Анна Козлова
Игра в педагогической работе по развитию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие — это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Для всестороннего развития детей дошкольного возраста в педагогической работе применяется форма игры.
Публикация «Игра в педагогической работе по развитию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Игра один из основных видов деятельности и важнейшее средство воспитания детей. Она имеет преимущество перед другими видами детской деятельности и занимает особое положение в педагогическом процессе, т. к. даёт возможность детям проявить активность и самостоятельность, воображение, реализовать свои представления об окружающем.
Играя, ребёнок получает возможность лучше понять и усвоить социальный мир взрослых, именно здесь он приобретает навыки и новые формы общения. Желания, наклонности ребёнка переплетаются с мнениями, предложениями других детей. У него развивается эмоционально-волевая сфера, возникает потребность и способность подавить в себе эгоистические желания, признавать мнения и заслуги других, считаться с желаниями, интересами товарищей.
В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, потому что вызывает качественные изменения в психике ребёнка. Игра в дошкольном возрасте влияет на развитие всех сторон личности.
Игра является самой любимой и доступной деятельностью для детей. Она может быть самостоятельно организована и осуществлена ими. Поддерживая игру, обучая игре, воспитатель помогает естественному развитию навыков и способностей детей. Благодаря взаимодействию детей в игре, они многому учатся друг у друга. Игра предоставляет дошкольникам возможность самим или с помощью взрослых решать проблемы, принимать решения, учиться выражать свои мысли и чувства, приобретать самостоятельность. Игра является формой активного, творческого отражения ребёнком окружающей жизни людей, поэтому она не сводится к простому копированию действительности. Игра создаёт предпосылки для проявления творчества детей в придумывании замысла игры, в комбинировании ряда событий, протекающих в игре, в содержании выполняемой роли и ролевых действий, в игровом употреблении предметов, в усложнении правил игры. В игре дошкольник активно, творчески воспроизводит труд и быт, социальную жизнь, события, отношения, традиции взрослого мира.
Впервые в игре появляется важнейшая способность – действовать в плане представлений. Именно в игре ребёнок действует с одним предметом, представляя на его месте другой. Он «видит» себя в разных ролях, строит в воображении сюжет игры. В игре развиваются мышление и воображение: создавая общий замысел игры, ребёнок планирует его выполнение, творчески импровизирует по ходу игры.
В игре ребёнок не просто остаё тся один на один со своими фантазиями и выдумками: игра предполагает наличие партнёров. Поэтому игра предъявляет высокие требования к развитию речи ребёнка : ведь он должен объяснить, во что и как он хотел бы играть, договориться с другими детьми, кто какую роль может сыграть, суметь произнести свой текст так, чтобы его поняли остальные.
В игре ребёнок учится управлять собой, своим поведением в целом и отдельными действиями. Принимая ту или иную роль, ребёнок усваивает и необходимые для этой роли нормы поведения. Ребёнок должен кормить и одевать своего «малыша» в роли родителей, получать деньги, отпускать товар и рассказывать о том, что есть в «магазине» в роли продавца и т. п. Так в игре развивается способность ориентироваться в сфере норм и правил человеческих отношений. В игре ребёнок становится полностью субъектом своей деятельности. Он сам заинтересован собственной игрой, её процессом. Он может создать замысел игры и реализовать его. Он сам выполняет необходимые ему действия, сам переживает свои неудачи и поражения. Игра, которую ещё принято называть «спутником жизни», тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает; в игре активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.
Таким образом, игра необходима в работе по развитию детей дошкольного возраста, так как она выступает важным средством воспитания. Знание различных видов игры, её специфики, технологии проведения позволяют педагогу использовать все её функции: воспитательную, развивающую, обучающую, организаторскую, реабилитационную, саморазвития.