Соколова Анастасия Николаевна
Игра-путешествие «В стране Литературии»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра-путешествие «В стране Литературии»
Задачи:
• Познакомить обучающихся с историческими источниками, хранящимися в музеях; научить обучающихся видеть в музейных предметах часть истории быта; повторить и закрепить знания обучающихся по литературе.
• Развивать внимание, память, мышление.
• Воспитывать патриотические чувства, создать на занятии атмосферу радости от общения с прошлым.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, мультимедиа.
Литература :
Публикация «Игра-путешествие „В стране Литературии“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2019
Оформление помещения: На доске написана форма ВВМ. На интерактивную доску выводится карта путешествия.
Полное содержание дела
Учитель: Здравствуйте ребята. Приветствую всех вас в нашем уютном кабинете на необычном мероприятии.
Сегодня на мы будем знакомиться с различными историческими источниками, которые хранятся в этнографических музеях. Они нам многое расскажут о давней жизни людей, о их быте и традициях. Мы попытаемся перенестись в эпоху прошлого и на примере русских как народных и литературных сказок ощутить ценность многих музейных экспонатов, которые использовались всегда в литературных произведениях и в сказках в том числе.
Для этого мы с вами отправимся в путешествие по сказочной стране.
А вы любите сказки? Скажите, ребята, как, по-вашему, сказка-это только красивая выдумка? Конечно, в сказке много фантазии, но вместе с тем она и отражает жизнь. А кто придумывает сказки? Да, правильно, люди придумывали сказки от своей жизни, в них передавалась мечта народа о счастье, доброте, щедрости, всегда в них осуждалась жадность, зависть, злость. Добрый герой в сказке всегда побеждает злого.
Я вам предлагаю отправиться в полет на воздушном шаре. Итак, вы готовы? (-Да) Отправляемся в путь, ребята!
Долго иль коротко мы летели, но мы совершили посадку в стране Литературии прямо у синего моря. Посмотрите, кто нас встречает? (дед и бабка) В какую сказку мы попали? Кто ее автор? (Пушкин А. С.)
(«Сказка о рыбаке и рыбке»). Внимательно посмотрите, что лежит рядом с бабкой? (корыто) Кто знает что это и для чего использовалось?
КОРЫТО - продолговатый сосуд из выдолбленного широкого бревна. Использовалось для стирки белья и для других домашних надобностей.
Обратите внимание на обувь стариков. Что это? (Лапти)
Лапти (ед. ч. — лапоть) — низкая обувь, распространённая на Руси в старину, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые и другие, берёсты или пеньки[1]. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей[1]. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти.
Давайте немножечко прогуляемся с вами по этой стране. Идем-идем, и вот на пути нам встречается дом купеческий. Давайте зайдем в гости? (сказка «Аленький цветочек») а встречают нас три девушки. Из какой сказки, кто догадался? (Аленький цветочек). А какие необычные и красивые на них наряды. А они отличаются от нашей одежды? (да) Это народный костюм, ребята. Наши далекие предки носили именно такое одеяние. Посмотрите, как много узоров на одежде. В старину люди вручную вышивали все эти узоры. Некоторые узоры даже имели свое значение. Обратите внимание на головной убор девушек. Это кокошник. Раньше девушки были обязаны его носить. А все вещи и драгоценности девушки хранили в сундуках и ларцах. Посмотрите, рядом с девушкой мы можем увидеть ларец. ЛАРЕЦ - искусно сделанный, украшенный ящичек для хранения вещей, драгоценностей, шкатулка, сундучок.
- К сожалению, нам пора отправляться в путь. А вот и наш воздушный шар. Полетели.
- И вот перед нами открываются просторы страны «Народной». А приземлились мы с вами в старинной русской деревне. Перед нами открыты двери бревенчатой избы. А что же ждет нас внутри? В избе всего 2 комнаты. Пройдемте в 1 комнату. Кто узнал сказку? (Каша из топора)
В чем варил кашу солдат? Это чугунок. Чугунок — крупный сосуд, горшок из чугуна, позднее также из алюминиевого сплава, округлой формы, т. е посуда для приготовления пищи.
А рядом с солдатом мы можем увидеть ушат. Назван он из за ушек (учитель показывает их на картинке) на бочке. А что рядом с ушатом плетеное стоит? (ответы детей) Это короб. Его плели из прутиков. А использовали для переноса вещей. А что сейчас мы используем в этих целях?
Заговорились мы со старухой и солдатом. Пройдемте-ка в следующую комнату. Герои какой сказки встретили? («Гуси лебеди») что делает Баба-яга? Прядет нитки. С помощью каких инструментов она это делает? (веретено и кудель) Пучок льна, шерсти кладут на кудель. А скручивают нитку с помощью веретена. Погостили мы в избе, пора бы нам вернуться к воздушному шару.
Ой, а кто же спешит к нам на встречу (Емеля) а какой необычный транспорт у него. Что это? (печка) Раньше дома отапливались русскими печками. В них же и готовили еду. Чугунок ставили с помощью ухвата (рогача) ,т. е. длинной деревянной палкой с металлической рогаткой на конце. Под каждый размер чугунка был свой ухват.
А кто это рядом бежит? (ушат) А что к ним прикреплено. Кто знает? (ответ детей)
Ребята, это коромысло — дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов. Коромысло кладётся на плечи.
Попрощаемся с Емелей, и отправляемся в путь.
И вот мы с вами очутились в музейной стране. Нас встречает экскурсовод.
Давайте совершим экскурсию по современному музею. И тут мы видим вместе все те предметы, с которыми мы познакомились сегодня. (Учитель показывает на фотографии, а дети называют предметы)
Нам пора возвращаться домой. И вот мы снова прилетели в нашу школу, в наш светлый класс.
Что вы запомнили из нашего мероприятия и что нового познали для себя?А теперь ответьте нам, ребята, интересно ли вам было сегодня на нашем необычном мероприятии и хотелось бы вам еще таких занятий?
Спасибо всем за внимание! До свидания!