Ольга Владимировна Куличенко
Игра — эксперимент «Бумажная история»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – эксперимент «Бумажная история»
(Знакомство с бумагой детей раннего возраста через
экспериментальную деятельность.)
Цель: Развитие познавательной активности детей раннего возраста через включение в экспериментальную деятельность.
Задачи: Познакомить детей с экспериментальной деятельностью, формировать первичные представления о свойствах бумаги, учить применять полученные знания в самостоятельной деятельности.
Публикация «Игра — эксперимент „Бумажная история“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Игры для детей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Поделки из бумаги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Актуальность: Дети любят рассматривать иллюстрации в книгах, перелистывая страницы, часто их рвут. Это происходит от несформированности движений рук, ребенок должен научиться аккуратно и правильно перелистывать страницы. Что бы помочь воспитанникам в правильном обращении с книгой было решено познакомить их с бумаги.
Дети раннего возраста уже являются исследователями. Они активно осваивают и познают мир через деятельность с игрушками, предметами и вещами, что способствует развитию и совершенствованию познавательной активности.
Задача взрослого помочь детям в их стремлении познать окружающий мир, научить добывать знания, создать условия. В этом поможет экспериментальная деятельность. Играя и экспериментируя, дети осваивают способы обследования предметов, что помогает им понять их качества и свойства. В ходе эксперимента дети учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы. Такие игры-эксперименты способствуют совместному взаимодействию детей, развитию любознательности, у них активно развивается речь, пополняется словарный запас. Экспериментируя дети развивают мелкую моторику рук, а также дает положительные эмоции, что способствует познавательной активности малышей.
Знакомство с бумагой малыши начинают очень рано. Бумага, это доступный и универсальный материал, она окружает детей повсюду – книги, салфетки, оберточная бумага, альбомы, коробки. Несмотря на то, что бумага является самым знакомым и доступным материалом для детей, необходимо знакомить с её свойствами. Экспериментальная деятельность подходит для этого лучше всего. Малыши еще плохо запоминают, не все понимают в речи взрослого, и сами слабо владеют речью. Им трудно объяснить те или иные слова и свойства, а если показать ребенку на практике, дать попробовать самому исполнить действие, то с помощью наглядности и тактильных ощущений у него появляется интерес к предмету и практические навыки.
Для знакомства детей с бумагой был проведем эксперимент, целью которого стало формирование первичных представлений о свойствах бумаги.
Поставлены задачи: рассказать о свойствах бумаги, учить обследовать предмет, стимулировать любознательность, вовлечь детей в совместную деятельность, вызвать положительные эмоции.
Материал: листы тонкой бумаги на каждого ребенка, емкость с водой, кораблик сделанный из бумаги.
Детям в силу возраста тяжело сминать плотную бумагу и очень трудно ее порвать, поэтому в эксперименте использовали тонкую бумагу.
Воспитанники совместно с воспитателем гладили ее пальцами, сдували с ладони, рвали, сминали, опускали в воду. В ходе эксперимента сделали вывод, что бумага гладкая, мягкая, легко рвется, хорошо мнется, быстро намокает и тонет. В конце эксперимента сделали из бумаги кораблик и пустили его по воде, чтобы он мог плыть, детям предложили подуть на него, что они с удовольствием делали. Игра с корабликом продолжалась до тех пор, пока бумага не намокла и кораблик не стал погружаться под воду. В ходе экспериментирования дети получили заряд положительных эмоций, новые знания и умения.
Ход игры – эксперимента :
Художественное слово:
«Её мы можем смять, порвать,
А можем на ней нарисовать, изобразить кого-то.»
- Что это? Бумага.
Жил да был человечек из бумаги, во многих местах он побывал, и пришёл в гости к детям. Он не просто так пришёл, человечек очень хочет поплавать на бумажном кораблике.
- Поможем человечку исполнить его мечту? (ответы детей)
Прежде чем отправить бумажного человечка в путешествие на бумажном корабле, педагог предлагает проверить, какая бумага не тонет.
Каждому ребёнку даётся по листу тонкой и плотной бумаги.
Воспитатель: Положите на ладонь тонкий лист бумаги. Давайте на неё подуем.
«Подул ветерок, улетел листок»
- Что произошло? (ответы детей).
Зачем плотный лист бумаги кладём на ладонь и пробуем его сдуть. Он не сдувается, нужен сильный ветер.
Теперь предложите детям порвать бумагу. Плотная бумага рвётся тяжело, здесь надо приложить силу, возьмите бумагу по тоньше, вот она рвется легко.
«Из бумажного листочка
Я кораблик смастерю,
В путешествие отправлю
По весеннему ручью»
Педагог раздаёт детям кораблики, сделанные из тонкой бумаги. В таз с водой дети опускают кораблики, дуют на них и с интересом наблюдают, что произошло. Кораблики быстро размякнут и утонут. Бумажный человечек расстроится. Что же делать?
- У нас ещё есть плотная бумага. Посмотрите, какие кораблики получились.
Воспитатель раздаёт детям кораблики из плотной бумаги, предлагает на них подуть.
- Что же произошло. (Удивляется). Кораблики не утонули и наш гость – бумажный человечек, может поплавать.
«Я кораблик смастерил, по воде его пустил.
Ты плыви кораблик мой, а потом вернись домой»
Что бы кораблик лучше плыл, можно подуть на него.
Кораблики можно сделать заранее или вместе с детьми.
Играя и экспериментируя, дети знакомятся со свойствами предметов, их особенностями, получают положительные эмоции, учатся помогать и самостоятельно добывать элементарные знания.
Дети раннего возраста еще плохо запоминают информацию, им нужны многократные повторения. Поэтому необходимо продолжать начатую работу, будем рассказывать воспитанникам о свойствах бумаги, проводить новые эксперименты, закреплять полученные знания на занятиях, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей.