Елена Парусова
Игровая деятельность детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая деятельность детей младшего возраста
«Игра — в значительной степени основа всей человеческой культуры.»
Анатолий Васильевич Луначарский
В дошкольном возрасте игра – главный вид деятельности детей. Ребенок проводит в игре много времени. Игра, являясь формой детской самостоятельности, имеет собственные законы развития. В игре формируется память, сенсорные процессы, моторика, многие способности, качества личности, причем формируется, иногда легче, чем в трудовой и учебной деятельности. Игра – практика развития.
Публикация «Игровая деятельность детей младшего возраста» размещена в разделах
Я работаю в первой младшей группе 6 лет. Каждый год я набираю новую группу детей. Отрываясь от дома, мамы, папы дети попадают в коллектив. И от того как я их здесь встречу зависит их адаптационный период. Одна из основных задач адаптационного периода – это формирование чувства уверенности в окружающем мире. Для этого, я считаю, необходимо познакомить детей с окружающей средой, что в основном организуется в форме развивающих игр, где от взрослого требуются знания и выполнения определенных условий. Первое, что я делаю – это создаю в группе благоприятный микроклимат.
Для этого в группе создаю развивающую среду: дидактические, сюжетно – ролевые, печатные, настольные игры, оформляю игровые зоны. Эти игры дают детям представление о предметах ближайшего окружения, учу их называть части предметов, их детали, устанавливать взаимосвязь между некоторыми явлениями в жизни. Чтобы развивать доброжелательные отношения друг к другу в игре организовывала в группе центр семья, который содержит уголок ряженья, кухню, столовую, где учу их формировать игровые действия, объединять их несложным сюжетом.
В группе организована предметно-развивающая среда:
Центр сенсорного развития
Материал для освоения малышами представлений о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов (пирамидки, матрешки, мозаика и т. д.). Различные дидактические игры для овладения действиями с определенными предметами, обучения культуре общения
Центр двигательной активности
Традиционные и не традиционные атрибуты для организованно образовательной деятельности и закаливания, яркие разноцветные мячи разного размера, скакалки, флажки, обручи, футбольные ворота, массажные коврики и погремушки.
Центр изобразительной деятельности
Традиционные и не традиционные атрибуты для художественно – эстетической деятельности : крупные трафареты различных животных, овощей, посуды, одежды, фруктов. Краски, карандаши, пластилин. Здесь ребенок может самостоятельно лепить и рисовать.
Музыкальный уголок
Погремушки, деревянные ложки, бубен, барабаны, гармошка, дудочки.
Важным достижением ребенка раннего возраста является представление о себе и своих возможностях. Ребенок обретает свое Я, ощущает свою значимость, самостоятельность и степень влияния на окружающий мир. Важно, чтобы мы признали те достижения, с которыми ребенок вступает в дошкольное детство.
Я считаю, что игра – это своеобразная форма размышления ребенка о мире. О глубине и разносторонности этого размышления можно судить по содержанию игры.
В работе с детьми 1,5 - 3 лет, я используем следующие виды игр.
Игры с дидактическими игрушками
Нашим детям очень нравятся дидактические игрушки – это пирамидки, вкладыши, матрёшка, и др. Ребёнок, действуя с предметами, экспериментируя с ними, познаёт мир. Здесь также хорошо подойдут динамические игрушки, которые начинают двигаться с помощью усилий ребёнка – это юла, мяч, неваляшка и т. д. Игры с дидактическими игрушками формируют познавательную активность.
Настольные игры
Малышам нужны игры с доступным содержанием. На карточках лото, парных картинках, книжках-ширмах изображаются игрушки, предметы обихода, простейшие виды транспорта, овощи, фрукты. Подбор картинок парами, соответствующих картинок к основной карте, название изображённого предмета, того или иного качества содействует развитию словаря. Игры «Третий лишний», «Собери картинку», «Мамы и детки», «Чей малыш» и т. д.
Игры-забавы
На таких играх дети могут потанцевать, помузицировать на шумовых музыкальных инструментах, попеть, поиграть в подвижные и пальчиковые игры. Игры-забавы развивают эмоциональную отзывчивость на музыку, образно-игровые движения, умения выполнять движения в соответствии с текстом песен и потешек.
Сюжетно-ролевые игры
Кукла – любимая игрушка детей. Они обращаются с ней так, как мама обращается со своим ребенком. Мы считаем, что это и надо использовать, чтобы постепенно формировать у детей такие положительные качества, как бережное отношение к кукле, нежность, ласка, внимание, желание видеть куклу всегда чистой, опрятной, причёсанно. Наши дети любят играть куклами. Такие игры, как «Покормим куклу Катю», «Купание малыша», «Прогулка с куклой» и другие, я использую в основном для закрепления, уточнения и расширения бытового словаря и развития связной речи, и меньше всего обращаем внимание использование этих игр с воспитательной целью.
Театрализованная игра - самый актуальный и наиболее оптимальный вид игры в детском возрасте. Участвуя в театральной игре, дети познают окружающий мир через образы, звуки. Театральная игра развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать, сопереживать персонажам.
Двигательные игры – это увлекательная эмоционально насыщенная деятельность для детей раннего возраста. Эти игры хорошо развлекают ребенка, а заодно развивают мелкую моторику и речь.
Эти игры я организую в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой.
Формированию интереса к игре во многом способствует игровая среда, поэтому регулярное внесение в группу разнообразных игрушек вызывает у детей интерес к игровой деятельности.
В своей группе я стараюсь создавать все условия для полноценного физического и психологического развития ребенка, продумывая размещение игр, пособий, игрушек в игровой комнате.