Светлана Буравлева
Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством использования дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Играем в экономику: формирование предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством использования дидактических игр
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста — это новое, но немаловажное направление в дошкольной педагогике.
Публикация «Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством использования дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования)
Сущность экономического воспитания дошкольников в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием.
Одним из ключевых векторов развития региональной системы дошкольного образования является формирование основ финансовой грамотности и экономическое воспитание дошкольников.
Заданный вектор экономического воспитания детей дошкольного возраста позволил коллективу нашего дошкольного учреждения реализовать задачи повышения экономической грамотности у обучающихся в условиях внедрения в образовательный процесс ДОУ парциальной программы А. Д. Шатовой «Тропинка в экономику», цель которой, формирование основ финансовой грамотности и экономического воспитания детей дошкольного возраста; содействие формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов.
Задачи экономического воспитания детей :
• формирование знаний о законах экономики и организации производства, экономических умений и навыков рациональной организации труда, воспитание нравственно-экономических качеств личности, уважения к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности, формирование разумных экономических потребностей;
• обеспечение возможности формирования у дошкольников понятий из области рыночной экономики; формирование умения применять полученные знания в игровых, трудовых, бытовых ситуациях, находить и использовать информацию, собственные знания и умения для принятия самостоятельных решений, связанных с реальной жизнь;
• повышение качества условий формирования основ экономического воспитания детей дошкольного возраставразличных видах детской деятельности.
В рамках данной программы в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста нами эффективно используются дидактические игры, как средство обучения и развития практических умений и навыков в процессе совместной и самостоятельной деятельности дошкольников.
В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний. В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др.
Дидактические игры включаются в организованную образовательную деятельность, совместную с педагогом, а также в самостоятельную деятельность дошкольников.
Дидактические игры распределены по тематическим блокам. Содержание каждого блока решает определенные образовательные задачи.
БЛОК 1 «Труд-продукт (товар)» :
-«Кому что нужно»
- «Хочу и надо»
- «Необитаемый остров»
- «Кто назовёт больше профессий»
- «Услуги и товары»
- «Заводы нашего города»
- «Товарный поезд»
- «Супермаркет»
Образовательные задачи:
-формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий;
-учить уважать людей, умеющих трудиться, честно зарабатывать деньги;
- поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;
- стимулировать деятельность по интересам;
БЛОК 2 «Деньги, цена (стоимость)» :
- «Груша- яблоко»
-«Кто кем работает?»
- «Монополия»
- «Размен»
- «Кто как работает»
- «Какие бывают расходы»
- «Домик- копилка»
- «Шаги к успеху»
- «Покупка учёного кота»
- «Волшебный кошелёк»
- «Аукцион»
- «Купи другу подарок»
Образовательные задачи:
- дать представление о том, какие бывают деньги (российские рубли, валюта других стран);
- формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости и части культуры каждой страны;
- воспитывать основы разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, с возможными потребностями своей семьи;
- дать представление о том, что деньгами оплачиваются результаты труда людей, к деньгам следует относиться как к предмету жизненной необходимости;
БЛОК 3 «Реклама: желания и возможности» :
- «Кто работает в рекламном агентстве»
- «Играем в рекламу»
- «Дерево объявлений»
- «Реклама чайника»
- «Угадай, что рекламируют»
Образовательные задачи:
- дать представление о рекламе и её назначении;
- поощрять у детей объективное отношение к рекламе;
- воспитывать разумные потребности;
- учить детей правильно воспринимать рекламу;
Для повышения интереса воспитанников нами используются разные по содержанию и видам дидактические игры : с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения.
Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения. В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство. Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод: в результате использования дидактических игр с финансовым содержанием в образовательной деятельности увеличивается интерес детей к обучению, активизируется познавательная деятельность и повышается качество формирования основ финансовой грамотности.