Бровкина Анжелика
Конспект занятия «Играем со звуками [Ж]–[З]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Играем со звуками [Ж]–[З]».
Цель: формирование фонематического слуха.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- упражнять детей в дифференциации согласных [Ж] – [З] в словах, в согласовании существительных с прилагательными и числительными; продолжать учить определять наличие и находить место звука в слове, определять количество слогов;
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей умение грамматически правильно строить своё высказывание, умение ориентироваться в пространстве на листе бумаги;
3. Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у каждого ребёнка умение слушать ответы других детей;
- воспитывать у детей навык самоконтроля за чёткостью речи.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Оборудование: предметные картинки со звуками [Ж]–[З] в начале и середине слова; схемы слов - место звука в слове; счётные палочки; картинки с изображениями из счётных палочек жука и зонтика; таблицы с цветными картинками со звуками [Ж] – [З] и те же картинки, но вариант «раскраска»
(«Автоматизация звука в игровых упражнениях. Альбом дошкольника» Л. А. Комарова, «Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука у детей 5 – 7 лет» В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко)
Ход.
1. Организационный момент. (создание мотивационного компонента).
- Ребята, сегодня мы вспомним, что умеем, чему научились. Нас ждут много интересных заданий.
2. Основная часть.
- Но сначала давайте вспомним, как правильно произносить звуки, которые вызывали у вас трудности в произношении (каждый ребёнок проговаривает названия предметных картинок со звуком, который автоматизируется в его речи).
Упражнение «Сколько стало» Дети согласуют слова с числительными три, пять, девять.
- А теперь давайте поиграем в нашу игру «Жуки и комары». Вспомним песенку жука: ж-ж-ж-ж, песенку комара: з-з-з-з-з.
Уточнение педагога: звуки мы слышим, можем произносить, а записываем мы их буквами, которые можем увидеть и написать.
- Ребята, эти звуки живут в словах, но не во всех. Жуки и комары из нашей игры принесли нам карточки, в которых нужно найти и убрать те картинки, в названии которых нет звука [Ж] или [З].
На столе карточки из 9-ти предметных картинок: ваза, гнездо, санки, заяц, зонт, змея, космонавт, коза, слон.
Дети определяют наличие звука [З] в слове:
- Какая картинка находится в левом правом углу? Есть ли в названии звук [З]?
- Назови домашнее животное? Где находится эта картинка? (в нижнем ряду, в среднем столбике, между космонавтом и слоном, под зонтом). Есть ли в названии звук [З]?
- Какой предмет находится между зайцем и змеёй? Есть ли в названии звук [З]?
- Кто это? Где находится картинка слона? Есть ли в названии звук [З]?
Лишние картинки закрываются, детям выдаются карточки аналог цветных таблиц, но вариант «раскраска» с удалёнными лишними картинками, по желанию дети раскрашивают вне занятия.
Определение места звука в слове:
У детей предметные картинки со звуками [Ж] или [З], по выбору детей схемы слов по месту звука в слове.
Выкладывание из счётных палочек жука и зонтика (из предыдущего задания) по карточкам – схемам.
Упражнение «Весёлый поезд» Дети помогают пассажирам отправится в путешествие, определив количество слогов в слове (количество слогов определяет вагон путешествующего).
[Ж]: жук, журавль, ёжик, жаба, жеребёнок, медвежонок, художник.
[З]: заяц, Золушка, медуза, змея, Незнайка, зубр, коза.
Слова с [З] Слова с [Ж]
3. Итог.
- Вам понравилось играть со звуками? С какими звуками мы сегодня играли? Какое задание понравилось больше всего? А какое было самое сложное?