Гюльнара Балабековна
Игровая деятельность как средство формирования и расширения знаний дошкольников о мире профессий
Пищикова Гюльнара Балабековна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида» №93
Воспитатель
Адрес электронной почты: pishchikova83@mail.ru
Аннотация.
В статье рассматриваются вопросы актуальности ранней профориентационной деятельности с детьми дошкольного возраста, описываются основные принципы, положения и структура комплексной программы профориентации дошкольников; даётся перечень психолого-диагностических методик для сопровождения реализации программы; приводятся предполагаемые результаты профессионального просвещения дошкольников.
Публикация «Игровая деятельность как средство формирования и расширения знаний дошкольников о мире профессий» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Темочки
Ключевые слова.
Психическое развитие, игровое взаимодействие, профессиональные компетенции, ранняя профориентация.
Игровая деятельность как средство формирования и расширения знаний дошкольников о мире профессий
Вопрос организации игровых отношений детей дошкольного возраста рассматривается в психолого-педагогической литературе достаточно подробно. Так, концепция социально-исторической обусловленности игры разрабатывалась Л. С. Выготским, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и др. В их работах игра характеризуется как важное культурное образование, которое создано социумом в ходе его исторического развития. С точки зрения Д. Б. Эльконина, «игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, то есть возникает из условий жизни ребенка в обществе» [63].
Игра для ребенка дошкольного возраста является ведущей деятельностью, которая определяет его психическое развитие. В игровом взаимодействии возникают основные новообразования данного этапа детства. Особенность детской игры заключается в том, что она имеет замещающий характер по отношению к деятельности взрослых и служит средством, которое реализует желание ребенка участвовать во «взрослой» жизни.
Для развития игровой деятельности ребенку дошкольного возраста необходимо взаимодействие с взрослыми и другими детьми, в процессе которых он приобретает способы и навыки совместной игры. Необходимым условием любой деятельности является управление своим поведением, и, именно, в играх со сверстниками дети этому учатся.
Полноценное развитие игры может проходить только при условии передачи детям на протяжении всего дошкольного возраста постепенно усложняющихся способов игровой деятельности. Игра дошкольников является многоплановым, многопластовым образованием, которое порождает разные типы детских отношений: сюжетные (или ролевые, реальные (или деловые, межличностные отношения.
Прежде чем перейти к анализу игровой деятельности детей, рассмотрим основные признаки любой детской игры. Какой бы не была игра, в каждой из них ребенок играет какую-то роль, совершает определенные игровые действия по определенным правилам. Еще одной важнейшей особенностью игры является «воображаемость» игровой ситуации (рисунок 1).
Основным видом игры ребенка является сюжетно-ролевая игра. С. Л. Рубинштейн говорил о том, что сюжетно-ролевая игра – спонтанное проявление ребенка, и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты: эмоциональная насыщенность, активность и увлеченность детей, творчество, самостоятельность.
Именно в сюжетно-ролевых играх закладываются нормы и правила поведения, составляющие основу развития нравственности дошкольника, его умения общаться в коллективе своих ровесников, взаимодействовать со взрослыми. В сюжетно-ролевой игре дети объединяются вокруг общей цели, задания, также их объединяют радость, огорчение, переживания за общее дело. В ней имеет место распределение ролей, обязанностей, согласованность действий.
Уже из самого названия понятно, что сюжетно-ролевая игра – это игра, развивающаяся по определенному сюжету и предполагающая распределение ролей. Примером сюжетно-ролевой игры может служить игра в «дочки-матери», когда один из детей изображает ребенка, а другой – его маму. В сюжетно-ролевых играх дети могут изображать разнообразные знакомые им ситуации, например, «Магазин», «Парикмахерскую», «Кафе» и др. Как правило, такие игры интересны для детей раннего дошкольного возраста, но, постепенно, по мере взросления дети оказываются уже достаточно подготовленными для игр, более высокого уровня.
К этой категории можно отнести театрализованные игры или «деятельность по моделированию биосоциальных отношений, внешне подчиненную сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках». Театрализованная игра позволяет ребенку создавать более сложные образы. Огромный потенциал театрализованных игр отмечал еще Л. С. Выготский, писавший, что «…наряду со словесным творчеством драматизация, или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества».
Когда речь идет об играх для дошкольного возраста, часто используют выражение – игры с элементами театрализации. Действительно, довольно сложно поставить с маленькими детьми полноценный спектакль, однако огромный потенциал театральной деятельности можно использовать в обычных играх, например, в играх-этюдах, речевых упражнениях, ролевых играх. Этюды могут быть направлены на выражение основных эмоций или, например, жестов, а могут в качестве задания предполагать воспроизведение каких-либо черт характера или специфических действий.
Другая форма игр, которые могут использоваться в процессе ранней профессиональной ориентации – дидактические игры. Они также исключительно разнообразны. Можно выделить следующие, наиболее распространенные виды дидактических игр.
