Екатерина Хегай
Игротерапия как средство развития творческих и интеллектуальных способностей ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – очень важный период развития психики ребенка, в этом возрасте идет перестроение всей психической жизни ребенка, меняется отношение к окружающему миру, понимание себя как отдельной личности, понимание своих желаний, потребностей, самовыражение проявляется в достаточной мере.
Публикация «Игротерапия как средство развития творческих и интеллектуальных способностей ребенка» размещена в разделах
По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального фактического складывания личности. В этот важный период у ребенка активно развиваются виды деятельности, основная деятельность в этом возрасте - игра, с помощью нее ребенок учится взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Помимо развития деятельности ребенка у него стремительно развиваются и психологические функции, центром которых является память, в первую очередь ребенок начинает действовать в плане общих представлений.
Также, одним из важнейших новообразований в период дошкольного возраста становится воображение, ребенок с удовольствием воспроизводит что-то новое, оригинальное чего ранее в его опыте не было, а также воспроизводит образы, основанные на прошлом опыте.
Возникновение произвольного поведения один из важнейших новообразований этого возраста, ребенок задается вопросом : «А как нужно себя вести? Что от меня ожидают? Что я могу получить, если буду вести себя именно так?» ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, способен управлять поведением, основываясь на образце. Все эти новообразования зарождаются первоначально и развиваются в ведущем виде деятельности у детей дошкольного возраста сюжетно-ролевой игре.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Итак, этот период приносит в жизнь ребенка много невероятных достижений. При контакте со сверстниками и взрослыми, ребенок научается тонкой рефлексии на другого человека. Для удовлетворения потребности в любви и внешнем одобрении ребенок учится позитивной форме общения.
Игра – поистине самый популярный метод, который используется в детской психотерапии, в независимости от подходов и направлений. С помощью игры ребенок выражает свои чувства – радость, гнев, печаль, обиду, тем самым освобождается от негативных эмоций. В игре происходит развитие ребенка эмоциональное и когнитивное, также развитие мотивационно-потребностной сферы и коммуникативных навыков. Игротерапия отвечает уникальным потребностям развития маленьких детей, которые часто выражают себя лучше через игровую деятельность, чем через словесное общение.
Терапевт использует игру и другие творческие действия для общения с ребенком и наблюдает, как ребенок использует эти действия для выражения мыслей и чувств, которые не выражаются словами. Существует два подхода к игровой терапии :
• Ненаправленная игровая терапия основана на принципе, что дети могут решать свои собственные проблемы при наличии надлежащих условий и свободы играть с ограниченным обучением и контролем.
• Директивная - используется больше входных данных от терапевта, чтобы помочь ускорить результаты. Терапевты в настоящее время используют оба подхода, в зависимости от обстоятельств.
Итак, мы сможем создать условия с помощью игры, чтобы решить следующие задачи:
• Помочь детям стать ответственными за свое поведение и разработать более успешные стратегии.
Для этого мы используем психологические тренинги, где воспроизводим проблемную ситуацию и предлагаем детям решить ее.
Пример: Пете очень понравилась игрушка Влада. Он тихонечко положил её в карман и забрал домой. Дети могут инсценировать данную ситуацию и детально разобрать поведение каждого её участника.
• Разработать новые и креативные решения проблем.
Здесь мы можем отлично развивать эмоциональный интеллект, также в формате тренинга брать любую проблему – начиная от взаимоотношений в группе сверстников до мировых проблем. Например, ребята должны придумать как помочь спасти экологию и зарисовать свои ответы.
• Развивать уважение и принятие себя и других.
С детьми старшего дошкольного возраста существует множество игр на развитие эмпатии. Начинаем с того, что учимся замечать друг друга, выделять определённые черты характера, делать комплименты. Пример: Игра-интервью. Каждый ребёнок может приготовить презентацию в свободном формате на тему «Я и моя группа». Для этого нам понадобится большая рама в качестве имитации телевизора и микрофон.
• Учиться переживать и выражать эмоции, изучать новые социальные навыки и навыки отношений с семьей
Для этого прекрасно подойдут сенсорные игры с психологической направленностью и упражнения семейной мягкой школы (примеры)
• Развивать самоэффективность и, таким образом, повышать уверенность в своих способностях.
Если говорить об интеллектуальном развитии как о познавательных процессах - существует большое количество дидактических игр, многие педагоги «изобретают» их самостоятельно. Отлично подходят и применяются педагогами игры ТРИЗ.
Что касается творческих способностей – они развиваются в процессе всех игр, перечисленных выше. Здесь и эмоциональное проговаривание речёвок и применение различных ролей, принятие нестандартных решений.
Таким образом, игротерапия может быть мощным инструментом в руках психологов и педагогов, если будет чётко спланирована в соответствии со значимыми задачами.