Наталья Смертина
Игра-путешествие с детьми среднего дошкольного возраста «Путешествие капелек по озёрам Омской области»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обогащение знаний детей об Омской области через ознакомление с озёрами.
Задачи:
- познакомить детей с охраняемыми природными ресурсами - озёрами Омской области (Данилово, Линёво, Щучье, Шайтан и Потаённое);
- способствовать формированию представления о значении воды в жизни человека, о существовании озёр края;
- закрепить у детей понятия: широкий – узкий, глубокий – мелкий;
- формировать умения анализировать, обобщать, образно мыслить, воображать, учить разрешать проблемы, находить и принимать решения.
- развивать у детей способности к саморазвитию;
Публикация «Игра-путешествие с детьми среднего дошкольного возраста „Путешествие капелек по озёрам Омской области“» размещена в разделах
- развивать познавательный интерес детей к озёрам родного края;
- развивать двигательную сферу.
- воспитывать культуру правильного поведения в природе, бережного отношения к воде как природному ресурсу;
- способствовать воспитанию взаимопомощи;
- привить интерес к краеведению через обогащение знаний по озёрам края.
Ход НОД:
Вводная часть.
Здравствуйте, мои дорогие,
И маленькие и большие!
Вижу, как вы подросли,
До чего же хороши!
Я рада видеть вас! Этот день мы проведем вместе.
Чудеса сейчас придут.
Интересно будет тут!
Я на вас погляжу,
Да и историю вам расскажу!
Вы на ус всё намотайте,
И главному персонажу помогайте!
А сейчас поудобней в полукруг вставайте.
Создание проблемной ситуации
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла —
Только в садик я зашла,
Ко мне капелька, Капитошка, пришла.
Она в гости позвала,
О своей беде поведала.
А давайте, ребята, подойдём к дому Капитошки и заглянем в её окошко.
Открываем мы окошко,
А там грустит Капитошка.
Плачет бедная, грустит,
И нам всем говорит:
«Люди кран закрыть забыли,
И все капельки, мои подружки, уплыли!»
Что люди неправильно сделали? Можем ли мы назвать таких людей экономными, бережливыми?
Целевая установка
Вам, ребята, жалко Капитошку? А что нужно сделать для того, чтобы Капитошка перестала грустить?(мы должны найти её подружек и постараться вернуть их домой)
Проектирование решений проблемной ситуации
А как мы можем это сделать? (отправиться в путешествие).
Смотрите, ребята, а капельки, оказывается, оставили нам подсказки.
На карте, что-то изображено. Как вы думаете, что изображено голубым цветом? (река, море, океан, озеро). Это всё называется водоёмами. А сейчас мы отправимся путешествовать по озёрам.
Основная часть.
Сейчас мы поворачиваемся и встаём друг за другом; смотрим на карту, отправляемся с помощью клубка в дорогу.
Клубок волшебный помоги,
К первому озеру нас приведи.
(идут к первому озеру)
Физминутка «Дождик»
Капля раз, Капля два, (прыжки на носочках, руки на поясе)
Очень медленно сперва.
А потом бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, (развести руки в стороны)
От дождя себя укрыли. (сомкнуть руки над головой полукругом)
Куда же нас привёл клубок? А это, ребята, озеро «Данилово».
Это озеро самое глубокое. Неподалёку от него растут осины, березки и сосны, в которых можно увидеть белок, ежей, бурундуков. Это озеро похоже на горный водоем. Оно чистое, прозрачное, можно даже увидеть на дне камешки. В этом озере вода содержит серебро, помогает от многих болезней и её назвали «живой».
Смотрите, а кто это здесь? (наша капелька). Мы её нашли. Давайте возьмём ведёрко и поместим туда эту капельку.
Смотрим дальше на карту и продолжаем путешествие. Согласно карте, следующее озеро, которое будет у нас на пути, - это Линёво.
Клубок волшебный помоги,
К Линёву озеру нас приведи.
Ну, вот мы и добрались до этого озера.
(возле этих картин лежит мусор и внутри - капелька)
Озеро расположилось неподалеку от озера Данилово. Вокруг озера стоит сосновый лес, в котором можно увидеть белок, ежей, бурундуков. В озере водятся окунь, щука, чебак, линь и карп. В этом озере вода тоже содержит серебро, и её называют «живой». Но совсем недавно это озеро страдало от загрязнения.
Обратите внимания, а всё ли в порядке возле озера? (много мусора) А вы бы хотели отдыхать на таком озере? Что нужно сделать, чтобы озеро стало чистым?(убрать мусор)
(игра «Собери мусор»; в процессе игры находят дети капельку)
Ну, и где же наша капелька? Помещаем её в ведёрко. Ребята, вы молодцы! Давайте теперь посмотрим на наше озеро, какое оно стало? (чистое).
Что у нас теперь на озере? (кувшинки) Это говорит о том, что вода в озере чистая.
Итак, ребята, продолжаем дальше путь.
Клубок волшебный помоги,
К следующему озеру нас приведи.
Смотрите, куда нас привёл клубок. Это озеро Щучье.
Озеро Щучье самое маленькое из всех пяти озер, но, ничуть не слабее по свойствам остальных. Вода в нём живая. Вода позволяет лечить головные боли.
Дружно за руки возьмёмся
Вокруг озера пройдёмся
Озеро бывает большое, вот такое!
А озеро Щучье - маленькое, вот какое!
Полукругом вместе встанем
И движения повторяем:
Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп
Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя.
Взглядом озеро обведём
Может капельку найдём.
(в это время поместить капельку в центр озера)
Вот мы нашли ещё одну капельку. Помещаем её в ведёрко.
На пути у нас на карте ещё одно озеро.
Клубок волшебный помоги,
К таинственному озеру нас приведи.
И куда же нас привёл волшебный клубок? К озеру, которое называется Шайтан.
Давайте полюбуемся, как красив водоём, как блестит вода.
(видео про озеро Шайтан, ссылка - https://youtu.be/QTtawS-FiYM)
Это самое загадочное, малоизученное озеро. Подойти к озеру можно только по специально сделанной гати из поваленных деревьев. Люди исследовали Шайтан-озеро. И не смогли определить его глубину! То есть оно как бы бездонное! На самом деле у озера два дна. По легенде на дне озера существует подземный храм, в котором хранится кристалл Мудрости. Купаться в этом озере можно. Вода считается «мертвой» и лечебных свойств не имеет.
В ночное время суток над озером Шайтан часто наблюдаются свечения и аномальные явления. А вот, что такое, ребята, аномальные явления, мы с вами поговорим во время нашего второго путешествия. Смотрите, ребята, где капелька? (в траве, помещаем в ведёрко)
Ребята, что с нашим клубочком? (клубочек не может показать путь к последнему озеру) А что же у нас изображено на карте? (есть ещё одно озеро).
Но почему-то вместо изображения этого озера на карте стоит знак вопроса. Как вы думаете, почему? Ребята, а вы хотели бы найти это озеро? Давайте представим, что мы с вами исследователи и сейчас попробуем найти последнее озеро.
(подходим к последнему мольберту: на мольберте – знак вопроса, а около мольберта изображен лес и в нём капелька)
Ну, что, ребята, нашли озеро? (нет) А куда мы с вами пришли? (в лес) А кто это в лесу? (капелька) Верно, она заблудилась, не смогла найти это озеро. А знаете почему?
Потому что, оно называется Потаённое и где расположено есть много версий. Проблема в том, что открывается оно не каждому. Небольшое по размеру и круглое, оно бездонное. Есть даже предположение, что озеро является древним тоннелем.
Давайте поместим нашу капельку в ведёрко.
Ребята, кто посчитает наши капельки? Всех нашли? Вы молодцы! Разыскали всех капелек-подружек Капитошки.
Пора их вернуть Капитошке. А вернёмся к дому Капитошки мы по ручейку.
(Игра «Ручеёк», вернулись к доске)
(из ведёрка капельки достают и прикрепляют на доску, где находится дом Капитошки; в это же время Капитошку нужно перевернуть обратной стороной)
Ребята, смотрите:
Капелька заулыбалась
И у нас в саду осталась.
Ребята, смотрите, наша Капитошка заулыбалась и солнышко ей вслед.
Рефлексия. (эмоциональная)
А сейчас, ребята, мы подойдём к солнышку и прикрепим лучики, если наше путешествие вам понравилось, и закроем его тучками, если ничего полезного и интересного для себя вы не узнали.
(рефлексия содержания):
- Какое озеро вам больше всего запомнилось?
- Какое бы озеро вы бы захотели посетить и почему?
Итог:
Итак, ребята, мы с вами посетили пять озёр, которые давно привлекают к себе туристов своими легендами. По одной из них, озёра появились после падения осколков метеорита, и их объединяет подземная река. По другой, воду в четырёх озёрах считают «живой» и только в одном она «мёртвая», и в нём скрыт храм. А ещё большая загадка – мифическое пятое озеро, названное в народе Потаённым. Есть предположение, что писатель Пётр Ершов написал свою сказку «Конёк-Горбунок» опираясь на легенды о «живой и мёртвой» воде этих «Пяти озёр» Омской области.
Скажите, что было в начале нашего путешествия? Что мы делали для того, чтобы вернуть капельки домой? А что вы можете пообещать, чтобы такая ситуация, как с капельками больше не произошла? Давайте вы попробуете это рассказать с помощью моей подсказки.
1. Воду попусту не лить,
2. Экономить, кран закрыть!
Бережно расходовать.
3. Тогда,
Такая беда с капельками
Не произойдёт никогда.
Давайте, ребята будем друзьями этих капелек, будем беречь и экономить воду. А сейчас мы пойдём к нашим ребятам и расскажем про наше путешествие.