Наталья Дьяченко
Играем с блоками Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы
«Играем с блоками Дьенеша»
Игры для детей 3-5 лет.
Для начала предложите ребёнку самые простые игровые задания на выделение блоков по какому-то одному свойству (признаку).
• Найди такую же фигуру, как эта, по цвету.
• Найди такую же фигуру, как эта, по форме.
• Найди не такую фигуру, как эта, по цвету (форме, размеру, толщине).
«Угости собачек».
Публикация «Играем с блоками Дьенеша» размещена в разделах
Цель. Развивать умение сравнивать предметы по одному – четырём свойствам. Закреплять значение слов «разные» - «одинаковые». Подводить к пониманию отрицания свойств предмета.
Перед ребёнком разложено несколько картинок с изображением собачек и блоки Дьенеша. Взрослый предлагает угостить собачек галетами, которые они так любят: дать собачкам в левую и правую лапы (положить рядом с картинками) галеты, которые различаются только по форме. Объясняет: если в левой лапе собачки галета круглой формы, то в правой может быть галета или квадратной формы, или прямоугольной, или треугольной, то есть любой некруглой формы.
Затем предлагает дать собачкам в левую и правую лапы галеты, которые различаются только по цвету. Рассуждает вместе с ребёнком.
Аналогично проводится игра с галетами, которые различаются по размеру (величине, по толщине.
В дальнейшем условия игры усложняются: галеты различаются уже по двум свойствам, затем по трём и, наконец, по четырём.
«Где мышка?»
Цель. Развивать умение выявлять свойства предмета и называть его цвет, форму, размер (величину, толщину.
Перед ребёнком разложено 8 блоков Дьенеша, различающихся по свойствам. Под одним из блоков спрятана картинка с изображением мышки. Взрослый спрашивает, называя свойство (свойства) блока : «Мышка под синим блоком?» («Мышка под синим большим треугольным толстым блоком?») Ребёнок поочерёдно приподнимает все указанные блоки, называя их свойство (свойства). Если находит мышку, забирает себе, если нет – поиск продолжается.
Игры для детей 5-7 лет
«Бусы для матрёшки».
Цель. Развивать умение выявлять свойства предмета, читать схему. Закреплять навыки порядкового счёта.
Перед ребёнком разложены силуэтное изображение матрёшки, 15 карточек с символами свойств предметов, блоки Дьенеша.
Взрослый предлагает подарить матрёшке бусы. Объясняет: украшение составлено из трёх ниток с пятью бусинами на каждой. Место бусины на нитке обозначено крестиком. Цифра на каждой карточке указывает порядковый номер нитки бус (счёт надо начинать с верхней). Сначала ребёнок выкладывает карточки с цифрой 1 и соответствующие блоки Дьенеша – вывешивает первый ряд бус, называя порядковый номер бусины на нитке (слева направо) и свойства предмета: первая бусина – маленький жёлтый круг, вторая – большой жёлтый квадрат, третья – маленький жёлтый треугольник, четвёртая – большой жёлтый прямоугольник, пятая – маленький жёлтый квадрат.
Аналогично ребёнок развешивает бусины на стальных нитках.
«Художники».
Цель. Развивать умение сравнивать предметы по свойствам. Вызывать интерес к изобразительной деятельности и конструированию.
Перед ребёнком разложены картинки с изображениями предметов или
Пейзажами – эскизы, большие листы цветного картона, детали из цветного картона для составления композиции, блоки Дьенеша.
Взрослый предлагает «написать картину» по эскизу. Ребёнок выбирает эскиз
Бумагу для фона, необходимые для будущей картины детали и блоки.
Если на эскизе даётся только контур детали, выбирается тонкий блок, если деталь окрашена - толстый блок.
В конце работы маленький художник придумывает название своей картины.
Комплект «Логические фигуры»
Логические фигуры представляют собой плоский вариант блоков Дьенеша.
В каждом комплекте 24 фигуры (6 квадратов, 6 прямоугольников, 6 треугольников, 6 кругов, различающиеся по цвету (красный, синий, жёлтый) и размеру (большой, маленький).
Логические фигуры могут быть использованы при ознакомлении детей эталонами форм и при обучении действиям с ними. Основная цель игр (упражнений) с этими пособием – развитие логического мышления, восприятия, памяти, внимания, воображения.
«Бабочки и цветы».
Цель. Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства предмета. Совершенствовать навыки фразовой речи (рассуждение, аргументация своего выбора).
Перед ребёнком разложены карточки с изображением бабочек.
