Татьяна Фомина
Игра — занятие «Моя внутренняя кухня» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Моя внутренняя кухня
Цель: сформировать у детей представления о наличии в человеке внутренней системы органов пищеварения, каждый из которых выполняет свою работу.
Задачи:
1. Формировать представление о функции ротовой полости, пищевода, толстого и тонкого кишечника, печени;
2. Оказывать помощь детям в открытии новых связей, зависимостях и закономерностях в изучаемых явлениях;
3. Развивать коммуникативные навыки детей, обогащать активный словарь;
4. Стимулировать познавательно – творческую активность детей;
Публикация «Игра — занятие „Моя внутренняя кухня“ в подготовительной группе» размещена в разделах
5. Способствовать игровому моделированию ситуаций по созданию силуэта человека;
6. Воспитывать желание заботиться о своём организме;
7. Способствовать применению знаний на практике;
8. Создать благоприятную атмосферу в процессе деятельности.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Материалы:
- лимон, сахар, соль, рисунок языка; зубная паста, пирожок, рисунок пищевода, желудка, наждачная бумага; салфетки столовые, рисунок кишечника; рисунок печени, вода, «вредные микробы» - рваная бумага; плакат «силуэт человека»; памятки «Правила правильного жевания и глотания пищи».
Ход игры-занятия.
Воспитатель:
- Дети, вы любите путешествовать? (да)
- На каком виде транспорта кто из вас ездил? (на машине, на поезде….)
- А где же вы обедали в поезде? (ответы детей)
- Как называется этот вагон?
- Правильно, вагон – ресторан. Его даже можно назвать «кухней» на колёсах.
А знаете ли вы, дети, что у каждого из нас внутри нашего организма (показываю на область живота) тоже спрятана такая же «кухня» на «колёсиках» и сегодня мы с вами будем по ней путешествовать. Она состоит из нескольких «комнаток».
В каждой «комнатке» происходят удивительные приключения с продуктами, которые мы употребляем в пищу. Отправимся же путешествовать из одной «комнатки» нашей внутренней «кухни» в другую.
- Угадайте, кто живет в первой «комнатке»?
- «Вокруг проруби сидят белые голубки» (рот, зубы).
- «Всегда во рту, а не проглотишь» (язык).
Затем коллективно решается вопрос: «Для чего человеку зубы?»
Педагог, обобщая ответы детей, говорит, что тщательно измельченная во рту пища. Это очень хорошо для нашего здоровья. А чтобы зубы были здоровыми, надо посещать врача стоматолога, чистить их и правильно за ними ухаживать.
Воспитатель: дети, а для чего человеку язык?
Дети: язык помогает общаться друг с другом, различать пищу.
Предлагаю детям встать перед зеркалом, высунуть язык, внимательно его рассмотреть и рассказать, что они на нем увидели.
Воспитатель: «бугорочки, которые вы увидели друг у друга на языке невооруженным глазом называют вкусовыми почками языка»
- Кто из вас догадался, почему их так называют? (Ответы детей.)
- Они как пограничный пост: проверяют на вкус всех тех, кто пытается пробраться каждый день в нашу внутреннюю кухню. Вкусовые почки языка, как и мы с вами тоже бывают разными.
Одни из них замечают только соленое, другие – сладкое, третьи – кислое, четвертые – горькое.
В каждом таком бугорочке – почке находятся несколько чувствительных клеточек с волосками. Как только, например, кусочек соленого огурчика попадает на специальную вкусовую почку, которая различает только соленое, то тотчас же нервная клеточка посылает сигнал мозгу: «Внимание! Пришел соленый гость!»
(Детям показывается забавный рисунок – изображение языка.)
- Хотите мы с вами проверим, как работает язык?
Проводится игра «Кто в твой «домик» в гости пришел?» (См. приложение 1)
Воспитатель: Теперь я приглашаю вас во 2ю «комнатку» внутренней кухни человека.
Мы совершим с вами необыкновенное путешествие вот с этим пирожком. (Показывается пирог.)
- Понюхайте его.
- Кто сообщил вам, что пирожок имеет приятный запах? (Ответы детей.)
-Верно, это нервные клеточки, живущие в вашем носу, почувствовали приятный запах и передали в мозг специальный сигнал. А уж ваш мозг сказал: «Тебе хочется попробовать пирожок? Попробуй!» (Каждый ребенок кладет в рот кусочек пирожка.)
Воспитатель:- Что происходит во рту с вашим пирожком?
Дети: зубы откусили кусочек, язык почувствовал, что это сладко, зубы начали давить на кусочек пирожка.
Воспитатель:- Почему он превратился в мягкий комочек? (Заработали слюнные железы.)
- Теперь проглотите его.
- Как вы думаете, дети, куда дальше отправился наш комочек пирожка? Он помчался, как вагончик, вот по этому тоннелю. (Показываю на цветной таблице пищевод.)
Эту узкую вертикальную трубочку называют пищеводом. (Повторяю с детьми хором новое слово.)
- Кто почувствовал, как мягкий кусочек пирожка проскочил по тоннелю – пищеводу? Это произошло за семь секунд.
- А знаете, кто его так быстро протолкнул? Это сделали мышцы, находящиеся в стенках пищевода. Они сокращаются волнообразно, вот так (дети совместно со мной совершают волнообразные движения рукой) и проталкивают размельченный продукт.
- Это похоже на то, как мы с вами выдавливаем из тюбика зубную пасту
(Предлагаю детям показать практические действия с тюбиком зубной пасты.)
