Луиза Алексеевна Григорьева
Игра в интеллектуальном развитии дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Игра в интеллектуальном развитии дошкольников
Григорьева Луиза Алексеевна
учитель- логопед МБДОУ «Детский сад №106»
г. Чебоксары, Республика Чувашия
Игра в интеллектуальном развитии дошкольников
В рамках реализации ФГОС дошкольного образования в конце учебного 2021-2022 г. г. в ДОУ был проведен социальный опрос по изучению ожиданий родителей, воспитателей, учителей начальной школы по отношению к дошкольному образованию. Представителям разных фокус – групп задавались одни и те же вопросы. Что вы ожидаете от детского сада? Какие компетенции должны быть сформированы у дошкольников в детском саду?
Публикация «Игра в интеллектуальном развитии дошкольников» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Полученные результаты позволили сделать вывод, что родители ориентированы на укрепление здоровья, социализацию, интеллектуальное и речевое развитие детей, которое позволить ребенку успешно подготовиться к обучению к школе.
Учителя начальных классов отдают предпочтение формированию определенных предметных знаний и способностям ребенка выполнять установленные школьные правила. Для них важно не только, какими знаниями владеет дошкольник, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, понимать происходящие закономерности.
Воспитатели расставляют ориентиры на развитие у воспитанников ключевых компетентностей, которые позволят дошкольникам осваивать новое, действовать самостоятельно в различных проблемных ситуациях.
Таким образом, многие ожидания родителей, воспитателей и учителей сфокусированы на интеллектуальном развитии дошкольника. А что хотят сами дети?
Интервьюер задавал старшим дошкольникам вопрос : Что ты больше всего любишь делать в детском саду?
1 ребенок – Я люблю играть в Лего и с машинками.
2 ребенок – Заниматься математикой, рисовать, играть с подружками.
3 ребенок - Я люблю ходить в детский сад, потому что там много игрушек, интересно играть в разные игры.
В рассуждениях детей главным глаголом было слово ИГРАТЬ.
Как совместить желание взрослых в интеллектуальном, логико-математическом, речевом развитии детей с интересами дошкольников к ведущему виду детской деятельности – игре.
Вместе с тем, мы педагоги понимали, что знамением нашего времени является «информационный взрыв». Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Телевидение, видео, радио, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой детьми информации. Но поскольку эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия – важной задачей обучения дошкольников является развитие умений
самостоятельной оценки и отбора получаемой информации, т. е. мыслительных операций, гибкости мышления.
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального развития дошкольников. В этих условиях система развивающего обучения направлена не на количественное накопление ребенком фактов, способов действий, воспринятых «на память», а на формирование и развитие собственной деятельности с математическим, речевым материалом, когда ребенок имеет возможность исследовать, сравнивать, анализировать, изменять, обобщать. Только в этом случае у дошкольника будет формироваться произвольная осознаваемая мотивация познавательной деятельности. И такую возможность детям дает игра.
Игра служит своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовательной или самостоятельной деятельности, стимулирует познавательную активность дошкольника, «провоцирует» их искать ответы на возникающие вопросы, проблемные ситуации, противоречия.
Практика дошкольного образования показывает, что очень важно создать привлекательные условия, обеспечивающие развитие интеллектуальных способностей детей, реализацию их потенциальных возможностей.
В нашем детском саду единство содержания обучения и развития обеспечивает созданная интеллектуально насыщенная предметно – развивающая среда : центр экспериментирования, интерактивный класс «Робототехника», зал шахматной королевы, леготеки. В каждой группе оборудованы дидактические уголки, мини – лаборатории, соответствующие возрастным особенностям детской деятельности. В младших группах: игровые пособия и игрушки, направленные на формирование сенсорных эталонов, домино, пазлы, для простейшего экспериментирования центры песка и воды. В старших дошкольных группах шашки, шахматы, логико – математические игры: «Танграмм», логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Волшебный квадрат» В. В. Воскобовича, магнитные цифры, счетные палочки, числовые лото. Особое место занимают речевые центры «Логотеки», где собран материал по развитию речи воспитанников : игры по ТРИЗ, карточки Проппа, схемы по составлению рассказов, аудиотека и видеотека сказок, наборы для организации разных видов театра.
