Ольга Купцова
Игровая обучающая ситуация «Путешествие в Африку» в подготовительной к школе группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая обучающая ситуация
«Путешествие в Африку».
(типа путешествия)
Тема недели «Животные жарких стран».
Задачи:
1) Уточнить представления детей о животных жаркой страны: внешний вид, характерные особенности; формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания. («Познавательное развитие»)
Публикация «Игровая обучающая ситуация „Путешествие в Африку“ в подготовительной к школе группе,» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
2) Уточнить и расширить представление детей с правилах поведения в общественных местах, в природе; воспитывать эмоционально - ценностное отношение к миру природы, экологическую культуру. («Социально-коммуникативное развитие»)
3) Совершенствовать диалогическую форму речи, обогащать и активизировать словарь по теме (пустыня, саванна, оазис,тропические леса, развивать умения детей образовывать притяжательные прилагательные («Речевое развитие»)
Методы и приемы:
-практические: игровые упражнения, пальчиковая гимнастика,динамические паузы (имитации поездок на разных видах транспорта, физминутка «Обезьянки на полянке»;
-наглядные : мультимедийные игры: «Какие звери спрятались на картинке», «Чей хвост?», «Кто лишний?», рассматривание глобуса, иллюстраций по теме ;
-словесные : ситуативные беседы по теме, вопросы, загадывание загадок, чтение стихов, песенка- игра «У жирафа - пятна.» ,
Материалы и оборудование: игрушка обезьянка Микки, мультимедийное оборудование, глобус, иллюстрации по теме, корзина с бананами;бумажные «рюкзаки», картинки с изображением лёгкой летней одеждой, головных уборов, солнцезащитных очков, крема от загара, мази от насекомых, аптечки, бинокля и фотоаппарата, засушенных фруктов и орехов, бутылки воды; аудиозаписи, макет корабля, игрушка крокодил.
Содержание :
-Ребята, послушайте, что я вам сейчас расскажу:
“Приплыл по океану
Из Африки матрос,
Малютку-обезьяну
В подарок мне привез.
Сидит она, тоскует
Весь вечер на пролет
И песенку такую
По-своему поет:
“На дальнем жарком юге,
На пальмах и кустах
Визжат мои подружки,
Качаясь на хвостах.
Чудесные бананы
На родине моей.
Живут там обезьяны
И нет совсем людей”
Ребята, давайте поздороваемся и познакомимся с обезьянкой. Обезьянка говорит, что её зовут Микки. Дети называют свои имена.
Посмотрите, ребята, какая обезьянка грустная. Она тоскует, очень хочет на свою родину.
Ребята, поможем обезьянке Микки вернуться на ее родину?
А знаете ли вы, где живут обезьяны (ответы детей)
Попробуйте сами найти Африку на карте (на глобусе)
Послушайте наш маршрут:
“Доплывем до Занзибара,
Поплутаем по Сахаре,
Поглядим Килиманджаро,
Погуляем с Гиппопо. ”
Ребята, посмотрите, изображая на карте Африку, использовали много желтого цвета. Как вы думаете, что обозначает желтый цвет?Африка – царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка. А на каком транспорте мы сможем добраться до Африки? Кто был внимательным, тот сейчас нам скажет, на чем мы отправимся в путешествие. (на корабле) Игровое упражнение «Собираемся в дорогу» : готовим рюкзаки с лёгкой летней одеждой, обязательно панамки от солнца, солнцезащитные очки, крем от загара, мазь от насекомых, аптечку, бинокли и фотоаппараты, засушенные фрукты и орехи, а самое главное – воду. Почему? (Ответы детей) Беседа о возможных непредвиденных обстоятельствах, опасностях, таящихся в незнакомой местности.
Как вы думаете, какое самое главное правило надо соблюдать на корабле?
(Не перегибаться через борт)
Итак, в путь! Плыть предстоит несколько дней. Как вы думаете, почему так долго (путь не ближний, да и идет корабль сравнительно медленно). Во время «плавания» воспитатель, играющий роль опытного путешественника, выясняет, что дети знают об Африке, животных, которые там обитают (слон, жираф, лев, обезьяна, крокодил).
Вот мы и добрались до Африки. В Африке много пустынь.
Что такое пустыня, как вы думаете? (пустыня от слова пусто, пустынно) Воспитатель сообщает, что африканская пустыня Сахара самая большая на планете, это самое жаркое место на Земле. Но жарко только днем, а ночью бывает холодно. Песчаные бури, горячие ветры, невыносимая жара и отсутствие воды - это очень тяжелые условия для жизни. Здесь трудно жить всем: растениям, животным, людям.
Совершим небольшую прогулку по пустыне. Здесь дуют горячие ветра, годами не бывает дождей.
Кажется, что в пустыне не может быть животных. Но, посмотрите, что за чудеса. Прямо на нас движется медленно высокое животное с большим горбом на спине.
“Зверь я горбатый,
Нравлюсь ребятам”.
