змеем Горынычем» и танцы с куклами. Соревнования с загадками и ответами в рифму даются для «разрядки» и чередования видов деятельности детей, поэтому, естественно, не предусматривают предварительного с ними ознакомления. В соревновании с башмаками клоуна вместо последних на новогоднем утреннике использовались лыжи, поэтому сам принцип детям понятен, и они действовали по знакомому образцу.
О структуре программы.
На наш взгляд, структура игровой программы тесно связана с ее темой и целью. Будет ли программа иметь четко выраженную направленность к своей кульминации и развязке? Обычно это бывает, если программа посвящена конкретному событию, а её автор придерживается определённого сюжетного «стержня». Или она будет состоять из равнозначных эпизодов? Либо это будет своеобразный «микст»? Определиться с этим необходимо заранее. В нашем случае это «Микст».
Причины такого предпочтения:
1. Все соревнования (кроме двух последних) могут взаимозаменяться без нанесения ущерба целостности программы.
2. Проведение программы оказывается доступным не только опытному, но и начинающему ведущему, который не будет волноваться из-за боязни перепутать порядок игр.
3. Универсальность микст-построения: логика перехода от одной игры к другой зависит только от того, насколько в «лёгком весе» находится ведущий.
4. Существует вероятность, что к концу программы дети несколько подустанут, поэтому желательным условием является размещение двух совершенно незнакомых конкурсов последними. В этом случае на них придется кульминация всей программы, что повысит интерес детей.
Ожидаемый результат
Мы предположили, что, если в начале игровой программы некоторые дети будут чувствовать себя неуверенно и скованно, то к концу её проведения это состояние пройдёт, и все будут активны и получат удовольствие.
Ход игровой программы (сценарий)
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами собрались, чтобы совершить путешествие в игровую программу, которая так и называется: «Вместе весело играть». Что ж, начнём? (Да)
Ведущий:
Дети - самый лучший в мире народ.
Сегодня вас интересное ждёт.
А именно: игры, разные забавы.
Давайте повеселимся вместе на славу.
Ведь весельчаки - это всегда приятно.
А злые и мрачные - поворачивайте обратно.
А чтобы лучше провести нашу затею,
Я предлагаю игровую лотерею.
Имеется 2 непрозрачных мешочка с картонными фишками, на которых цифры. Всем детям предлагается вытянуть фишку. Парные фишки остаются в другом таком же мешочке, для ведущего.
Ведущий: А теперь… Внимание! У меня в руках цветик-семицветик, на котором задуманы разные игры. Сейчас мы узнаем, какая игра будет первой.
Ведущий «отрывает» лепесток, переворачивает его. В зависимости от того, что там изображено, и проводится игра. Предположим, это «лапа» с резинкой.
Ведущий: Похоже на лапы. Попробуем надеть. А резинки для того, чтобы за них держаться и быстрее бежать.
Далее ведущий объясняет суть соревнования и показывает, как надевать «лапы».
Ведущий: Кто из вас смелый? А ну-ка, лотерейный мешочек, помоги мне!
Ведущий запускает руку в мешок и достаёт фишки с цифрами. Дети с парными цифрами выходят для участия в конкурсе. Чтобы дети не участвовали дважды, ненужные фишки складываются в приготовленные для этого коробочки.
1 Эстафета «Лапы на резинках»
Под музыку начинается соревнование. Дети ставят ноги в «лапы», оббегают стоящий на расстоянии примерно 6 метров конус, возвращаются назад, отдают «лапы» следующему ребёнку. Победившей команде предлагается выбрать столько шоколадных конфет, сколько было детей в команде. Проигравшая команда набирает таким же образом карамельки. Дети занимают свои места на стульях. Если счёт оказывается одинаковый, то награждаются все.
Ведущий: Какие замечательные ребята сегодня участвуют в соревнованиях!
А каким будет следующее соревнование, подскажет цветик-семицветик.
Ведущий «отрывает» лепесток. Допустим, на обороте оказывается изображение ягоды.
2 «В лес пойдём, ягод наберём».
Ведущий: Ребята, летом в лесах и на полянах созревают ягоды. У меня в мешочке лежат шарики. Они у нас будут исполнять роль ягод. Я приглашаю двух ребят (также с помощью жетонов) принять участие в соревновании «В лес пойдём, ягод наберём».
Ведущий из своего мешка на пол рассыпает нечётное количество шариков. По команде под музыку двое детей начинают собирать «ягоды» совочком каждый в свою корзину. Кто больше соберёт, тот и победитель. Шарики надо собрать все. Но руками их не трогать, а поддевать совочком, чтобы не испачкать руки.
По окончании соревнования ведущий вынимает из корзинок шарики, считая
вслух их количество. Победитель выбирает приз, а участник карамельку за старание. Если детей много, игра может повторяться несколько раз.
Ведущий: Ягоды мы собрали, что дальше? («Отрывает» лепесток, на его обороте лягушка.) Лягушка! А лягушка - это болото. Похоже, мы немного увлеклись сбором ягод и очутились у болота. Надо домой возвращаться, а идти в обход не хочется. А давайте на дощечках переберёмся через болото напрямую. Кто вперёд? (По цифрам на жетонах узнаём участников соревнований, которые встают каждый к своему старту).
Показывает: на одну картонку встаёт двумя ногами, берёт другую картонку, кладёт её рядом с первой, но с другой стороны по направлению к финишу. Затем он переступает на положенную картонку двумя ногами, берёт первую картонку и кладёт её рядом по направлению к финишу. Так он передвигается к финишу. Возле конуса берёт обе картонки в руки, оббегает конус, передаёт картонки следующему участнику. Действия повторяются.
