Светлана Лодина
Игра-путешествие в прошлое электрической лампочки
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
«Игры – путешествия в прошлое электрической лампочки»
Образовательная область: познавательное развитие
Тема: Путешествие в прошлое осветительных приборов
Возраст детей: 6-7 лет
Форма НОД: «Путешествие по реке времени»
Цель: Знакомство с историей осветительных приборов.
Обучающие задачи:
Темочки:
- История предметов, путешествие в прошлое
- Электрическая лампочка
- Электричество, бытовые приборы. Игры, дидактические пособия
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
1. Формировать представления о временных отношениях на примере появления осветительных приборов
2. Формировать умение выражать свои мысли.
Развивающие задачи:
1. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, классификация
2. Развивать инициативность посредством создания ситуаций выбора вида транспорта для путешествия, места и участников совместной деятельности.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач,
2. Воспитывать интерес к историческому прошлому.
Методы и приемы: наглядные -презентация по теме «Путешествие в прошлое лампочки», рассматривание предметов, показ иллюстраций; словесные - беседа, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, игровые -игровая ситуация; дидактические игры, пальчиковая игра, практические -моделирование, практические упражнения.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация по теме «Путешествие в прошлое лампочки»; старинные осветительные приборы: факел, светец, керосиновая лампа, ёмкость с водой, панно «Река времени», предметные картинки, макет пещеры, горницы, палочки деревянные на каждого ребенка, лучины, свечи, музыкальное сопровождение.
Ход:
Воспитатель: (Вносит в группу лучину) Ребята, как вы думаете, что это такое? (палочка, щепка, деревяшка) А вы знаете, что в давние-давние времена эта щепка освещала жилища людей? А называется эта щепка-лучина.
Воспитатель: А вы хотите узнать чем ещё в давние времена пользовались люди для освещения? Как нам это сделать? (Дети принимают решение отправиться в прошлое)
Воспитатель: Я приглашаю Вас отправиться в путешествие по «Реке времени», туда, где живут предки электрической лампочки.
Воспитатель: На чем можно отправиться в путешествие? (варианты детей)
Вношу макет машины времени с кнопками: «Древность» «Старина» «Современность»
(Дети нажимают кнопку «Древность», под звуки фонограммы «Прекрасное далёко» и сияние диско-шара дети медленно кружатся по группе.)
Медленно подвожу кружащихся детей к имитации пещеры.
Воспитатель: Куда же мы попали?
Воспитатель: Как вы думаете, кто здесь живёт? (первобытный человек).
Дети рассаживаются вокруг очага.
Воспитатель: Как вы думаете, в такой пещере было темно или светло, есть ли здесь окна?
Воспитатель: А что же освещало пещеру? (огонь)
Воспитатель: Но как же первобытные люди разводили огонь, ведь спичек ещё не было? (Дети предлагают варианты.)
Воспитатель: Давайте и мы попробуем развести огонь. Садитесь скорее у дров, берите палочки.
Пальчиковая гимнастика «Костер» (с палочками)
Палочку кручу, верчу,
Развести огонь хочу.
Быстро палку повертели,
Искры сразу полетели,
Разбудили мы огонь,
Ты рукой его не тронь!
Воспитатель: Очень много времени и труда затрачивал человек, чтоб высечь одну маленькую искорку. И поэтому люди берегли огонь, постоянно поддерживая его в очаге.
Воспитатель: А для чего ещё использовали огонь первобытные люди? (приготовление пищи, обогрев, чтоб отпугивать животных).
Воспитатель: Всё верно. Но огонь горел и освещал лишь небольшую часть пещеры. Стал человек думать, как осветить и ту часть, куда не доходит свет костра. Давайте и мы с вами подумаем.
Воспитатель: Кто-нибудь знает, что придумали люди, чтобы освещать себе путь в темноте? (Предположения детей).
2 Слайд Со временем люди догадались, что, если в костер опустить палку, она загорится, и с ней можно будет отойти туда, куда не доходит свет костра. А затем на конец палки стали наматывать промасленную паклю. Так появился факел. (Демонстрация предмета).
Воспитатель: С факелами не только ходили по улице, но и укрепляли в замках на стенах для освещения помещения.
Проводится игра «Хорошо-плохо». Дети, передавая друг другу факел называют его положительные и отрицательные качества.
Воспитатель: А факел может быть предком электрической лампочки?
Воспитатель: Но время не стоит на месте, и нам с вами пора отравляться в «Эпоху старины». Дети нажимают кнопку «Старина» под звуки фонограммы «Прекрасное далёко» и сияние диско-шара дети медленно кружатся по группе.)
3 Слайд Посмотрите, мы с вами в горнице, где молодые девушки прядут свои золотые нити.
Воспитатель: Угадайте, какой предмет освещал помещение в это время?
Под нее девицы пряли,
Ей работу освещали, Песню пели, славно… чинно
А зовут ее… (лучина)
Воспитатель: Это обычная щепка, заострённая на конце. (у каждого ребенка) Ее отщепляли от полена. Чаще делали из берёзы, она лучше горит. Один конец лучины зажигали, а другой вставляли в специальную подставку, светец. Как вы думаете, на какое слово похоже слово "светец"? Ну, конечно же, на слово "свет". Под светец ставили специальную ванночку с водой: ведь в деревянном доме даже маленькая искорка, упавшая на пол, может привести к настоящему пожару! Как вы думаете, если мы сейчас зажжем лучину, у нас будет светло? Надолго нам хватит лучины? (Поджигаю лучину, и наблюдаем, как она горит.)
Воспитатель: Да, света от лучины было маловато, к тому же, она очень быстро сгорала, и приходилось ее заменять на новую.
Воспитатель: Является ли лучина предком нашей лампочки? Почему?