Кто это? (верблюд, показ иллюстраций)
Верблюда называют кораблем пустыни. Почему, как вы думаете? (движения плавные, как у корабля). Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и выносливые животные. Почему им не жарко в пустыне (Длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей).Песок очень горячий, что обжигает ноги. Чем защищены они у верблюда? (копытами)Какие они у верблюда? (На ногах толстые мозоли, чтобы верблюду было удобно ходить по песку).Они должны быть широкими, чтобы “корабль пустыни” не проваливался в песок. Когда ветер в Сахаре поднимает песок, становится трудно дышать, ноздри могут закрываться с помощью специальных мускулов. И уши устроены так, что песок не набивается в них. Они маленькие и заросшие волосками.
В пустыне очень скудная растительность. Ребята, скажите, могут ли здесь жить обезьяны? (нет)Почему вы так думаете? (нет деревьев, растительности, бананов).Скажите, а где могут жить обезьяны? (в джунглях)Давайте отправимся дальше.
Садитесь на верблюдов, поедем дальше. (имитация поездки, аудиозапись)
Жарко в пустыне! Так жарко, что можно поджарить яичницу на раскаленных солнцем камнях. Очень хочется отдохнуть где-нибудь у воды, в тени. И вдруг перед нами появляется небольшое озеро. Это – оазис с плодородной почвой, где вокруг источников или вдоль рек растут сады, финиковые пальмы (показ иллюстрации).Финики питательные, сладкие. Их с удовольствием едят и верблюды. Косточки – это их любимое лакомство.
Вода здесь ценится на вес золота. Ребята, отдохнем на берегу озера! (да)
Наша обезьянка Микки тоже очень хочет передохнуть.
Давайте искупаемся, позагораем. (под релаксационную музыку – купание)
Ну, вот передохнули, отправляемся дальше, нас ждут автомобили.
Возьмите “рули” управления! Поехали. (делают небольшой круг и по кругу 2-3 раза). Пустыня осталась позади.
Впереди - Африканская саванна (показ иллюстрации).
Чем покрыта земля в саванне? (травой).
Она здесь всегда густая: желтая сухая, когда нет дождя и зеленая сочная после дождей. Кое-где растут гигантские деревья. Это баобабы (показ иллюстрации). Это удивительные деревья, при небольшой высоте, имеют очень толстый ствол, который достигает в диаметре) метров. Чтобы его обхватить нужно взяться за руки всей группе детского сада.
Климат в саваннах сезонный, засушливый период сменяется дождливым.
Ствол баобаба перенасыщен водой. Зачем это дерево накапливает воду? (чтобы в засушливый период питаться своими запасами).
Сделаем прогулку по саванне, понаблюдаем за ее обитателями.
Не успели мы ступить на землю, как послышался грозный рык. (аудиозапись)
Что за зверь рычит? (лев, показ иллюстрации).
Это царь зверей – лев.
Где же он, почему мы его не видим? (цвет шерсти позволяет быть незаметным среди желтой сухой травы).
Почему льву важно быть незаметным? (он хищник, выслеживает добычу)
На охоту ходят, как правило, львицы. Они более подвижны, ловки, более удачливы в охоте. Львы Тяжелы, неторопливы, склонны к царственной лености.
А чем внешне отличаются львы от львицы? (у льва большая пушистая грива, а у львицы ее нет).
На кого охотятся львицы? (их добычей становятся зебры, жирафы, антилопы, газели (показ иллюстраций).
В саванне очень трудно спрятаться, там нет густых зарослей.
Как же животные спасаются от хищников? (зебры, газели, антилопы очень быстро бегают).
Загадка: “Что за коняшки, на всех тельняшки” (зебра).
Вот львица охотится на зебру. Зебра убегает с большой скоростью. Однако, львица тоже хорошая бегунья и может догнать зебру.
Что делать зебре? (защищаться)
Средство защиты зебр – удар копытами. В полете, зебра бьет врага задними ногами. Такой удар может сильно навредить хищнику.
Зебра очень игрива, грациозное животное, каждая покрыта полосками и они не повторяются.
Львы не дают травоядным животным (стадам антилоп, буйволам, зебрам, слонам, жирафам) размножаться в больших количествах, спасая растительный мир от полного уничтожения.
“Тут входит голову задрав
Не потому, что важный граф
Не потому, что гордый нрав
А потому, что он (жираф) (показ иллюстрации).
В саванне живет самое высокое животное на земле.
Почему же жираф выглядит гордо и важно? (у него длинная шея, ноги).
Высота жирафа 6 метров, он ростом с 2-этажный дом, половина высоты приходится на шею. Зачем ему такая шея? (легко достает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья).Посмотрите у жирафа передние ноги длиннее задних, а хвост длинной в метр. Рядом с жирафом пасутся зебры, антилопы, страусы, газели. Чем привлекает их жираф? (высокий рост, чуткие уши и зоркие глаза помогают ему увидеть хищника и объявить всем тревогу).Глаза у жирафа так посажены, что не поворачивая голову, он видит все вокруг. Ребята, а вы хотите погулять по саванне и поиграть вместе с жирафами и зебрами? Тогда становитесь в круг.