3 Эстафета «Переправься через болото».
Ведущий кладёт на старт по две «дощечки». У нас это были листья кувшинок. По команде под музыку начинаются соревнования. Побеждает команда, которая первой переправится через болото. Старт обозначить цветной лентой, финиш конусом. Победитель получает приз, участник - карамельку.
Ведущий:
Все затеи хороши,
Все уймут зевоту,
Если делать от души
Нужную работу.
Потому даём совет:
Будь усердным в споре.
На вопрос - давай ответ.
Будешь первым вскоре.
Ведущий: Лепестков всё меньше! Посмотрим, что на них.
«Отрывает» лепесток, переворачивает. На обороте знак вопроса.
Ведущий: Что бы это значило? Наверное, нам хотят задать трудный вопрос. Что ж, давайте теперь начнём отгадывать загадки. Кто загадку отгадает, тот конфетку получает.
4 «Кто загадку отгадает, тот конфетку получает».
Загадки (Презентация с ответами в картинках)
Кто не трус и не трусиха,
Прокачу того я лихо.
У меня мотора нет.
Я зовусь… (Велосипед)
По волнам плывёт отважно,
Не сбавляя быстрый ход.
Лишь гудит машина важно.
Что такое?. (Пароход)
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое? … (Самолёт)
Чтобы я тебя повёз,
Мне не нужен овёс.
Накорми меня бензином.
На копытца дай резину.
И тогда, поднявши пыль,
Побежит (Автомобиль)
Далеко кто живёт,
Тот пешком не пойдёт.
Наш приятель тут как тут.
Всех домчит он в пять минут.
Эй, садись, не зевай -
Отправляется… (Трамвай)
Ведущий: Какие сообразительные ребята сегодня пришли к нам! Но давайте перейдём к следующему соревнованию.
Переход к следующему соревнованию происходит вновь с помощью лепестка цветика-семицветика (см. выше). На обороте лепестка нарисована шляпа.
Ведущий:
Надоело нам играть,
И давайте танцевать.
Но танцы необычные
И от других танцев отличные. Приглашаю вас на танец, который называется
5 «Со шляпой не танцуют».
Ведущий проводит танец-игру. Дети встают в круг, в середине круга стул. Шляпу передаём друг другу по кругу, сделав вокруг себя оборот. Музыка обрывается, и тот, у кого окажется шляпа, надевает её на голову, а сам садится на стул. Дети хором говорят: «Со шляпой не танцуют!» Музыка включается, дети снова танцуют, а тот, кто в шляпе, сидит с обиженным видом нога на ногу. С окончанием музыки он вновь встаёт в круг, и всё повторяется ещё несколько раз.
Ведущий прекращает игру. Последнему, кто оказался на стуле в момент окончания музыки, предлагается задание: сказать знакомую скороговорку три раза и не сбиться.
Ехал грека через реку,
Видит грека - в реке рак.
Сунул грека руку в реку -
Рак за руку греку цап!
Даже если ребёнок не совсем справился с заданием, то всё равно получает приз за волю к победе.
Ведущий: Ребята, а вы не устали играть? (Нет) Тогда я хочу предложить вам ещё игру.
6 «Бой со Змеем Горынычем» (игра командная)
Две команды изображают дружины русских богатырей. Им вручают шлемы, мечи и щиты. На расстоянии 5-7 м стоят стулья, к которым привязаны по три надувных шара, разрисованные под Змея Горыныча. По сигналу ведущего "богатырь" должен сесть на "коня", доскакать до "Змея" и "срубить" ему одну голову, а затем вернуться в команду все также на коне. В бой вступает второй. Та дружина, которая быстрее победит Змея Горыныча, побеждает в конкурсе.
Ведущий приглашает помощника. Достают лепесток, на его обороте картинка: кукла на руке.
Ведущий достаёт из ящика куклу:
Ребята, смотрите,
Сегодня к вам без всякого приглашения
Пришли куклы разные для поднятия настроения
Все куклы пляшут,
Ручками машут,
Рады нашей затее.
Так начнём играть поскорее!
7 «Кто танцует лучше?»
Ведущий приглашает или выбирает с помощью игровой лотереи участников кукольного представления. Детям - артистам вручается по одной кукле. Ребёнок надевает куклу себе на руку. По очереди каждая кукла под музыку исполнят свой танец. У нас это «цыганочка», «барыня», кадриль, летка-енка.
Задача детей как можно красивее и правильнее под музыку двигать куклами. После завершения танца все артисты выходят и вместе с куклами перед занавесом кланяются. Дети-зрители сами определяют, кто лучше всех танцевал. Лучший получает приз, а остальные получают карамельку. Лучшего можно определить по длительности или громкости хлопанья в ладоши.
Ведущий: Пока плясали с куклами - артистами, мы не заметили, как наша игровая программа подошла к концу. Она называлась «Вместе весело играть». Мы играли ВМЕСТЕ?
Ответ детей: Да!
Ведущий: Мы играли ВЕСЕЛО?
Ответ детей: Да!
Ведущий: Ну, что ж, значит, наша встреча удалась.
Программа завершена.
Пожелания коллегам по проведению игровой программы.
1. По возможности привлекайте детей к изготовлению реквизитов.
2. Музыку подбирайте «отечественного производства».
3. Не заостряйте внимание детей на призах. Помните: главное при проведении конкурсов - это не призы, а здоровое соревнование, совместное участие и полученное от этого удовольствие.
Спасибо, и удачи всем.