Оксана Ключникова
Играем — поставленный звук закрепляем.
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый практикующий логопед знает, что порой не так трудно поставить звук, как автоматизировать и ввести его в речь. Как правило, ребенок сможет свободно употреблять поставленный звук только после многократного повторения. Но механическое многократное повторение одного и того же слова утомляет детей, не «стимулирует» к самостоятельному его употреблению.
Для формирования правильного звукопроизношения логопеду важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, учитывая, что игра- ведущая деятельность для дошкольника.
Публикация «Играем — поставленный звук закрепляем,» размещена в разделах
Занимательно-игровой характер речевых упражнений в игровых комплексах повышает речевую мотивацию детей, позволяет в процессе автоматизации звуков развивать навык фонематического анализа и синтеза, укрепляет память, внимание, мышление, воспитывает интерес, уважение и любовь к русскому языку.
При автоматизации необходимо соблюдать принцип от простого к сложному, строгую ее последовательность - от автоматизации изолированного звука до закрепления его произношения в тексте, т. е. постепенное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения, тексты и, в конечном итоге, в самостоятельную речь.
Автоматизация изолированного звука.
Первоначальная автоматизация изолированного звука проводится в различных звукоподражательных играх с широкой опорой на неречевые ассоциации (звук С- шум воды; звук Ш-«песенка» змеи; звук З- «песенка» комарика и т. д.).
«Кто дольше?»
Ребенок и логопед соревнуются в правильном и длительном произношении звука. Победитель отмечается каким-либо символом (звездочкой, кружком). Игру можно использовать для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков.
«Поедем на машине».
В тетради для индивидуальных занятий ребенок и логопед рисуют машину, от которой тянется извилистая дорожка к домику (деревцу, гаражу, скамейке и т. д.). Ребенок ставит палец на начало маршрута и, длительно произнося звук [р], ведет пальцем по дорожке. В результате он должен «доехать» до интересующего объекта. Для автоматизации звука Л выбирается образ гудящего парохода или самолета, для [з]-комарика, для [ж]-жука.
«Поющая веревочка».
Выкладывая веревочку (разноцветные шнурки, тесемки разные по фактуре) по нарисованной линии, тянем звук.
«Цветные бусинки»
На резинке прикреплены цветные бусины. Ребенку нужно щелкать пальчиками только по бусинам определенного цвета, называя нужный звук.
«Прокати мяч».
Логопед предлагает ребенку прокатить мяч по полу из одного конца кабинета в другой, произнося при этом заданный звук.
Автоматизация в слогах:
«Пальчики здороваются»
1. Каждый палец здоровается с большим пальцем. При соприкосновении произносить слог с автоматизируемым звуком. Все движения выполнять обеими руками одновременно и попеременно.
2. Загибать поочередно пальцы и произносить слоги: указательный- СА, средний- СО, безымянный- СЫ, мизинец- СУ.
3. Сгибать кисти в кулак и разгибать, одновременно произнося слоги.
Поставить ладони на стол, сжимать и разжимать пальцы, произнося слоги.
Произносить слоги, надавливая подушечками пальцев одной руки на пальцы другой.
«Кто больше?»
Используется любой счетный материал (собачки, грибочки, квадратики). За каждое правильное произнесение звука или слога логопед и ребенок берут себе по одной фигурке. Игру можно проводить с двумя-тремя детьми с однотипным нарушением произношения.
«Научи Петрушку».
Логопед берет пальчиковую куклу и просит ребенка научить правильно произносить тот или иной звук или слог. Ребенок выступает в роли учителя, Петрушка – ученика.
«Маленькие ножки бежали по дорожке».
Ребенок представляет, что указательный и средний пальцы - это ножки. Указательным и средним пальцами ребенок «шагает» по столу, произнося на каждый «шажок» заданный звук или слог.
«Ступеньки».
В тетради ребенка логопед рисует ступеньки. Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук или слог. Другой вариант: ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек. Задание остается прежним.
«Ромашка».
В тетради ребенка логопед рисует крупную ромашку, в центре которой пишет необходимую согласную букву (р, л, з, ж, ш). На лепестках ромашки пишутся гласные буквы. Ребенок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги. Упражнение проводится с детьми 5-7 лет, которые знают буквы.
«Раз- шажок, два - шажок»
Ребенок стоит, руки на поясе. Логопед предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг повторяя заданный слог или ряд слогов.
Автоматизация в словах.
«Шарик». Во время произнесения слова дети перекладывают (передают из рук в руки) шарик от пинг-понга, мячик.
«Волшебная веревочка»
Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая слова, предложения, чистоговорки.
«Лабиринт»
По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки.
«Заборчик».
Дети рисуют вертикальные палочки с одновременным проговариванием слогов, слов.
«Подбери слово».
В предложении потерялись слова. Я буду начинать предложение, а ты закончи, только твое слово должно быть со звуком С. Например: Мама купила… (самовар, санки, сосну).
«Рассмеши Несмеяну».
Несмеяна сидит высоко. До нее очень далеко. Но мы построим мостик. Выложи бревнышки моста- картинки со звуком С по правилу : «Сперва идут бревнышки- слова из одного слога, потом – из двух слогов, потом –из трех слогов». А теперь, взобравшись к Несмеяне по нашему мостику, мы ее будем смешить. Для этого вы должны назвать любую картинку 5 раз, с различной интонацией.
Автоматизация в словосочетаниях и предложениях.
«Что с чем?»
Назвать по картинке, что с чем. Например, стул со спинкой, стол со скатертью, сосна со стволом.
«Кто с кем или с чем дружит?»
На столе разложены 16 картинок (4х4) со звуками С,З. Назовите, кто с кем вместе (например, сок вместе с самоваром, снег вместе с сапогом и т. д.). Если ребенок произносит звук Р, образец ответа будет следующий: сок дружит с самоваром, снег дружит с сапогом. Отвечать можно по вертикали, горизонтали или диагонали.
«Чего не бывает?»
Перед ребенком лежат картинки. Каждый выбирает любую картинку и называет ее, затем придумывает предложение, в котором объясняет, без чего не бывает слова на этой картинке, но в слове должен быть звук С.
Например: Не бывает самолета без хвоста.
«Из чего сделан предмет»
Детям предлагаются картинки, которые разложены на две половины. Нужно взять любую картинку из первой стопки, выбрать подходящую картинку из второй стопки и составить предложение.
Например: Скамейка сделана из досок.
Снеговик сделан из снега. Колбаса сделана из мяса.
Конечная цель логопедической работы по автоматизации звука- овладение ребенком способностью к правильному его произношению в спонтанной речи. На этом этапе следует отметить значительную роль микросоциального окружения ребенка. Так, взрослым необходимо следить за его речью и требовать правильного произношения звуков, что позволит существенно повысит эффективность коррекционно-логопедического воздействия.