Игры – путешествия – отражают реальные факты или события, но путем раскрытия обычных фактов, через необычную форму. Цель игры-путешествия –придать познавательному содержанию эмоциональность, сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими.
Игры – поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но они обычно проще по содержанию и короче по продолжительности. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: помочь игрушке или сказочному герою, совершить определенные действия и т. п.
Игры – загадки. Широко используются для проверки знаний. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно разгадать. Главной особенностью загадок является логическая задача, активизирующая умственную деятельность дошкольника.
Игры – беседы или диалоги основываются на общении воспитателя с детьми. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто обращается к воспитанникам не «от себя», а от какого-либо персонажа. Задача игры беседы возбудить любопытство ребенка, активизировать его познавательную деятельность. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то.
Перечисленными типами игр не исчерпывается весь спектр возможных дидактических игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в «чистом» виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.
Несмотря на все разнообразие форм игровой деятельности и способов их реализации, они должна отвечать определенным требованиям (рисунок 2).
Все рассмотренные виды игр могут найти свое применение в процессе формирования представлений о мире профессий. Так, например, осознать значимость труда ребенку помогают разнообразные дидактические игры, моделирующую структуру той или иной деятельности. Например, игра «Собери набор повара» предполагает, что ребенок собирает из имеющихся в наличии предметов, которые могут использоваться в разных профессиях, те, которые, по его мнению, могут быть необходимы повару. Естественно, что у этой игры может быть множество вариаций.
Настольно-печатные игры позволяют познакомить ребенка с разными профессиями и предметами труда. После того, как ребенок достаточно информирован, можно предлагать в качестве игры: подбор картинок, например, в паре профессия – инструмент (повар – кастрюля; сварщик – маска; шофер – машина и др.); подбор картинок по общему признаку, например, «Что нужно повару (доктору, слесарю, программисту, портнихе и др.); составление разрезных картинок по профессиональной тематике.
Огромным потенциалом обладают словесные игры. В такой игре воспитатель может рассказать детям о новой профессии или проверить их знания.
Для систематизации детских представлений о мире профессий, формирования ценностного отношения к трудовой деятельности могут использоваться сюжетно-ролевые игры. Они могут быть как простыми (игра в доктора, игра в школу, игра в строителя и др., так и более сложными, с заданным сюжетом, требующим от детей более сложных имитационных действий. Например, игра «детское кафе» покажет детям не одну конкретную, а несколько профессий (администратор – встречает, официант – подает еду, повар – готовит салат, а кондитер – печет торт). Подобных вариантов также можно разыграть множество. По сути каждую новую, узнаваемую детьми профессию можно обыграть в сюжетно-ролевой игре. Например, игра «Собираемся на Луну» может показать ребенку, что есть конструктор, который придумывает космический корабль; инженеры и рабочие, которые его строят; космонавт, который поведет этот космический корабль; члены экипажа, которым тоже можно присвоить самые разные роли (кто может понадобиться в дороге? – врач, штурман, который покажет, как выбрать верный путь и др.). Выбор темы игры и ее сюжет во многом зависит от возраста и уровня развития ребенка.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации.
Профориентационную роль могут играть и театрализованные игры, правда их тематика должна быть тщательно продумана. Театрализованная игра позволит детям выразить свое личное отношение, проявить эмоции, передать действия не только с помощью слов, но и жестов, движения, пения, танца. Когда речь идет о театрализованной игре, ребенок может участвовать на определенном уровне в выработке замысла игры, формировании и обсуждении сюжета, в выборе роли или ролей, которые он может представить (сыграть).
Таким образом, завершая анализ роли игр как инструмента профессиональной ориентации мы можем констатировать следующее:
– игра представляет собой особый вид человеческой деятельности. Обычно игра противопоставляется труду, поэтому считается формой непродуктивной деятельности. Главная цель игры состоит в получении определенных эмоциональных переживаний ее участниками. Однако игры выполняют не только развлекательную функцию, но и позволяют воспитывать и обучать дошкольника, развивать его индивидуальные особенности, воображение, фантазию. В игре появляются и закрепляются новые интересы и мотивы деятельности ребенка;
– игры могут найти широкое применение в процессе ранней профориентации дошкольников. Большим профориентационным потенциалом обладают все виды игр: сюжетно-ролевые, игры театрализации, дидактические игры и другие виды. Они способствуют информированию ребенка о разных профессиях, расширяют кругозор, стимулируют его познавательную активность. Сюжетно-ролевые игры и игры театрализации позволяют ребенку имитировать различные виды деятельности, формируют мотивацию к труду, позволяют выявить личные склонности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ДмитроваН. М. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Москва : Просвещение, 2005.
2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону,
2006.
3. Канаваленко С. А. Нравственно-трудовое воспитание дошкольников. Москва, 2002.
4. Авдеев В. П. Введение дошкольников в мир профессий. Москва : Изд-во «Николаев», 2004.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).