Ирина Пономарева
Игра-занятие «Все профессии нужны, все профессии важны»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение представлений детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях.
Задачи:
1. сформировать обобщенное понятие «профессия», обогатить активный словарь;
2. развить внимание, память, мышление;
3. воспитать положительную мотивацию к обучению, уважение к труду взрослых.
Вводная часть
Организационный момент. Приветствие.
Публикация «Игра-занятие „Все профессии нужны, все профессии важны“» размещена в разделах
- Все профессии нужны, все профессии важны. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
Педагог проводит с детьми беседу на тему «Что такое профессия», подчёркивает, что эту труд в определённой сфере, которому человеку может посвятить всю свою жизнь. Просит перечислить профессии, которые дети знают.
Педагог: Как называют людей, которые работают на металлургическом комбинате? Сталевары. Их называют так, потому что они варят сталь.
Основная часть
Педагог предлагает сравнить свойства металла и дерево.
Задание «Юные исследователи» (опытно-экспериментальная деятельность с различными по составу предметами). Педагог рассказывает, что всё вокруг нас состоит из маленьких частичек – атомов, которые можно рассмотреть только в микроскоп. Похожи ли металл и дерево? Из каких частичек они состоят? Дети рассматривают под лупой два образца, из дерева и металла, делают вывод: Атомы дерева не очень мелкие, они соединены неплотно, между ними имеются пустоты; а у металла они мелкие и плотно соединены друг с другом. На образце из дерева можно рассмотреть рисунок, его создала сама природа. На металлическом образце рисунка нет.
«Что легче?». Дети опускают в контейнер с водой металлическую пластину и деревянный брусок. Что происходит? (Деревянный брусок плавает, а металлическая пластина тонет.)
«Что прочнее?». Дети берут в руки гвоздь, пробуют его сломать. Не получается? Значит, он какой? (Прочный) Дети берут в руки спичку, ломают её. Значит, спичка какая? (Хрупкая) Значит, металл прочный, а дерево хрупкое.
Педагог интересуется, знают ли дети, где изготавливают металл? Правильно, на металлургическом комбинате. Это огромное царство машин и механизмов. И всё-таки главные здесь – металлурги. Они управляют этими умными механизмами. Металлурги – сильные и мужественные люди, потому что они работают с расплавленным металлом. Когда льётся горячий металл, а вокруг, будто фейерверк, рассыпаются огненные искры, это прекрасное зрелище.
Педагог предлагает детям отправиться в город металлургов. Рассказ педагога сопровождается мультимедийной презентацией.
Чтобы металл стал твёрдый, прочный, нужно приложить много сил. Сначала в специальной печи – домне – выплавляют чугун. Домна – ростом с многоэтажный дом. В неё загружают кокс, приготовленный из угля, и щебень.
Педагог показывает слайд, где изображён человек по профессии горновой. Он работает у доменной печи. Дети рассматривают, называют детали его профессиональной одежды : каска, очки, защитное стекло, невозгораемая куртка и брюки, сапоги.
Педагог предлагает детям послушать загадку:
Я металлургом стать мечтаю,
Чтобы не знать то слово — страх.
Я свой характер закаляю,
Как закаляют сталь в цехах.
И с технологией новейшей
Я буду сплавы создавать,
И на работе тяжелейшей
Металл я буду покорять.
У печи сталеплавильной
В куртке, каске, на лице загар,
Он стоит и варит сталь умело.
Это русский… (сталевар).
Н. Кнушевицкая
На экране появляется слайд с изображением сталевара.
Сталевар работает с горячим чугуном. Профессия эта очень тяжёлая, поэтому ей занимаются сильные мужчины. Женщины не могут быть сталеварами.
Педагог демонстрирует слайд с изображением транспортировки горячего чугуна в чугуновозных ковшах и миксерах в конвертеры. Конвертеры – это огромная «кастрюля» для производства металла. В них из чугуна, металлического лома и железных сплавов варят сталь. Да-да, сталь варят! Примерно так же, как на кухне варят борщ. Только температура «варки» огромная, почти как на солнце.
Педагог рассказывает о прославленном металлурге – Павле Матвеевиче Обухове. Это учёный-металлург, открывший способ получения высококачественной стали. Он первый предложил использовать для изготовления пушек сталь, а затем основал крупное производства литой стали и стальных орудийных стволов в России.
Но пушка Обухова была не первой. Ранее на Пушечном дворе из бронзы была отлита Царь-пушка. Автор ее русский мастер Андрей Чохов. Изначально Царь-пушка была задумана для обороны кремля от захватчиков. Она была очень больших размеров, декорирована узорами.
Педагог демонстрирует слайд с изображением Царь-пушки,а затем стальной пушки Обухова. Чтобы испытать стальную пушку, по ней было произведено более четырёх тысяч выстрелов, но она осталась без повреждений. Знаменитая пушка была оставлена на вечное хранение, и находится в Военно-историческом музее артиллерии в Санкт-Петербурге.
В цехах современных заводов на прокатных станах из металла делают рельсы, по которым ходят трамваи и поезда; листы, которые потом превращаются в трубы; проволоку, арматуру - из них изготавливают много нужных и полезных вещей.
Педагог предлагает отгадать ещё одну загадку.
Варит он ни борщ, ни суп,
И ни каши с разных круп,
Варит он котлы топные,
Трубы, прутья, швы сварные. (Сварщик)
А. Шишков (https://bibliopskov.ru)
Да, это сварщик. А сварка — это процесс соединения металлов и пластмасс без использования крепежных деталей и приспособлений.
Подведение итогов.
Процесс получения стали очень длительный: нужен металлолом, чугун, уголь, кислород, известь; нужны вагоны для металлолома, емкости для перевозки чугуна, нужны охладительные установки. Раньше весь процесс выполняли люди, позже появились автоматы, новое оборудование, пульты, установки, которые облегчили работу металлургов, взяли на себя более опасные работы, но все равно без людей выпустить сталь и сделать проволоку, рельсы, еще много-много продукции, обойтись нельзя. Человек рабочей профессии — волшебник, он может все.