Воспитатель: Шли годы, и человек придумал более удобный источник для освещения. А какой узнаете, отгадав загадку.
Таять может, да не лед.
Не фонарь, а свет дает. (Свеча)
4 Слайд Свечами освещали небольшие жилища. Вечерами целая семья могла коротать вечер при одной свече.
5 Слайд А огромные залы во дворцах использовали тысячи свечей в красивых подсвечниках.
Воспитатель: Вы знаете, из чего делали первые свечи?
6 Слайд Оказывается, первые свечи делали из камыша, его обмакивали в растопленное баранье сало. Сало остывало, становилось твердым и когда зажигали свечку – она постепенно плавилась.
Воспитатель: Ребята, а из чего делают свечи сейчас? (из воска) Рассматриваем свечи. (у каждого ребенка)
Воспитатель: Что есть у свечи? (фитилек) Из чего сделан? (из скрученной ниточки) Для чего он нужен? В пламени свечи сгорает все плохое. Если при горении слышится сильный треск, то вокруг много отрицательной энергии, если свеча горит без треска, значит, нас окружает положительная энергия, хорошее настроение. Давайте с вами зажжем свечу и услышим, какое «настроение» нас окружает? 2 февраля отмечается праздник «День свечей». Говорят, что в этот день зима преломляется пополам. В календаре работ с этого дня начиналось вязание и прядение, а ещё освещенные в церкви свечи раздавали людям, чтобы те защитились от зимы. Свечи ставят в подсвечники, которые изготавливались из различного материала: дерева, меди, железа.
Демонстрация подсвечников, ребята берут их в руки, определяют, из какого материала они сделаны
Воспитатель: Удобна ли свеча для освещения? Почему? (мало света, быстро сгорает, опасна, может вызвать пожар).
Воспитатель: Может ли свеча быть предком электрической лампочки?
Воспитатель: Прошло ещё много лет, и человек со временем научился добывать нефть, а из неё получать керосин и придумал другой источник для освещения. А что придумал, узнаете, если соберете разрезные картинки (керосиновые лампы)-работа в парах.
7 Слайд Каких только керосиновых ламп не было. Их ставили на стол
8 Слайд вешали на гвоздь, вбитый в стену, подвешивали к потолку посреди комнаты.
Воспитатель: В баночку внизу лампы наливали керосин. В верхней части находится фитиль из ниток, который опускался в банку с керосином, а сверху одевали стеклянный колпак. (Поджигаем фитиль лампы, наблюдаем за её горением.)
Воспитатель: Как вы думаете, удобной ли была керосиновая лампа? (Ответы детей) Почему? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, керосиновая лампа плохо освещала комнату, в неё постоянно надо было наливать керосин. Если кто-то нечаянно опрокидывал лампу, керосин разливался, вспыхивал огонь.
Воспитатель: Может ли керосиновая лампа быть предком электрической лампочки? Почему?
Воспитатель: А теперь пришла пора отправиться в нашу эпоху, эпоху «Современного мира» (Дети нажимают кнопку «Современный мир» под звуки фонограммы «Прекрасное далёко» и сияние диско-шара дети медленно кружатся по группе.)
9 Слайд Время шло, и люди изобрели электричество. Русский изобретатель Александр Лодыгин создал совершенно новый удобный способ освещения жилья, а какой способ, отгадайте сами:
Дом, стеклянный пузырёк
А живёт в нём огонёк,
Днём он спит, а как проснётся
Ярким пламенем зажжётся.
Воспитатель: А что освещает электрическая лампочка, давайте вспомним, где мы можем её увидеть? (квартиры, садик, улицы, больницы, холодильник, микроволновка, духовка, игрушки)
- Как устроена эта лампочка и что в ней горит? Это пузатый стеклянный баллончик, на его удлиненной части металлический цоколь с нарезкой. Для чего он нужен? Он нужен для того, чтобы лампочку ввинчивать в патрон. За стеклом дрожит тоненькая, как волосок, серебристая спиралька. При включении тока, спираль нагревается, и лампочка ярко светит. (Демонстрация воспитателем включения лампы)
-Удобна ли электрическая лампочка?
-Чем удобней огня, факела, лучины, свечки, керосиновой лампы?
(ярко и долго светит, безопасна).
10 Слайд Наша жизнь с появлением лампочки изменилась. Мы с вами привыкли, что в наших домах горит свет
11 Слайд А по вечерам освещаются улицы.
12 Слайд Со временем у обычной лампочки появилось множество родственников. Это нарядные люстры, настольные светильники и бра.
13 Слайд карманные фонарики, и прожектора. Горят они от разных источников питания: одни- от батареек, другие от электрической сети, третьи – от аккумуляторов.
Игра «Найди лишний предмет» (находить и назвать лишний предмет, закреплять знания о временных отношениях на примере осветительных приборов)
1 карточка- торшер, бра, настольная лампа, свеча
2 карточка-факел, костер, люстра
3 карточка- лучина, керосиновая лампа, свеча, люстра
Воспитатель: Давайте вспомним, с чего начиналось рождение лампочки. У вас на столе лежат карточки с изображением источников освещения разных временных эпох. Вам нужно разделиться на подгруппы и разложить карточки на панно «Река времени» всех наших остановок
Рефлексия: Воспитатель предлагает передавать друг другу волшебную светящуюся палочку – у кого палочка, тот расскажет, что сегодня его удивило, что узнали нового, зачем нужно изучать прошлое.
Открытость: Ребята, а какой может быть лампочка будущего? Попробуйте пофантазировать. Вы можете самостоятельно нарисовать лампу, посоветоваться с родителями, друзьями, воспользоваться энциклопедиями об осветительных приборах, интернетом, а затем мы с вами устроим выставку ваших работ и пригласим ребят из других групп нашего детского сада.