- Вот такие чудеса происходят с любой пищей во второй «комнатке» нашей внутренней кухни – пищеводе.
Проводится танец-игра «Мы пойдем налево». (см. приложение 2).
Воспитатель: А вот и третья «комнатка», в которую попадает наш кусочек пирожка (детям показывается на рисунке желудок.)
Это – желудок. Его еще можно шутливо назвать волшебной «кастрюлей – скороваркой»
- Кто из вас догадался, что сейчас происходит в желудке с нашим кусочком пирожка?
- Да, дети, он начал перевариваться, превращаться в жидкую кашицу с помощью слюны во рту и желудочного сока в желудке. Стенки желудка можно сравнить с наждачной бумагой.
Предлагаю провести эксперимент: на кусочке наждачной бумаги растереть кусочек пирога.
Затем предлагаю показать на себе местоположение желудка: с левой стороны, там, где кончаются рёбра.
Коллективно решается вопрос: «Почему у человека бывают боли в области желудка?»
Дети совместно с воспитателем ищут ответы на этот вопрос (тот, кто не пережевывает пищу до конца, вместе с ней проглатывает много воздуха, и воздух, попав в желудок, вызывает часто боли, отрыжку, икоту).
Памятка: «Правила правильного жевания и глотания пищи» (ознакомить детей и раздать им).
Воспитатель: дети, а хотите узнать, куда же дальше отправится наш кусочек пирожка в извилистых коридорах «кухни»? Педагог уточняет, что протяженность «кухни» 8 метров, но она свёрнута и помещается в животе.
В темном коридоре есть ещё и четвертая комнатка: это тонкий и толстый кишечник.
- Тонкая кишка внутри покрыта малюсенькими ворсинками, которые, как насосики, всасывают жидкую кашицу – то, что осталось от пирожка или другого съеденного вами продукта, - и кормят все наши клеточки.
- Каждая ворсиночка тонкой кишки впитывает в себя все питательные вещества.
Предлагаю эксперимент: разливаем воду на столе и кладём на неё полотенце или бумажные салфетки.
- Что произошло с водой? (Ответы детей.)
- Правильно, она впиталась в полотенце, салфетки. То же самое происходит в тонкой кишке.
- Куда же все ненужные организму вещества и воду отправляет дальше тонкая кишка?
(Ответы детей.)
- Вот в эту широкую, но короткую толстую кишку. Она как хороший хозяин забирает в себя, оставшуюся воду, а никому не нужные отходы с помощью мышц выбрасывает из себя. Вот тогда возникает потребность сходить в туалет.
Воспитатель обращает внимание на еще один орган, самый крупный.
- Как вы думаете, что это? Как это называется? (Ответы детей.)
Воспитатель: - Это печень, наша «пограничная застава». Она очищает кровь от вредных веществ. И если в наш организм случайно попадет вредное, ядовитое вещество, то наша «пограничная застава» - печень – разрушит и выведет из организма.
Предлагаю обсудить и обыграть ситуацию «Ты нечаянно съел вкусное, но невымытое яблоко». Несколько детей выполняют этюд «Ой – ой, болит живот». Они ходят, согнувшись по группе, прижав к животу руки с измученным выражением на лице, жалуются, что у них болит живот. «Мы болеем, кто поможет нам в беде?»
В это время раздать в руки «больным» детям обрывки бумаги – модели вредных микробов.
Другая подгруппа детей, выступая в роли «пограничной заставы» - печени, у каждого «больного» забирает обрывки бумаги «вредные микробы» и уничтожает их: выбрасывает в определенное место.
Педагог предлагает детям рассмотреть все комнатки внутренней «кухни» человека, посчитать их. На силуэтах человечков нарисовать их на своих местах.
В заключении подарить детям памятки «Правила правильного жевания и глотания пищи» со словами: «Будьте всегда здоровы. Помните, что здоровье вы держите в своих руках. Запомните эти правила и научите им своих близких».
Литература:
1. Сигимова М. Н. «Формирование представлений о себе у старших дошкольников» – Волгоград: Учитель, 2009.
2. Семёнова И. «Учусь быть здоровым, или Как стать Неболейкой»- М. Педагогика, 1991.
Памятка.
Правила правильного жевания и глотания пищи.
• Не ешь много жирной, острой и жареной пищи.
• Никогда не набивай пищей полный рот.
• Не глотай до тех пор, пока всё, как следует, не прожуёшь.
• Когда жуёшь, рот должен быть закрытым.
• Не разговаривай, когда жуёшь; можно начать говорить, когда во рту нет пищи.
• Никогда не переедай.
• Пей только тогда, когда во рту ничего нет; не старайся с помощью питья проглотить еду, которую плохо прожевал; тогда у тебя не будет ни икоты, ни боли в животе от большого количества газа.
• Не ешь незнакомую пищу без разрешения взрослых.
Приложение №1
Игра «Кто в твой «домик» в гости пришел?»
Сначала дети кладут на язык небольшие кусочки сахара, чеснока, лимона, соли и определяют, на каком месте своего языка они почувствовали сладкий вкус, кислый, солёный, горький. Затем эта же игра проводится с закрытыми глазами.
Приложение 2.
Ссылка.
https://yandex.ru/video/preview?text=мы%20пойдем%20налево&path=wizard&parent-reqid=1600753186829126-1087472988575024331166345-production-app-host-man-web-yp-381&wiz_type=vital&filmId=18371010420993175842