( Песенка-игра: «У жирафа пятна пятна…»)
“Есть очень много рогачей
В зоопарке и в лесу
У всех рога на голове
А у него лишь на носу” (носорог, показать)
Огромен носорог от двух до четырех метров в длину, весит до 4 тонн. Его тело покрыто толстой кожей грязно-серого цвета.
А что у него на лбу? (рог)
Плохо приходится тому, кто встанет на пути, в гневе носорог может сокрушить кого угодно. Но стоит при приближении животного отойти немного в сторону и носорог промчится мимо, видит он плохо. Днем носороги спят в зарослях, а ночью отправляются на прогулку. Слух у них превосходный, а едят они траву, листья, корни растений.
А вот Африканские гиганты.
Узнали вы их? (слоны, показать иллюстрацию)
Как вы думаете, осмелится лев напасть на слона? (нет, слон – могучее, очень сильное животное, льву с ним не справится).
Самое удивительное у слона – хобот.
Что делает им слон? (с помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет, поливает себя водой).
Он переносит очень толстые деревья. Хоботом слон защищается от врагов, выражает нежность, поглаживает с любовью своих детенышей.
В саванне есть небольшое озеро – это водопой.
Что такое водопой? ( У водопоя собираются все животные саванны: напиться, искупаться).
Вот подошел лев.
Как он пьет? (лакает, показать)
Медленно, осторожно приближается жираф.
Как дотянуться ему до воды? Они такие высокие, а вода низко (жирафы широко расставляют в стороны, чтобы дотянуться до воды (имитируют)
Еще более осторожно подходят зебры, антилопы, газели. Они всегда на чеку. (имитируют).
Слоны никого не боятся. Торжественно они подходят к воде и пьют.
Как они это делают? (хоботом слоны набирают воду и отправляют ее в рот. Поливают себя и друг друга водой, охлаждаясь) (имитируют).
Вдруг из воды показались глаза, уши и ноздри огромного зверя.
Кто это? (бегемот (показать иллюстрации)
А наше путешествие продолжается.
Что мы видим еще на карте коричневого цвета? (показываю горы)
Всеми оттенками коричневого цвета изображены горы.
Это – Килиманджаро. (показываю на карте).
А знаете, ребята, что в Африке не только жара и солнце, в Африке протекают красивые полноводные реки: Нил и Конго, Озера: Виктория, Чад.
“А по реке плывет бревно
Ох, и злючее оно
Тем, кто в речку угодил
Нос откусит…” (крокодил, показать иллюстрацию)
Игра «Берегись крокодила»
Теперь двигаемся дальше. Появляется все больше растений. Проходить становиться труднее и труднее. В некоторых местах вообще только с топором. Да это же — влажные тропические леса. Сколько здесь интересного!
Вот, например, любимое лакомство обезьян. Что это? (Бананы) Показ картинки. А на чём растут бананы? (На пальме)
Посмотрите, ребята, как повеселела обезьянка Микки. Чему радуется обезьяна?
Вы не догадываетесь, почему? (она вернулась на родину, здесь ее подруги; здесь растут бананы.)
Давайте вместе с обезьянкой проведем физминутку «Обезьянки на полянке»
Обезьяна: Большое спасибо ребята, что помогли мне вернуться домой в джунгли, я бы никогда без вас не добралась. Теперь я быстро найду своих подруг, взобравшись по лианам на высокие деревья. Ведь мы любим резвиться, висеть на хвостах, качаться, прыгать по деревьям.
Ребята, смотрите, как ловко обезьянка взобралась на пальму, давайте и мы с вами попробуем взобраться по лианам на пальмы (проведем пальчиковую гимнастику).
Пальчиковая гимнастика “Лианы”
“Там, где с деревьев свисают лианы,
Разные в джунглях живут обезьяны:
Лазают там шимпанзе, павианы,
Есть и гориллы орангутанги”.
Ой, ребята, а куда же делась обезьянка?
Пока мы с вами веселились все звери спрятались и оставили только свои мордочки. (показать маски животных)
Д/игра «Отгадайте, где чья мордочка? (львиная, крокодилья, обезьянья, слоновья, тигриная, черепашья).
Д/игра «Чей хвост». (Дети рассматривают и определяют, к какому животному принадлежит хвост.)
Теперь знаете хорошо обитателей Африки.
Воспитатель: Ой, смотрите, обезьянка передала вам свои подарки в корзинке.
А, что это? (достаю,читаю записку из корзинки)
«Огромное спасибо, ребята, за то, что помогли мне. Я очень надеюсь, что вам понравилось путешествие по Африке. Желаю успеха! До свидания! Обезьянка Микки».
Ребята, мы помогли обезьянке и нам пора возвращаться домой. На чём мы отправимся?Да, на самолёте мы сможем быстрее вернуться в детский сад. Полетели. Имитируем полёт.
Друзья! Закончилось наше путешествие по Африке, и мы оказались в детском саду. Мы привезли с собой много впечатлений и подарки от обезьянки Микки.
ИТОГ:
Ребята, скажите, понравилось вам наше путешествие?
Где мы побывали? (перечисляют)
Дети обмениваются впечатлениями, «проявляют фотографии»(рисуют рисунки).