Елена Малышева
Игра как основной и ведущий вид деятельности для дошкольника
Играем вместе (средняя группа детского сада)
Игра – это основной и ведущий вид деятельности для дошкольника. Игровая деятельность отражает реальные общественные отношения, которые складываются между играющими. Эти отношения – главное, что создаётся в процессе игры.
Осознавая воспитательные возможности творческих игр, их роль в формировании у детей навыков общественного поведения, мы поставили перед собой следующие задачи:
• формировать у детей стремление к объединению в играх, играть дружно;
• способствовать формированию коллективного единства.
Публикация «Игра как основной и ведущий вид деятельности для дошкольника» размещена в разделах
Наблюдая за детьми, мы заметили, что большинство детей не умеют играть сообща, не могут сосредоточиться на действии с предметом, не умеют делиться игрушками, часто конфликтуют.
Прежде, мы постарались создать такую обстановку в группе, которая способствовала бы желанию играть. Подобрали игрушки, имитирующие реальные предметы: мебель, посуду, одежду. На полу и нижних полках разместили крупные игрушки, а мелкие - на верхних полках.
Когда в группе появлялась новая игрушка, говорили детям, как нужно с ней обращаться. Куда убирать после игры. Одновременно мы решаем задачу воспитания аккуратности и бережливости. Важно, чтобы к куклам, мишкам, собачкам дети относились как к живым существам: ласково, заботливо.
Обучая детей убирать игрушки, используем игровые приёмы. Например: уложи куклу в кровать, отнеси зайку в домик, поставь машинку в гараж и т. д. Можно обратиться к детям от имени игрушки: «Кукла Катя скажет вам спасибо, за то, что помогли ей убрать посуду». После уборки обращали внимание всех детей на порядок, объясняли, что всем вместе с любой работой можно справиться легче и быстрей, хвалили трудолюбивых.
Поначалу мы следили, чтобы все дети играли и были заняты. Учили их правильно обращаться с игрушками. Когда к детям приходила в гости кукла или мишка, они пели и танцевали, читали стихи, рассказывали разные истории, приводили новые игрушки.
После игр отмечали, как дружно играли дети, как всем было весело и интересно. Говорили, что мишка не любит играть один, а со всеми вместе. Подводили к мысли, что с ребятами играть интереснее, чем одному. Поддерживая и поощряя индивидуальную игру детей, в то же время старались вызвать у них желание играть небольшой группой – вдвоём, втроём. С этой же целью старались объединить детей в игре. Часто сами включались в игру, используя для этого соответствующие ситуации.
Наш детский коллектив состоит из детей с разными характерами, каждый ребёнок – индивидуальность. Пoэтому они по-разному проявляют себя в игре, в отношениях со сверстниками. Понятно, что к каждому из детей требуется особый подход; но у всех необходимо развивать интерес к совместным играм.
Многие дети общительны, но им не хватает умений действовать сообща. Некоторые ребята пока ещё плохо понимают, что oбижает других детей и вызывает отрицательное отношение к ним, когда они не правильно себя ведут. К таким ребятам у нас oсобое внимание, мы старались сглаживать или исключать конфликты и ссоры.
Мы продолжаем наблюдать за играми детей, стараемся заинтересовать ребят совместными играми и разговорами, увлечь интересным сюжетом. Постепенно мы знакомим детей с трудoм повара, врача, няни, дворника, музыкального руководителя. На прогулках наблюдаем за транспортом, смотрим, как играют дети старшей группы, проводим дидактические игры: «Уложим куклу спать», «Мишка в гостях», «День рождения куклы Кати» и др. Всё это даёт толчок к развитию новых сюжетов, в которых дети самостоятельно объединяются по несколько играющих. Таким образом, объединению детей в игре спoсoбствовали общие интересы. Мы стараемся развить у ребят умение согласовать свои действия с действиями других играющих, помогаем налаживать игровые связи. В этом случае безотказно действует приём включения взрослого в игру.
У Маши матрёшки, а Саша катает большой грузовик. Дети не замечая друг друга, ведут каждый свою игру. Говорю Саше: «Смoтри, сколько нарoду! Будь осторожен. А ты не мог бы подвести матрёшек до магазина? Пожалуйста, будь добр!» Саша неожиданно соглашается и осторожно начинает пересаживать матрёшек в кузов по очереди.
Наблюдая за играми, мы видим, что дети становятся инициативнее, проявляют фантазию, сами придумывают несложные сюжеты, ищут партнёров, договариваются, во что будут играть.