Взрослый даёт ему три логические фигуры – «цветы». К одному цветку можно подобрать только одну бабочку – такую, в которой есть хотя бы одно свойство, схожее со свойством логической фигуры.
Правило можно усложнить: бабочка выбирается по двум свойствам (например, большой синий квадрат).
В игре могут участвовать несколько детей.
Комплект карточек с символами свойств
Во многих играх с блоками Дьенеша и логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство с такими символами – важная ступень в освоении грамоты математических символов, знаковой культуры, основ программирования и т. д.
На 11 карточках условно обозначены свойства блоков (цвет обозначен пятном, форма – контурным изображением геометрической фигуры, размер (величина) – силуэтом маленького или большого домика, толщина – условным изображением человеческой фигуры). На других 11 карточках свойства блоков перечёркнуты, что обозначает отрицание свойств, например не красный.
Карточки с символами свойств могут использоваться не только как дополнение к блокам Дьенеша и логическим фигурам, но и как самостоятельный материал для игр.
«Муравьиная цепочка».
Цель. Развивать умения расшифровывать информацию, изображённую на карточке, видоизменять свойства предметов в соответствии с символами. Закреплять навыки работы по правилам.
Взрослый выкладывает в ряд силуэтные изображения пяти муравьёв (на каждом порядковый номер от 1 до 5) – «муравьиная цепочка». Ребёнок выбирает карточки с символами свойств логических фигур (блоков Дьенеша0 и кладёт над каждым муравьём.
Взрослый объясняет, что муравьи - труженики передают по цепочке груз. Каждый раз, как груз попадает к очередному муравью, с ним происходит изменение в соответствии с символом, изображённым на лежащей над муравьём карточке.
Ребёнок рассуждает и выкладывает логические фигуры. Например, у первого муравья на спине большой синий треугольник. В соответствии с символом на карточке над вторым муравьём ребёнок изменит, и груз станет маленьким жёлтым треугольником, у четвёртого муравья изменится форма – груз станет маленьким жёлтым прямоугольником, а у последнего, пятого, муравья произойдёт ещё одно изменение цвета груза – он станет маленьким красным прямоугольником.
Усложнение задания: ребёнок мысленно производит изменения свойств фигур, затем кладёт груз, каким он был вначале, слева от цепочки муравьёв, - справа то цепочки. Таким образом, слева он положит большой синий треугольник, а справа- маленький красный прямоугольник.
В игре может участвовать несколько детей.
Комплект «Логические кубики».
Комплект состоит из шести кубиков. На гранях пяти кубиков изображены символы свойств блоков Дьенеша (размер, форма, цвет, толщина) и символы отрицания этих свойств. На гранях цифрового кубика изображены цифры 3-8.
Логические кубики, как и карточки с символами свойств, помогут придумать вместе с детьми разнообразные игры на овладение действиями замещения и наглядного моделирования, кодирования и декодирования.
Логические кубики используют в комплекте с блоками Дьенеша и логическими фигурами. Своеобразие логических кубиков – возможность случайного выбора свойств, а это всегда нравится детям.
«Загадки без слов».
Цель. Развивать умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определённых свойств у предметов.
Взрослый поочерёдно кидает логические кубики. Ребёнок угадывает фигуру, перечисляя её свойства. Затем взрослый кидает цифровой кубик, а ребёнок выкладывает соответствующее количество угаданных блоков Дьенеша (логических фигур).
Обручи
В играх с блоками Дьенеша можно использовать обручи разных цветв для развития ориентировки в пространстве, формирования элементарного представления о множестве и пересечении множеств.
Игра с одним обручем.
Перед игрой ребёнку объясняют значение слов «внутри» и «вне».
Обруч кладут на пол. Ребёнок выкладывает блоки в соответствии с заданием взрослого. Например: «Положи внутри обруча все сини блоки, а вне обруча – все остальные блоки». Затем ребё нок отвечает на вопросы: «Какие блоки лежат внутри обруча? Какие блоки оказались вне обруча?»
Верный ответ на последний вопрос: «Не сини», так как важно лишь то, что внутри обруча лежат все сини блоки и никаких других там нет.
При повторении игры ребёнок может самостоятельно выбрать, какие – вне его, а потом назвать общее свойств фигур вне обруча.
Игра с двумя обручами.
Когда ребёнок усвоит правила, можно усложнить игру, положив два обруча на пол так, чтобы получилось их пересечение.
Ребёнок выкладывает блоки в соответствии с заданием взрослого. Например: «Положи все треугольные блоки внутри красного обруча, а все круглые блоки внутри желтого обруча». Затем отвечает на вопрос: «какие фигуры лежат внутри и красного, и жёлтого обруча?» И т. п.