Таким образом, правильно организованная предметно – развивающая среда помогает активизировать самостоятельную мыслительную деятельность, творческие способности дошкольников.
В современном образовательном процессе меняются функции педагога. Теперь он больше организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия ребенка. Ведь, ребенок, приученный с раннего детства к действиям по штампу, по готовому рецепту «типового действия», теряется там, где от него требуется самостоятельное размышление и принятие решений.
Поэтому следующим шагом, было освоение педагогами ДОУ совершенно другой технологии общения, организационным формам и методам вовлечения детей в процесс познания. Воспитатели освоили исследовательский метод обучения – детское экспериментирование с использованием схем последовательности проведения опытов, экспериментов, проектную деятельность, технологию ТРИЗ и др. Данные технологии многофункциональны, рассчитаны на широкий возрастной диапазон участников игр, предоставляют детям максимальную степень свободы, отвечают запросам компетентностно – ориентированного образования.
Мы, педагоги, научились даже в привычных ситуациях находить объекты познания. Так, например, в самой обычной сюжетно - ролевой игре в магазин, при умелом руководстве взрослого, дети способны осваивать разнообразие геометрических форм, количественных, пространственно-временных отношений объектов окружающего их мира во взаимосвязи, развивать диалогическую и монологическую речь. Они овладевают способами самостоятельного познания: сравнением, измерением, преобразованием, счетом. Это создает условия для их социализации, вхождения в мир человеческой культуры.
В методический актив педагогов вошли такие формы и методы обучения дошкольников : развивающие, проблемно - игровые ситуации, экспериментирование, игровые тренинги, упражнения в рабочих тетрадях, учебно-игровых пособиях, компьютерных программах.
Интеллектуальное развитие детей осуществляется на диагностической основе, с учетом возраста, уровня развития, склонностей и интересов детей.
Кому - то ближе игра с конструктором, кто - то любит экспериментировать, кого - то привлекают шахматы.
С 2012 года в детском саду реализуется программа обучения старших дошкольников игре в шахматы. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей умению ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, гибкость, собранность, изобретательность и др.
В настоящее время, старшие дошкольники свободно играют в шахматы. В детском саду проводятся турниры, шахматные поединки среди родителей воспитанников, сеансы одновременной шахматной игры. В семьях наших воспитанников появился новый интеллектуальный досуг. Юные шахматисты не раз становились победителями городских конкурсов, а при переходе в школу - и победителями всероссийских турниров.
Оценка результативности проведенной работы по интеллектуальному развитию дошкольников, свидетельствует об увеличении количество детей с высоким уровнем интеллектуального развития на 15%. Т. о., положительная динамика подтверждает эффективность выбранных технологий.
Родительская общественность высоко оценивает профессионализм педагогов ДОУ, а учителя начальных классов выражают благодарность за сформированность учебных качеств наших выпускников.
Использованная литература:
1. Гришаева, Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н. П. Гришаева. – Москва: Вентана-Граф, 2018. – 184 с.
2. Дыбина О. В., Щетинина В. В., Поддьяков Н. Н. : «Ребенок в мире поиска. Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников/ Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-изд., переб. и доп. –М. : ТЦ Сфера, 2017. – 128 с.
3. Иванова А. И., Н. В. Уманская «Мир, в котором я живу». Программа по познавательно исследовательскому развитию дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2017. – 160 с.
4. Иванова А. И. «Организация детской исследовательской деятельности: Методическое пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ТЦ Сфера, 2017. – 96 с.
5. Мельникова, Е. Л. Создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками / Е. Л. Мельникова, Л. Ю. Сысуева //Методист. – 2016. – № 4. – С. 61–68.
6. Микляева Н. В., Модель Наталья Александровна, Одинец Л. К. «Экспериментариум и научная лаборатория в детском саду. Методическое пособие. ФГОС» Издательство: АРКТИ, 2017 г.
7. Понамарева, Е. В. Проблемная ситуация как условие развития познавательной мотивации дошкольника / Е. В. Понамарева [и др. ] // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – № 3. – С. 64–68.
8. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. - СПб., «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС».