Лариса Белоконева
Игра-путешествие «Поможем другу»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра-путешествие
Программные задачи
1. Расширить и уточнить представления детей о природе.
2. Учить на основе опытов определять физические свойства льда, воды, песка, глины, анализировать, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе, вырабатывать связную речь.
3. Воспитывать любовь к природе, учить беречь и охранять природу.
Словарная работа: экскурсия, компас, рюкзак, термос, препятствие, испытание, медвежья,
песчаная, глинистая тропа, твердое состояние, жидкость, обледенелый.
Публикация «Игра-путешествие „Поможем другу“» размещена в разделах
Предварительная работа: экскурсии в парк в разное время года, рассматривание картин с изображением диких животных, рассказ воспитателя о жизни животных, их повадках.
Знакомство со свойствами некоторых предметов, сделанных из разных материалов (дерево, металл, камень, стекло, хлопок и др.). Знакомство с компасом и другими предметами, необходимыми во время путешествия.
Ход занятия
Воспитатель беседует с детьми о предметах, которые потребуются им во время "путешествия" (компас, рюкзак, веревка, термос с горячей водой, фляжка с холодной водой, одеяло, игры, продукты, совместно подбирают вещи и аккуратно укладывают их в рюкзаки. Распределяют среди детей обязанности, назначают детей для работы в отряде "Зеленого патруля". Закрепляют правила поведения во время путешествия по лесу. Приложение № 1.
Правила
1. В лесу держаться всем вместе, без разрешения не отлучаться.
2. Не шуметь, не кричать, чтобы не нарушить тишину леса.
3. Не ломать ветки деревьев, не рвать цветы.
4. Место для отдыха выбирать там, где меньше растительности, или на прежних стоянках.
5. Не засорять лес бумагой, банками, отходами пищи.
6. Отходы от пищи и мусор закопать в землю.
7. Не ловить бабочек, муравьев, лягушек, змей, стрекоз, не разорять гнезда птиц.
8. Не разводить костер в сухую, жаркую погоду.
9. Угли от костра залить водой или засыпать песком.
После сборов и закрепления правил поведения в природе дети организованно идут из своей комнаты в зал, оформленный "лесной лужайкой". Использование информационно-коммуникативных технологий. Звучат голоса птиц. Презентация слайд № 2-3.
Юные путешественники осматриваются. Воспитатель спрашивает:
- Куда это мы попали? (Дети отвечают, что они пришли в лес, находятся на лесной поляне).
- Да, ведь это настоящая сказка! (Слышится плач, дети находят девочку)
- Что случилось? Почему ты плачешь?
Девочка:
- У меня потерялся щенок. Его унес злой волшебник. И я теперь не знаю, где его искать. (Плачет.)
- Ребята, может мы поможем девочке в беде? (Дети соглашаются.)
- А нам поможет найти щенка добрая Фея. Давайте спросим у нее! (Из-за ширмы выходит Фея.).
Презентация слайд № 4-5.
- Добрая Фея, подскажи нам, пожалуйста, как найти дорогу к злому волшебнику. Он украл щенка, которого мы должны найти и спасти.
- Дорога к злому волшебнику очень опасная. На пути вам встретится много препятствий. Преодолеть их сможет тот, у кого смелое и доброе сердце Готовы ли вы к таким испытаниям?
- Да!
- Хорошо. Вот вам волшебный цветок. Он укажет дорогу. Презентация слайд № 6 (Фея уходит.)
Воспитатель:
- Ребята, цветок указывает нам, что надо идти по медвежьей тропе. Но сначала необходимо найти среди звериных следов медвежью тропу. Приложение № 2. (Дети определяют по следам медвежью тропу и направление по ней к "реке").
Презентация слайд № 7-9.
- Тропа обрывается, видимо, следы надо искать на другом берегу. Как же нам переправиться на другой берег? (Дети предлагают переправиться через реку на лодке, на плоту, по веревке.). Презентация слайд № 10-11.
- Если переправляться на лодке, то из чего ее лучше сделать? У нас есть дерево, камни и стекло.
Воспитатель и ребята ставят опыт. Берут таз с водой, дерево, камень, стекло. Опускают их по очереди в воду. Определяют свойства указанных материалов. Приходят к выводу: лодку или плот следует изготовлять из дерева, т. к. оно плавает, оно легче воды.
Путешественники "переправляются" через "реку" на "плоту". Медвежья тропа обрывается перед песчаной и глинистой тропой. Презентация слайд № 12-14.
Воспитатель:
— По какой тропе мы пойдем дальше? По глинистой или песчаной? Следы медведя смыло дождем. (Дети проделывают второй опыт, берут одну банку с песком, другую - с глиной, наливают в них по полстакана воды и видят, что в первой банке вся вода впиталась в песок, а во второй осталась
сверху. Делают вывод о том, что по песчаной тропе идти легче, так как на ней после дождя нет грязи.) Идут по песчаной тропе. Дозорные наблюдают за соблюдением правил поведения в природе и делают "нарушителям" соответствующие замечания.
Тропа приводит детей к ширме-замку, на дверях которой висит обледенелый замок. Презентация слайд № 15-17.
Воспитатель:
— Чтобы открыть дверь, нужно разморозить замок. Что нужно сделать? (Решают, что надо замок подержать в руках, полить водой и прочее. Сами пробуют все варианты. Делают вывод: лед в тепле тает, из твердого состояния переходит в жидкое, лед превращается в воду.)
Замок открывается. Из-за ширмы выбегает щенок. Презентация слайд № 18-33.
Дети благодарят добрую фею за помощь и в заключение исполняют песню "Волшебный цветок" (муз. Ю. Чичкова). Приложение № 3.
Рефлексия
- Ребята, понравилось вам путешествие?
- Вот вам цветочки. Кому было интересно во время путешествия, прикрепите свои цветочки на магнитную доску под солнышко. А кому было скучно и грустно – под тучку. Приложение № 4.
- А сейчас встанем в круг, возьмемся за руки и вспомним, что нового мы узнали за время нашего путешествия.
Литература
1. Экологическое воспитание детей и молодежи. Издательство «Анна Поом и К0»
2. Великолепная энциклопедия животных. Москва. «Махаон». 2000 г.
3. Энциклопедия животных. Москва. Эксмо. 2004 г.